Серебрякова Марина
Развитие навыков общения как средство позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В наше время мы, как педагоги, все чаще стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно- эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной " технологизацией" нашей жизни,увлечением виртуальной жизнью. Общеизвестно, что лучшим другом современного ребенка являются телевизор или компьютер, а любимыми занятиями- просмотр мультфильмов, компьютерные игры. Об этом феномене писал еще Л. С. Выготский, называя его "засушенное сердце". Дети стали меньше общаться со взрослыми и друг с другом. Между тем живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками палитру их ощущений.
Публикация «Развитие навыков общения как средство позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из- за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Доминирование такого отчужденного отношения к сверстникам вызывает естественную тревогу, поскольку оно не только затрудняет общение дошкольника со сверстниками, но и в дальнейшем может принести массу всевозможных проблем. Поэтому, заботясь о социальной адаптации детей, в нашем детском саду создаются условия для развития общения и взаимодействия ребенка со сверстниками, развития социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками. Все это задачи социально- коммуникативного развития ФГОС ДО.
Работая со старшими дошкольниками, я заметила, что не все наши воспитанники умеют сотрудничать со сверстниками, не всем комфортно находится в детском коллективе.
Вместе с педагогом - психологом мы провели социометрию для изучения взаимоотношений между детьми. Было выявлено, что в группе есть "лидеры", " принятые", " непринятые"," изолированные дети".Такая ситуация подтверждала необходимость целенаправленной системной работы по позитивной социализации путем развития навыков общения.
Нами был создан проект " От улыбки станет всем светлей", который реализовывался в течение учебного года. В рамках проекта решались следующие задачи:
- Развитие инициативы и навыков общения
-Развитие творческих способностей на основе сотрудничества со сверстниками
- Воспитание эмпатии и готовности к совместной деятельности со сверстниками
- Усвоение моральных и нравственных норм и ценностей, принятых в обществе.
Как средство формирования способности к общению я использовала следующие методы и формы: игры (так как с помощью их педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, стать немного увереннее, подвести детей к ощущению принадлежности к группе сверстников, рассматривание иллюстраций, показ мультфильмов, беседы, игровые упражнения, занятия, игровые ситуации и сюжеты, ситуативные игры- истории с элементами драматизации, инсценировки, чтение художественной литературы, развлечения, праздники на тему дружбы и товарищества.
По результатам повторной социометрии в конце года изолированных детей в группе не стало, а непринятыми оказались только те, которые не посещали детский сад из- за частых болезней.
Работа по проекту помогла детям научиться общаться со сверстниками, правильно ориентироваться в доступном окружении, выражать свое отношение к миру, осознавать свое поведение. Мы отметили, что дети стали проявлять инициативу в общении, меньше конфликтовать, стараться договариваться между собой. Они научились проявлять доброжелательность, отзывчивость. Появилась готовность к совместной деятельности. Благодаря созданию атмосферы принятия каждого ребенка, сотрудничества педагога и воспитанников, проведению игр и упражнений, дети которые по данным социометрии были непринятыми стали чаще играть со сверстниками.
Если ребенку комфортно, если он чувствует уважение со стороны взрослых и сверстников, если он востребован, значит он социализирован в детском коллективе.