Папки-передвижки

Технологии позитивной социализации старших дошкольников в условиях ДОУ

Светлана Головко
Технологии позитивной социализации старших дошкольников в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Презентация Технологии позитивной социализации старших дошкольников в условиях ДОУ

Светлана Головко

Презентация Технологии позитивной социализации старших дошкольников в условиях ДОУ

МБДОУ №7 «Радуга»

Презентация"Технологии позитивной социализации старших дошкольников в условиях ДОУ. " Педагог: Головко Светлана. Валентиновна. Г. Приморско-Ахтарск. Краснодарский край.

Публикация «Технологии позитивной социализации старших дошкольников в условиях ДОУ» размещена в разделах

«Ввести ребенка в мир человеческих отношений- одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста»

В. А. Сухомлинский.

Социализация детей - это процесс направленный на вхождение ребёнка в социокультурную среду современного общества, которое требует инициативных молодых людей, способных найти «себя» и своё место в жизни, восстановить духовную культуру и традиции нравственно

стойких, социально -адаптированных, способных к саморазвитию и постоянному самосовершенствованию.

На семью и дошкольные учреждения возлагается ответственность по воспитанию этих качеств у подрастающего поколения.

Дошкольный возраст – это время активной социализации ребёнка. Детский сад призван обеспечить ребенку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить добрые чувства.

Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребёнка как на субъект (а не на объект) воспитания, как партнёра по совместной деятельности.

Согласно ФГОС ДО и образовательной программы основные усилия направлены на:

Позитивную социализацию детей

Индивидуализацию их развития - это процесс и результат включения индивида в социальные отношения. На стадии от рождения до 12 -13 лет ребёнок не критически усваивает социальный опыт, адаптируется к жизни подражая взрослым.

Позитивная социализация - это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.

Позитивная социализация основана на получении нового опыта с радостью и удовольствием благодаря положительным подкреплениям, поощрениям, приятным эмоциям. Напротив, негативная социализация связана с получением нового опыта путем наказаний, суровой критики, излишней строгости – то есть, негативных реакций окружающих.

Цель позитивной социализации – освоениедошкольниками первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений общества.

Условия позитивной социализации :

Эмоциональное благополучие ребенка- -Это прежде всего комфорт в душе ребёнка.

Создание атмосферы, комфортной для каждого ребенка, способствующей развитию его индивидуальности, творчества, навыков созидательной деятельности и достижения жизненного успеха. Предусматривает установлении доброжелательных взаимоотношений в семье, между детьми и педагогами в учебно-воспитательных учреждения

Положительное отношение к окружающим людям- Это – воспитание уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам.

Коммуникативная компетентность дошкольника -это способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми, сотрудничать, слушать и слышать, распознавать эмоциональные переживания и состояния других людей, выражать собственные эмоции.

Освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.

Развитие социальных навыков-Это формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод

(право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время).

Хорошо развитые социальные навыки дают возможность завязывать знакомства с интересными людьми, добиваться той работы, которая нравится, укреплять личные отношения.

И наоборот, отсутствие хороших навыков общения может привести к одиночеству, что способствует развитию тревожных состояний и возникновению депрессии.

Обогащение предметно-пространственной средыНаполнение которой представляет ребёнку возможность для саморазвития. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

- содержательно-насыщенной,

Трансформируемой,

полифункциональной,

- вариативной,

- доступной и безопасной.

Позитивная социализация возможна при :Поддержки ребёнка в семье, положительного подкрепления педагогами, подчёркивание успехов, принятием его таким, какой он есть.

Родители как главные педагоги детей включены в образовательный процесс становления личности дошкольника, развития его способностей и возможностей, учитывая его желания и отношение к окружающим.

От успешной социализации в дошкольном возрасте зависит дальнейшее развитие индивида, раскрытие его способностей, становление личности, поэтому задача педагогов направить свои усилия на создание в ДОУ условий для успешной социализации воспитанников.

Основные направления в работе по позитивной социализации детей дошкольного возраста :Актуализация приоритетных задач воспитания личности.

Формирование гуманистической направленности личности ребенка.

Умение регулировать своё поведение с учетом интересов и прав другого человека.

Обеспечение сохранение жизни и здоровья ребенка.

Свободное развитие его личности в современном обществе и государстве. Ключевыми понятиями гуманистической педагогики являются «самоактуализация», «саморазвитие», «личностный рост», то есть развитие личностных качеств человека, которые формируются под влиянием общечеловеческих нравственных и гражданско-правовых норм.

Направление позитивной социализации личности дошкольника : нравственное, гражданское, патриотическое, правовое.

Важно сформировать так же у детей гуманные представления о дружбе, доброте, честности, справедливости.

Решать их следует с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.

Соответствие принципам развивающего образования

Сегодня на первое место выдвигается задача развития ребенка.

Педагог должен так организовать совместную деятельность с дошкольниками, чтобы она была направлена на формирование их познавательной активности и самостоятельности, развитие способностей. Процесс позитивной социализации личности ребенка сочетается с такими видами детской деятельности как двигательная, игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная, художественно-эстетическая. Формы работы в рамках развивающего обучения достаточно разнообразны: это игра, наблюдение, беседы-обсуждения из личного опыта, экспериментирование, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность, моделирование, речевые ситуации, мини – диспуты и многие другие. Важно, чтобы в процессе совместной с педагогом деятельности ребенок усваивал не только нравственные, этические представления, но и овладевал способами действий, учился управлять своей деятельностью.

Педагогическая деятельность по взаимодополнению образовательных областей.

В соответствии с ФГОС ДО, образовательная программа ДОУ строится с учетом принципа взаимодополнения образовательных областей. Социальное развитие личности ребенка является неотъемлемым компонентом коммуникативного общения, познавательной активности, нравственного воспитания, поэтому решение основных педагогических задач осуществляется во всех пяти областях образовательной деятельности. Например, взаимодополнение образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие» направлено как на социализацию дошкольника, так и на развитие психических процессов (мышление, воображение, память) и познавательных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация). В рамках этих же образовательных областей реализуются задачи нравственного и трудового воспитания дошкольников.

Цель данной интеграции -воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам в процессе включения детей в систему социальных отношений.

Такой подход обеспечивает разностороннее развитие детей.

Таким образом, главный акцент в социализации ребёнка должен делаться не столько на процесс усвоения им определённой системы ценностей, сколько на создание определённых условий для его социализации :

Создание развивающей комфортной среды, единого пространства социализации,включение родителей в социально значимую для детей деятельность, трансляция всеми участниками образовательного процесса в ДОУ значимых образцов социального поведения, регулярное проведение специально организованных мероприятий для развития саморегуляции поведения детей.

Традиционные подходы к проблеме адаптации ребенка в обществе в современных условиях не всегда удовлетворяют социальные запросы.

На помощь приходят технологии связанные с позитивной социализацией дошкольников.

Инновационные технологии в направлении социально – коммуникативного развития предлагает Н. П. Гришаева «Современные технологии эффективной социализации ребёнка в дошкольной образовательной организации»

В пособии представлены новые технологии социализации ребёнка, позволяющие эффективно сформировать и развить у него саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность – качества, необходимые для жизни в современном обществе.

Заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства.

Предлагаемая система социализации включает 10 технологий

Клубный час -технология которая позволяет детям, под незримым контролем взрослых, свободно перемещаться по территории детского сада и выбирать, ту деятельность, которая им нравится. Приобретается собственный жизненный опыт для самоопределения и саморегуляции поведения.

Рефлексивный круг -способствует сплочению коллектива. Дети обсуждают насущные проблемы, приобретают мотивацию к текущим занятиям, обмениваются полученным знанием и опытом.

Ситуации месяца- технология позволяет заложить базовые модели социальных ролей.

Заключительные праздники по ситуации месяца- позволят проявить те социальные навыки и жизненный опыт, которые дети приобрели в течении месяца, реализуя свои потребности и способности без утомительных репетиций.

Проблемная педагогическая ситуация- это созданная взрослыми или спонтанно возникшая ситуация, которая позволит детям принять собственное решение, без присутствия взрослого. Дать оценку своим действиям.

Дети -волонтеры- развивается навык общения в разновозрастном коллективе,

самостоятельность и ответственность. Передача игрового опыта происходит в естественной среде.

Социальные акции- технология позволяет объединить педагогов, родителей и детей в единый коллектив, для участия в благотворительных акциях, формируя активную социальную позицию у всех членов сообщества.

Волшебный телефон, детский «телефон доверия»- технология позволит ребенку выражать свои мысли и чувства, в процессе общения со сказочными персонажами, а педагогу понять, что волнует ребенка и в какой помощи он нуждается.

Развивающее общение- технология гуманистического общения, которая создает условия для развития инициативы и саморегуляции поведения у детей и взрослых, а также бесконфликтного разрешения возникающих проблем.

Включения родителей в образовательный процесс-технология позволяет реально включить родителей в жизнь детского сада для реализации их потребностей и интересов.

«Социоигровую технологию в работе со старшими дошкольниками» разработанную группой педагогов предлагает Т. В. Хабарова. Данная технология - это способ развития ребёнка в игровом общении со сверстниками, целью её является формирование у детей коммуникативных навыков. Главный принцип социоигровой технологии – снятие с педагога оценивающей судейской роли детского коллектива в целом и каждого ребёнка в отдельности. Достигается это путём организации детской деятельности как игры - жизни между микрогруппами детей (малыми социумами).

Эта технология основывается на формировании и использовании детьми и педагогами умения свободно и с интересом обсуждать различные вопросы, следить за ходом общего разговора (внутри отдельных микрогрупп и микрогрупп друг с другом, оказывать помощь друг другу и принимать её, когда это необходимо, выполнять различные совместные задания.

Социоигровую технологию можно системно использовать как в образовательной деятельности, так и при организации свободной деятельности. Это даёт возможность объединить детей общим делом

Социоигры : «Дружба», «Стою, на кого – то смотрю», «Разведчики» и т. д. -

помогут настроить детей на совместную деятельность.

Предложенные технологии деления детей на команды

(компании) :

по цвету глаз, волос, одежды.

Чтобы в имени была хотя бы одна одинаковая буква.

По тому кто приехал на машине, пришёл пешком в д/с.

По результатам выполнений заданий: собрать разрезные картинки, цифры и т. д.

Преимущество данных технологийРебёнок учится самостоятельно добывать знания, приобретает эмоционально положительный опыт проживания в различных ролях, эпохах, ситуациях, познавая себя, сверстников, взрослых, родителей!

У родителей возникает интерес к жизни ребёнка, его внутреннему миру, раскрываются собственные творческие возможности.

Весь материал, методы, содержание работы педагог определяет самостоятельно. Роль педагога в ситуации определяется как организационная. Главные действующие лица ситуации – дети и родители.

Сегодня хочу поделиться опытом в создании условий для эмоционального комфорта дошкольников своей группы.

Педагогические технологии эффективной социализации дошкольников, разработанные Н. П. Гришаевой я использовала частично. Они дают ребенку возможность расслабиться, снять эмоциональное напряжение, создать позитивный настрой.

Свою работу с детьми, я провожу опираясь на технологию, разработанную группой педагогов под редакцией Т. В. Хабаровой

«Социоигровая технология в работе со старшими дошкольниками по программе Детство.

Создаю условия для успешной социализации и включаю её во все моменты образовательного процесса.

Технология - «Социальная акция»

Социальная акция» -современный способ привлечь и объединить всех участников образовательного процесса. Может проводиться ежемесячно, может быть связана с тематическим планом или событием текущего месяца.

Так из опыта нашего учреждения была проведена социальная акция :

9 декабря «День памяти героев Отечества» .

Подготовили музыкально- литературную композицию от героях нашего Отечества. Было организовано возложение цветов к памятнику погибшим защитникам города. Такие акции закладывают ростки милосердия и благодарности старшему поколению за мир и безопасность для нынешнего поколения, воспитывают гражданско –патриотические чувства и гордость за свою Родину

Акции в целях профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения. «Внимание - дети»03.04.19г. Провели акцию «Внимание дети!» под девизом «Мы за безопасное дорожное движение!»

На улицах города демонстрировали плакат, с призывом быть взаимовежливыми и всегда соблюдать правила дорожного движения.

Сделаем наш город чище

Акция «Чистый двор – чистая совесть»Спасти Землю от мусора, а значит и самих себя, поможет наша любовь к планете.

Технология : «Праздники по ситуации месяца»

Мусорное рукоделие» -конфетти и серпантина который мог бы стать мусором, сделали аппликацию человечков: «Хоккеисты», «Футболисты», «Фигуристы», «Штангисты» и изготовили книгу: «Книга спортивных игр»

Мини- огород «Луковая грядка Чиполлино» - это возможность видеть результаты своей работы, а самое главное - это хороший способ употреблять в пищу собственные экологически чистые продукты.

Технология «Волшебный телефон

«Волшебный телефон»- это телефон доверия для детей, который даёт им возможность открыть сказочному персонажу то, что они не доверили бы никому из взрослых.

Развивает у детей умение самостоятельно выражать свои чувства и мысли, развивает социальную активность.

Технология «Рефлексивный круг» «Рефлексивный круг - это технология, позволяющая стимулировать речевую активность дошкольников, мыслительные возможности. «Круг» способствует совершенствованию речи как средства общения, помогает детям высказывать предположения, делать простейшие выводы, учит излагать свои мысли понятно для окружающих, развивает самостоятельность суждений. «Ежедневный рефлексивный круг» провожу каждый день.

Для того чтобы обсуждение прошло эффективно создаю психологический настрой: включаю медитативную музыку. Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте, так как дети привыкают обсуждать проблемы в кругу. Вопросы, задавая во время «Ежедневного рефлексивного круга» распределяла на несколько тем: «Чем мы сегодня будем заниматься?», «Почему мы выбираем именно эту тему и проблемы?», «Что интересного произошло у нас в группе вчера?», «Как вы думаете, кого мы можем назвать справедливым? А кого добрым, заботливым?», «Почему не удается соблюдать правила в группе?»

Вопросы, задаваемые детям строила чаще всего исходя из тематики планирования. Социально-личностное развитие, целенаправленное, систематическое, помогает сформировать высокие нравственные личностные качества.

Социальная акция «Обними маму!»

Акцию приурочили к празднику - День Матери.

Это возможностью для детей сказать добрые слова, выразить свои чувства самому близкому человеку. Мы с воспитанниками нарисовали портреты мам и изготовили сумочки им в подарок.

Самым ярким и запоминающим событием стало занятие по выпечке настоящего слоенного печенья.

Нам очень хотелось порадовать наших любимых, родных и дорогих мам и бабушек чем- то необыкновенным.

«Экскурсия - как метод социализации дошкольников»заключается в формировании социально-коммуникативной компетентности старших дошкольников, которая предполагает формирование общей культуры речи, развитие интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность детей.

«Дерево нашей дружбы»

В народе говорят: если обнять дерево, оно подарит силу и здоровье.

Дети выбирали себе деревья и дружили с ними.

Заряжались позитивом.

Дружба - это искренность отношений и правда в общении.

Желаем всем надежных и верных друзей

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Инновационные технологии по социализации дошкольников по Н. П. Гришаевой Инновационные технологии по социализации дошкольников по Н. П. Гришаевой Выполнила: воспитатель детского сада №16 Самигуллина Карина Фаритовна.

Использование образовательного потенциала семьи для обеспечения ранней позитивной социализации дошкольников На определенном отрезке дороги дошкольного детства ребенок поступает в детский сад. С этого момента идти по дороге детства становится и.

Конспект НОД по физическому развитию в старшей группе с использованием технологии позитивной социализации дошкольников Задачи: Учить элементам спортивных игр. Упражнять детей в ходьбе и беге по кругу, взявшись за руки, с поворотом в другую сторону; ловле.

Конспект НОД по физическому развитию в старшей группе с использованием технологии позитивной социализации дошкольников Задачи: Упражнять детей в ходьбе и беге с изменением темпа движения, воспитывать стремление участвовать в играх с элементами соревнования,.

План педсовета «Социально-коммуникативное развитие как средство позитивной социализации и формирования личности дошкольников» Цель: анализ организации работы педагогического коллектива, направленной на социально-коммуникативное развитие детей раннего и дошкольного.

Методическая разработка по позитивной социализации детей дошкольного возраста «Алгоритм «Счастливый ребенок» Предисловие «Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей…» Выготский Л. С Социально-коммуникативное.

Опыт работы «Практики культурной идентификации как средство позитивной социализации дошкольников в условия ДОУ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17» г. Владимира ОПЫТ РАБОТЫ на тему: «Практики культурной.

Проект «Внедрение инновационных технологий эффективной социализации дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» города Чебоксары ПРОЕКТ «Внедрение инновационных технологий.

Развитие навыков общения как средство позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста В наше время мы, как педагоги, все чаще стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно.

Сюжетно-ролевая игра как средство позитивной социализации дошкольников с ОВЗ https://youtu.be/iWuWU903fUMhttp://www.maam.ru/detskijsad/kak-polzovatsja-redaktorom-v-blogah.html Задержка психического развития характеризуется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технологии позитивной социализации старших дошкольников в условиях ДОУ
Опубликовано: 1 мая 2019 в 18:40
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технологии позитивной социализации старших дошкольников в условиях ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Головко (УИ 1097831) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД