Елена Левашева
Консультация для воспитателей «Методика выразительного чтения в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Выразительное чтение – это чтение вслух с соблюдением нужной интонации, темпа, правильно поставленным логическим ударением. Это правильное, осмысленное и эмоциональное чтение художественного произведения.
Основные правила выразительного чтения - соблюдение ритма чтения, выделение логического ударения и пауз, интонационная окрашенность.
В структуре типичного занятия можно выделить три части:
1) знакомство с произведением;
2) беседа о прочитанном;
3) повторное чтение
Нужно прочитать произведение так, чтобы дети поняли основное содержание, идею и эмоционально пережили прослушанное, как бы прочувствовали его.
Немаловажную роль отводят предварительной работе с детьми. Прежде всего подготовке к восприятию литературного текста, к осмыслению его содержания и формы. Еще К. Д. Ушинский считал необходимым «предварительно доводить дитя до понимания того произведения, которое предполагается прочесть, и потом уже читать его, не ослабляя впечатление излишними толкованиями».
Выразительное чтение, заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми повышают степень воздействия художественного слова.
Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинарными замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы.
По окончании чтения, пока дети находятся под впечатлением прослушанного, необходима небольшая пауза.
Вопросы можно условно классифицировать так: позволяющие узнать эмоциональное отношение к событиям и героям («Кто вам больше понравился? Почему? Нравится герой или нет?») и направленные на выявление основного смысла произведения, его проблему.
В младшем дошкольном возрасте у детей воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредотачивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него.
У малышей формируют навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы, бережное отношение к книге. Владея такими навыками, ребенок лучше понимает содержание книги. Начиная с младшей группы детей подводят к различению жанров. Воспитатель сам называет жанр художественной литературы («расскажу сказку, прочитаю стихотворение»; помогает детям вспомнить интересные места, повторить характеристики персонажей помогает запомнить этот материал и научиться повторять его с разными интонациями)
В среднем дошкольном возрасте углубляется работа по воспитанию у детей способности к восприятию литературного произведения, стремления эмоционально откликаться на описанные события. На занятиях внимание детей привлекают и к содержанию, и к легко различимой на слух (стихотворная, прозаическая) форме произведения, а также к некоторым особенностям литературного языка (сравнения, эпитеты). Это содействует развитию поэтического слуха, чуткости к образной речи. Как и в младших группах, воспитатель называет жанр произведения. Становится возможен небольшой анализ произведения, то есть беседа о прочитанном. Детей учат отвечать на вопросы, понравилась ли сказка (рассказ, о чем рассказывается, какими словами она начинается и какими заканчивается.
В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.