Мария Фадеева
Опыт работы «Практики культурной идентификации как средство позитивной социализации дошкольников в условия ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 17» г. Владимира
на тему:
«Практики культурной идентификации как средство позитивной социализации дошкольников в условия ДОУ»
Выполнил:
Фадеева Мария Александровна,
воспитатель I категории
Владимир, 2018 г.
ПРАКТИКИ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ
Публикация «Опыт работы „Практики культурной идентификации как средство позитивной социализации дошкольников в условия ДОУ“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2019
КАК СРЕДСТВО ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ.
Становление практик культурной идентификации обеспечивают интеграцию ребенка в национальную, российскую и мировую культуру с учетом региональных особенностей.
Практики культурной идентификации в детской деятельности – это практики познания ребенком мира культуры, а также осознания, одухотворения и реализации ребенком себя в мире культуры.
Практики культурной идентификации способствуют:
– формированию ребенком представления: о себе, семейных традициях; о мире, обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему;
– осознаю своей индивидуальности в совокупности с социально приемлемыми нормами поведения;
– интеграции ребенка в национальную, российскую и мировую культуру с учетом региональных особенностей.
1. Условия возникновения, становления педагогического опыта
Опыт возник и начал формироваться под воздействием нескольких факторов.
Во-первых, с введением ФГОС были определены основные принципы дошкольного образования, одним из которых является принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Образовательная программа в соответствие с ФГОС направлена на:
создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
В основу реализации задач ФГОС ДО положен культурологический и деятельностный подход в педагогике. Культурологический подход определяет воспитание как способ приобщения ребенка к ценностям мировой и национальной культуры, развития его творческих способностей и наклонностей, защиту его прав и здоровья. Условием реализации культурологического подхода в педагогике является диалог культур – личностной культуры ребенка и педагогической культуры воспитателя, специалиста.
Появилось понятие культурных практик. Н. Б. Крылова считает, что «культурные практики представляют собой разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта». Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма. А также негативного опыта недовольства, обиды, ревности, протеста, грубости. От того, что именно будет практиковать ребенок, зависит его характер, система ценностей, стиль жизнедеятельности, дальнейшая судьба. При развитой системе культурных практик ребенку необходимо не столько воспитание, как педагогическая поддержка, сотрудничество, общий душевный настрой (забота) взрослого и ребенка, их взаимное доверие, озабоченность общим делом (интересом).
С определением понятия культурных практик было дано четкое определение, обобщение множества различных задач педагогов в разнообразных видах детской деятельности, связанных именно с познанием ребенком мира культуры, а также осознания, одухотворения и реализации ребенком себя в мире культуры.
Во-вторых, имея опыт работы в ПДН с несовершеннолетними правонарушителями и наблюдая уже разрушенную систему взаимодействия в семье между поколениями, я уже тогда пришла к выводу, что культурное, патриотическое воспитание должны начинаться в самом раннем детстве.
В-третьих, в течение последних нескольких лет работы в ДОУ, общаясь с разными поколениями родителей моих воспитанников, и в работе с самими детьми, я обнаружила и у тех, и у других большой пробел в плане культуры, а самое главное – огромную жажду приобщения к национальной, российской и мировой культуре.
Таким образом, у меня сформировалось четкое понятие того, что позитивная социализация ребёнка-дошкольника напрямую зависит от освоения им различных культурных практик. Исходя из запросов детишек и их родителей, я начала изучать и разрабатывать систему работы по реализации практики культурной идентификации.
2. Актуальность педагогического опыта
Проблема формирования ребенком представления о себе, семейных традициях; о мире, обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; осознания своей индивидуальности в совокупности с социально приемлемыми нормами поведения сейчас особенно актуальна.
В условиях формирования новой реальности в России и в мире, с развитием новых технологий, глобализации, и взрослому человеку порой нелегко найти свои ценностные ориентиры. Особенно трудно сейчас найти золотую середину между понятием толерантности и воспитанием национального самосознания, когда не принято, а порой и стыдно быть русским в многонациональной России. Я считаю, что внутренняя интеллигентность педагога и его профессионализм, а так же построение своей работы в соответствие с ФГОС, станут основополагающими в решение обозначенной проблемы.
3. Теоретическая база опыта
Пытаясь сформировать свою деятельность в реализации практики культурной идентификации, я во многом опиралась на письма академика Лихачева Дмитрия Сергеевича и труды А. С. Макаренко. Кроме того, конечно же, это законодательная база РФ: СК РФ, Закон об образовании, ФГОС ДО.
Так же я опиралась на разнообразные образовательные программы.
4. Новизна опыта
Новизна моего опыта заключается в том, что я пытаюсь модернизировать, адаптировать к конкретным условиям своей группы, к уровню педагогической просвещённости родителей детей группы уже известные формы взаимодействия и стараюсь апробировать инновационные варианты формирования культурологического опыта как у детей, так и у их родителей.
5. Ведущая педагогическая идея
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых условий для позитивной социализации дошкольников на основе использования культурного опыта как семейного, так и более масштабного; в определении форм реализации практики культурной идентификации.
Также я использую в различных видах детской деятельности современные педагогические технологии: игровую, проблемную, поисковую, личностно - ориентированную, проектную и исследовательскую, ИКТ, создающие широкие возможности для формирования всесторонне развитой личности.
6. Технология педагогического опыта
Постановка цели и задач педагогической деятельности.
Цель: создание системы работы по реализации практики культурной идентификации как средства позитивной социализации дошкольников.
Реализация практики позволяет решать следующие задачи:
- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей;
– формирование ребенком представления: о себе, семейных традициях; о мире, обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему;
– осознание своей индивидуальности в совокупности с социально приемлемыми нормами поведения;
– интеграция ребенка в национальную, российскую и мировую культуру с учетом региональных особенностей.
- осуществление процесса социального становления личности ребёнка через развитие навыков взаимодействия с окружающим миром;
- формирование активной нравственной позиции;
- создание благоприятной среды для активного позитивного сотрудничества с родительским сообществом;
- формирование у родителей желания активно участвовать в жизни детей, проводить с ними больше времени.
Пути осуществления этих задач разнообразны.
Так, например, считаю, что самой удачной мотивирующей идеей было «погружение в среду», по аналогии с одним из методов изучения иностранных языков. Первое, что я сделала, это предложила родителям вместе с детишками поучаствовать в международном многожанровом конкурсе в театральной номинации. Вначале откликнулось немного родителей, но они довольно активно включились в совместную работу по подготовке к участию в конкурсе. На этапе подготовке мы с детьми не просто репетировали номер, с которым должны были выступить на большой сцене, но и много читали, изучали то, что будем показывать, к нам присоединялись родители. Мы многое обсуждали, готовили костюмы, спорили. Всё это активизировало у детей и родителей познавательный интерес, сплотило их, образовался родительский коллектив, семейный «клуб по интересам». Закономерным результатом стала победа в конкурсе, что ещё больше объединило детей и родителей с педагогами, мотивировало на продолжение работы в данном направлении. От детей поступило предложение «играть в театр» в группе постоянно, родители предложили создать свой театральный коллектив. Так родилась наша театральная студия «Зоренька».
Кроме того, участие в масштабных фестивалях-конкурсах позволяет детям расширить представление об окружающем мире, позволяет им впитывать культуру общения с людьми, с другими детьми, взрослыми, учиться взаимодействовать с ними, делиться своими переживаниями в рамках фестиваля.
В группе был создан и пополняется уголок с театральными реквизитами, костюмами, все они находятся в свободном для детей доступе, и постоянно используются в театрализации по замыслу педагогов, или в импровизации во время свободного творчества. Уголок используется как девочками, так и мальчиками.
Для безопасности детей при использовании различных атрибутов и костюмов разработали вместе с детьми правила пользования костюмами.
Для поддержания и дальнейшего развития интереса детей к театральному творчеству составили картотеку театрализованных игр для разных возрастов дошкольников.
Однако, театрализацией и участием в конкурсах реализация культурных практик не ограничивается. Большое значение я придаю содержательности материала, который используется на занятиях и в игровой деятельности. Пополняется библиотека в группе, детьми осваивается книжная культурная практика. Большой удачей считаю приобретение книги Е. Ульевой «Любимые славянские мифы и былины», главы которой читаю детям, мы рассматриваем иллюстрации, обсуждаем героев, фантазируем. Родителям предлагается «домашнее задание» на выходные совместно с детьми поискать больше информации о том или ином славянском мифическом существе, по желанию составить минидоклад с картинками. Так, в результате у нас появился свой Домовой, которого мы угощаем, чтим, здороваемся и прощаемся с ним.
Работа по приобщению к славянской культуре ведется на протяжении нескольких лет, и как результат – участие и победы в конкурсах, где мы с детьми представляли и раскрывали женские славянские образы (богиня Лада, Мать Сыра-Земля).
Это направление работы, считаю, напрямую способствует патриотическому воспитанию, а также воспитанию правильного отношения к истории своей семьи, народа, страны. Определила это направление приоритетным в своей работе.
Большое внимание в своей работе я уделяю сотрудничеству с другими специалистами сада: с музыкальными руководителями, инструктором по ФК. Совместно с ними проводятся различные мероприятия, выходящие порой за рамки и программы, и даже детского сада. Такие формы взаимодействия с детьми и родителями позволяют расширить всем участникам процесса представления о семье, семейных ценностях, традициях, поделиться своим опытом. Так, например, мы проводили спортивное развлечение, которое прошло в выходной день на территории детского сада. Планируем «поход» совместно с родителями.
Многообразие методов, приемов находит свое отражение в формах организации детской деятельности. Использую индивидуальную, групповую, коллективную формы и их сочетания.
Вначале работа по реализации культурных практик в моей педагогической практике носила фрагментарный характер. Но постепенно сложилась система, включающая в себя ряд модулей.
1. Прежде всего – это семья. Семейные традиции. Практическая деятельность по созданию семейных альбомов, презентаций о семье. Считаю, что именно в семье дети получают практический опыт познания своего края, его обычаев, традиций.
2. Включение регионального компонента:
- Мой садик – мой дом. Беседы о детском садике, история сада, знакомство с сотрудниками, их трудом. Мой двор, моя улица. За что люблю, что бы изменил.
- Обзорные экскурсии в музеи. Памятные места города.
- Мой город. Из истории образования города.
- Моя область на карте страны.
- Наблюдения в природе. Подвижные игры на свежем воздухе.
- Удивительная природа. Животный мир Владимирской области. Экскурсия в краеведческий музей и музей природы.
- Заповедники родного края. Охрана природы. Красная книга ВО.
- Знакомство с творчеством владимирских писателей и поэтов.
-Великая Отечественная война в истории моей области, моего города, моей семьи.
- Люди земли владимирской.
3. Знакомство с достижениями мировой культуры с помощью презентаций, бесед, рассматриваний тематических картин, книг, а так же обязательно взаимодействие с музыкальным руководителем.
4. Реализация ребенком себя в мире культуры:
- театрализованные игры в группе;
- постановка спектаклей совместно с родителями;
- участие в конкурсах;
- организация индивидуальных выступлений ребёнка.
В настоящие время работаю над созданием тематического плана работы на все возрастные группы.
Родителями накапливается фотоархив с репетиций, выступлений студии, а также других мероприятий, проводимых в рамках реализации практики культурной идентификации.
7. Результативность педагогического опыта
Результатами педагогической деятельности являются:
- формирование детского коллектива, сплочение детей, объединение одной целью, интересами;
- формирование позитивно-настроенного родительского коллектива;
- устойчивая положительная динамика по результатам диагностики в разных возрастных группах, а также снижение заболеваемости, что является результатом позитивной социализации детей;
- сформированное патриотическое отношение у старших дошкольников и тенденция к его формированию у детей младшего и среднего дошкольного возраста;
- освоение социально приемлемых норм поведения;
- сформированное представления: о себе, семейных традициях; о мире, обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему;
- раскрытие творческих способностей у детей.
На сегодняшний день также отмечаю определенные результаты в виде 3 поставленных спектаклей с детьми и победы в региональном, федеральном и международном конкурсах.
Для определения эффективности усилий, затраченных на реализацию культурных практик, я использовала опросы сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным я считаю и свои наблюдения за отношением родителей к моей работе, к образовательному процессу.
Положительных результатов в воспитании ребенка можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания. Можно сказать, что у меня сложилась определенная система и в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками и моими помощниками, создана атмосфера взаимоуважения.
Таким образом, как показывают результаты, позитивно социализированный ребёнок развивается в полноценную, гармоничную личность.
8. Трудоемкость
При использовании моего опыта закономерно возникнут трудности.
Во-первых, быстрого наглядного результата педагог не получит, потому что процесс познания ребенком мира культуры, а также осознания, одухотворения и реализации ребенком себя в мире культуры очень индивидуален, зависит от семьи, от правильно подобранных методов педагога и многого другого.
Во-вторых, всегда есть трудности во взаимодействии с родительским сообществом.
В-третьих, материальные вопросы, решение которых, как правило, возлагается опять-таки на родителей, либо на самого педагога.
В-четвертых, подготовка, изготовление пособий, реквизита, костюмов требуют значительные временнЫе затраты в ущерб семье педагога. Однако, при некотором накоплении материальной базы, некоторые трудности перестают быть неразрешимыми.
В-пятых, мотивация самого педагога, его желание, степень проникновения идеей могут не дать осуществиться данному опыту.
9. Доступность педагогического опыта
В настоящее время мой опыт был обобщен на уровне ДОУ, подана заявка на обощение опыта на муниципальном уровне; опубликован в Социальной сети работников образования nsportal, https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2018/11/26/den-rozhdeniya-deda-moroza-stsenariy-teatralnoy и MAAM.ru .