Кристина Владимировна Смирновская
Методическая разработка по позитивной социализации детей дошкольного возраста «Алгоритм «Счастливый ребенок»
▼ Скачать + Заказать документы
Предисловие
«Умение ребёнка позитивно общаться позволяет
ему комфортно жить в обществе людей…»
Выготский Л. С
Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Следовательно, в рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.
Публикация «Методическая разработка по позитивной социализации детей дошкольного возраста „Алгоритм „Счастливый ребенок“» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
Игра является доминирующей деятельностью в дошкольном возрасте и основным инструментом педагогического воздействия. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность.
Игра - это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка. И задача педагога – правильно и умело помочь детям приобрести в игре и через игру социально- коммуникативные навыки.
Изучив педагогическую и психологическую научность вопроса, вашему вниманию предлагаю разработанный алгоритм «Счастливый ребенок» и подборку игр, которые способствуют динамичному и положительному развитию социально – коммуникативных навыков старших дошкольников. Методическая разработка может быть полезна для педагогов детских образовательных учреждений и родителей воспитанников.
Задачи алгоритма :
1. Воспитывать положительное отношение ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру.
2. Развивать у детей социальные навыки : освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций; умение общаться, договариваться; устанавливать новые контакты.
3. Формировать умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих, выражение собственных переживаний.
Методы и приемы алгоритма :
Беседа
Показ и объяснение
Проблемные ситуации
Игра
Художественно - продуктивная деятельность с элементами арт- терапии.
Рефлексивное упражнение
Алгоритм «Счастливый ребенок»
1. Ритуал приветствия «Вместе мы одна семья»
Педагогическая цель: Создавать положительный эмоциональный фон ребенка.
2. Мозговой штурм
Педагогическая цель: Побуждать детей к проявлению инициативы и активности в решении проблемных ситуаций:
«Научи своего друга тому, что умеешь сам»
Ситуации гуманистического выбора
«Как быть, что делать?»
3. Акция «Наши добрые дела»
Педагогическая цель: Формировать положительное отношение к себе и к окружающим, доброжелательность и отзывчивости на происходящее вокруг.
4. Игротека
Педагогическая цель: Развивать социально- коммуникативные умения и навыки.
5. Минута славы «Мы такие разные»
Педагогическая цель: Способствовать самовыражению и самореализации ребенка в детском коллективе.
Стихи- приветствия
Ходит солнышко по кругу
Дарит деточкам свой свет.
А со светом к нам приходи
Дружба – солнечный привет.
Давайте порадуемся солнцу и птицам,
(дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам
(Улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете,
(разводят руками)
«Доброе утро!» скажем мы вместе
(берутся за руки)
«Доброе утро!» — маме и папе
«Доброе утро!» — останется с нами.
Здравствуй, Солнце!
(Руки поднять вверх)
Здравствуй, Земля!
(Руками над головой описать большой круг)
Здравствуй, планета Земля!
(Плавно опустить руки на ковер)
Здравствуй, наша большая семья!
(Описать большой круг над головой, все ребята берутся за руки и поднимают их вверх)
Что за чудо-чудеса:
раз рука и два рука!
Вот ладошка правая,
вот ладошка левая.
И скажу вам, не тая,
Руки всем нужны, друзья!
Сильные руки не бросятся в драку,
Добрые руки погладят собаку.
Умные руки умеют лепить.
Чуткие руки умеют дружить!
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
Проблемные ситуации
Если ты нечаянно обидел товарища.
Если с тобой никто не хочет дружить.
Если твоего друга обидели.
Если твой друг заплакал или загрустил.
Если твоего друга воспитатель похвалила на занятии, а тебя нет.
Если у твоего товарища что-то не получается выполнить.
Если твой друг принёс в детский сад игрушку, которую ему купили родители, а у тебя такой нет, хотя ты давно мечтаешь о ней.
Если твой друг знает больше, чем ты.
Если твой друг нарушил правила поведения в группе.
Если ты видишь, что кто- то из ребят бросает мусор на дорожку.
Что делать, если по дороге домой ты встретил бездомного котенка.
Как поступить, если ты сломал игрушку.
Если мама заболела.
Что делать, если у тебя нет настроения.
Как быть если с тобой товарищ не хочет делиться игрушкой.
Варианты проводимы акций
«Наши добрые дела»
«Вместе мы одна семья»
«Научим малышей как надо….»
«Дворнику помогаем - на площадке убираем»
«Мы с природою дружны»
«Сделал доброе дело - гуляй смело»
«Подари улыбку другу»
«Умеешь сам – научи товарища»
«Калейдоскоп вежливости»
Игротека
Игры на развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения
у детей старшего дошкольного возраста
1.«Назови себя»
Цель: учить представлять себя коллективу сверстников.
Ход: ребёнку предлагают представить себя, назвав своё имя так, как ему больше нравится, как называют дома или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.
3.«Волшебный стул»
Цель: воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.
Ход: один ребёнок садится в центр на «волшебный» стул, остальные говорят о нём добрые, ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.
4.«Передача чувств»
Цель: учить передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом.
Ход: ребёнку даётся задание передать «по цепочке» определённое чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Затем дети обсуждают, что они чувствовали при этом.
5.«Перевоплощение»
Цель: учить умению перевоплощаться в предметы, животных, изображая их с помощью пластики, мимики, жестов.
Ход: дети по очереди загадывают определённый «образ», изображают его, не называя. Остальные отгадывают, давая словесный портрет.
6.«Моя любимая игрушка»
Цель: развивать умение слушать друг друга; описывать любимую игрушку, отмечая её настроение, поведение, образ жизни.
Ход: дети выбирают, какую игрушку будут описывать, не называя её, и рассказывают о ней. Остальные отгадывают.
7.«Подарок другу»
Цель: развивать умение невербально «описывать» предметы.
Ход: один ребёнок становится «именинником»; остальные, «дарят» ему подарки, передавая движениями и мимикой своё отношение к «имениннику».
8.«Скульптор»
Цель: учить договариваться и взаимодействовать в группе сверстников.
Ход: один ребёнок – скульптор, трое-пятеро детей – глина. Скульптор «лепит» композицию из «глины», расставляя фигуры по задуманному проекту. Остальные помогают, затем вместе дают название «композиции».
9.«Волшебный цветок»
Цель: учить выражать свою индивидуальность, представлять себя другим детям в группе.
Ход: детям предлагают представить себя маленькими ростками цветов. По желанию они выбирают, кто каким цветком будет. Далее под музыку показывают, как цветок распускается. Затем каждый ребё нок рассказывает о себе: где и с кем он растёт, как себя чувствует, о чём мечтает.
10.«Разноцветный букет»
Цель: учить взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие.
Ход: каждый ребёнок объявляет себя цветком и находит себе другой цветок для букета, объясняя свой выбор. Затем все «букетики» объединяются в один «букет» и устраивают хоровод цветов.