Антонина Коструб
Использование образовательного потенциала семьи для обеспечения ранней позитивной социализации дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
На определенном отрезке дороги дошкольного детства ребенок поступает в детский сад. С этого момента идти по дороге детства становится и легче и труднее. Легче, если родители и педагоги детского сада объединят свои усилия и обеспечат малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную содержательную жизнь. Труднее станет потому, что именно в детском саду при решении воспитательно-образовательных задач возникают первые сложности, связанные с развитием и поведением ребенка. И решение этих проблем невозможно без тесного взаимодействия детского сада с семьей.
Публикация «Использование образовательного потенциала семьи для обеспечения ранней позитивной социализации дошкольников» размещена в разделах
В нашем детском саду создана и реализуется модель содружества детско-родительского и педагогического коллектива: активное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, создание партнерского сообщества сотрудников, детей и родителей в процессе организации коллективных мероприятий.
Взаимодействие педагогов и семьи в нашем дошкольном образовательном учреждении строиться на основе следующих принципов:
• Позитивный настрой на общение является самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов нашего детского сада. Как показывает опыт, ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
• Этот принцип необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Общаясь с родителями, нужно научиться чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь-то и применяют наши педагоги человеческое и педагогическое умение успокоить родителя и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
• Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, «хорошо знающие» как им надо воспитывать своего ребенка. Позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний никогда не приносит положительных результатов. Эффективность мы увидели в создании атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, заинтересованности коллектива детского сада в проблемах ребенка и искреннее желание помочь семье.
• К любому, даже небольшому мероприятию по работе с родителями тщательно и серьезно готовимся. Работаем по принципу: «качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий», т. к. слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.
Для установления партнерских, доверительных взаимоотношений детского сада и семьи, мы придерживаемся специальной методики которая тоже включает три этапа:
1. Актуализация потребностей родителей в образовании и социально-личностном развитии собственного ребёнка
2. Педагогическое просвещение родителей как заказчиков на образовательные услуги в дошкольном учреждении.
3. Партнерство педагогов и родителей в деятельности дошкольного учреждения, в основу которого заложены идеи гуманизации отношений и приоритет общечеловеческих ценностей с акцентом на социально-личностное развитие ребенка.
1. Задачу по повышению психолого-педагогической грамотности родителей решаем через следующие ФОРМЫ РАБОТЫ, представленные на слайде:
• Общее родительское собрание
• Групповые родительские собрания
Классическую форму общения педагога с родителями – родительское собрание обновляем не только содержательно, но и по форме проведения, используя рекомендации Н. М. Метеновой, Л. Е. Осиповой, Т. Н. Дороновой ( в течение месяца идет предварительная подготовка: пишется сценарий, оформляются информационные стенды, фотовыставки, которые отражают деятельность детского сада, проводится анкетирование, обрабатываются результаты; выявляются семьи, которые могут поделиться опытом семейного воспитания на актуальную тему).
Встрече с родителями предшествует объявление, которое отражает важность предлагаемой темы для воспитания и развития ребенка. Иногда в объявление вносятся вопросы для обсуждения.
У родителей формируется интерес к предстоящей встрече, происходит рост посещаемости родителями и другими старшими членами семьи мероприятий по педагогическому просвещению.
На родительских собраниях используем такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути беседы, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный и деловой разговор. Результатом проведения таких родительских собраний явилось то, что в процессе встречи происходит активизация всех присутствующих родителей.
• Просмотр видео, презентация на мультимедиа деятельности детей в детском саду, прослушивание аудиозаписей
• Письма памятки и рекомендации по воспитанию и обучению детей
• «Консультации» (администрация, специалисты, воспитатели)
• Индивидуальная беседа;
• Традиционно в декабре и апреле мы проводим «Дни открытых дверей». У родителей появляется возможность увидеть все виды занятий, кроме того, такая форма работы с семьей позволяет :
- дать родителям информацию психолого- педагогического содержания, повысить их педагогическую компетентность;
- наглядно продемонстрировать родителям удачи и недоработки в развитии их детей, причем выводы об этом родители делают самостоятельно, наблюдая за своим ребенком;
- организовать экспресс – консультацию со специалистами и воспитателями сразу после занятия;
- продемонстрировать приемы и методы работы с детьми;
- и, наконец, появляется еще одна возможность повысить авторитет педагога в глазах родителей.
• Информационные стенды в холле детского сада и в группе
• Тематические выставки
2. Задачу по созданию условий для включения родителей в организационно - педагогическую деятельность решаем через следующие ФОРМЫ РАБОТЫ:
• Родительский комитет
• «Семинар – практикум» (воспитатели, педагог-психолог)
• Тренинговые занятия (психолог)
• Анкетирование Анкеты – ответы, анкеты – опросники, тесты
• Обмен опытом семейного воспитания
• Дни Здоровья; Соревнования «Папа, мама и я – спортивная семья»
• Праздники: «День знаний», «Золотая осень», «День матери», «Новый год», «Масленица», «День защитника Отечества», «8 Марта», «День смеха», «День Победы», «Выпускной бал», «Здравствуй лето», «Праздник Нептуна»
• Конкурсы (семейного творчества и др.) проводимые в группе и ДОУ очень помогают организовать родительскую деятельность, выявить творческий и педагогический потенциал семьи. Родители получают позитивные эмоции, повышается активность других родителей а дети получают наглядный положительный пример, испытывают гордость за своих родителей, повышается их авторитет в глазах ребенка.
• Участие родителей в улучшении и создании развивающей среды
• Участвуя в оформлении группы, в благоустройстве ДОУ и территории родители осознают воспитательное значение своего участия в той или иной деятельности, а дети видят наглядный пример трудовой деятельности родителей, получая при этом позитивные эмоции.
• Отзывы родителей
В результате использования нами всех вышеназванных форм работы:
• Родители овладели разнообразными приемами взаимодействия со своим ребенком.
• Научились замечать и принимать индивидуальные проявления своего ребенка, уважать его желания и потребности.
• Научились быть активными соучастниками в деятельности ребенка.
• Расширили знания, касающиеся игр, упражнений и других видов взаимодействия с детьми.
• Узнали, как правильно нужно заниматься со своим ребенком, как организовать его обучение в домашних условиях, узнали способы его социально – личностного развития.
• Родители с большим уважением и пониманием начали относиться к педагогам детского сада. У них появилась большая уверенность за своего ребенка.
• Приобрели опыт сотрудничества с педагогической общественностью.
• Осознанное, активное включение родителей в совместный процесс воспитания.
• Сформировано осознанное отношение к воспитательной деятельности в семье, личному примеру, умению понимать ребенка, анализировать свои достижения и ошибки.
• Преодоление дистанцирования родителей от детского сада, позволяет значительно повысить эффективность социально – личностного развития ребенка и его успешную адаптацию к школе.
Мы считаем, что именно сотрудничество с семьей, использование ее потенциала, позволяет добиться ранней позитивной социализации и высокого уровня подготовки детей к школе.
Благоприятная эмоциональная атмосфера в отношениях между родителями и педагогами обеспечивает успех в деле воспитания, развития и социализации ребенка, а значит, в будущем обеспечит успех в жизни.