Бубнова Елена
Коррекционно-психологические упражнения для детей с агрессивным поведением
▼ Скачать + Заказать документы
Игра в развитии и воспитании детей играет важнейшую роль. Во многом краски и звуки мира, его формы и ароматы познаются ими через игру, которая приятна и близка каждому ребенку. В игре легко выверить симпатии и антипатии детей. Игры раскрывают их организаторские, творческие, интеллектуальные и физические способности. Они делают любое детское мероприятие более интересное, придают ему эмоциональную окраску. Методически правильно организованная игра может стать средством профилактики бездуховности, эмоциональной бедности, интеллектуальной узости, школой поддержки, одобрения и ободрения любого ребенка.
Публикация «Коррекционно-психологические упражнения для детей с агрессивным поведением» размещена в разделах
Я работаю с детьми, у которых ограничены возможности. У них наблюдаются нарушения в развитии психических процессов, отклонения в умственном развитии и нарушения в эмоционально-волевой сфере. В основном, коррекционно-развивающая работа с такими детьми осуществляется посредством игр. Игровая форма занятий позволяет создать в процессе взаимодействия с детьми комфортную эмоциональную атмосферу. С первых занятий ребята с интересом включаются в самостоятельную работу, учатся анализировать и оценивать результаты своей деятельности, отмечают успехи и исправляют недостатки, приобретают чувство уверенности в себе, повышают свою самооценку, развивают мышление, речь, память и внимание.
Для того чтобы узнать, какие у ребенка есть нарушения, проводится психодиагностика. По сути это своего рода контрольная работа. Если представить этот процесс в виде игровых заданий, то ребенок быстрее «раскрывается», и наши шансы на успех возрастают, например, тест на выявление симпатий и антипатий ребенка «Два домика». Конечно, можно напрямую спросить у ребенка, кто ему нравится из класса, группы, а кто – нет. Но нет гарантии, что он ответит честно из-за страха перед тем, кого он не любит, или по другим причинам. Поэтому лучше предложить ему «поселить» своих знакомых в два домика. В первом живет он сам и тот, кото он возьмет к себе, а во втором домике – все остальные. Ясно, что его друзья и те дети, которые ему нравятся, окажутся в первом домике, а те, которых он недолюбливает или к кому относится безразлично, - во втором.
Детям с ограниченными возможностями часто бывает свойственна эмоциональная неуравновешенность. Она может выражаться не только в резкой смене и неадекватности реакций, но и в неловких беспокойных движениях, прерывистом сне и т. п.
Для достижения ожидаемого результата надо точно определить возможности той или иной игры, к какому типу она относится, учесть основные требования к организации и проведению различных игр. В работе с детьми можно использовать шесть методов организации игровой деятельности.
1. Метод игрового тренинга. К нему относятся такие игры, как «Съедобное – несъедобное», «Паровоз», «Ниточка – иголочка».
2. Метод театрализации. Он основан на бесконечном множестве сюжетов и социальных ролей. Игра «У медведя во бору» является примером этого метода. Сюда же можно отнести и все инсценировки различных сказок, рассказов и т. п.
3. Метод состязательности. С этим методом связаны все задания, в которых происходит деление на группы. Лозунг этого метода: «Кто вперед?»
4. Метод равноправного духовного контакта. Он основан на совместной равноправной деятельности взрослых и детей. Когда в процессе работы происходит совместное придумывание чего либо (предложения, стихотворения, сказки, праздника и т. п.).
5. Метод воспитывающих ситуаций, т. е. ситуаций организованного успеха, доверия и т. п.
6. Метод импровизации. Он выводит детей на практическую предприимчивость и базируется на синдроме подражания с привнесением своего творческого начала.
Необходимо помнить, что игра должна исключать малейшую возможность угрозы здоровью играющих. Нарушения моторики и координации движений могут стать причиной травм даже в тех играх, которые для здоровых детей вполне приемлемы.
Опят показывает, что при подготовке к игре и во время её проведения нужно помнить:
• Прежде чем провести игру, необходимо выработать её правила и критерии;
• Надо заранее позаботиться о месте, где будет проводить игра. Оно должно быть обустроено так, чтобы каждому было комфортно;
• Иногда следует привлекать к подготовке игры детей;
• Нельзя ни торопить, ни замедлять игровой процесс;
• В любой игре детям должна предоставляться возможность для импровизации.
Очень важно, чтобы организатор игры помнил о том, что состязательность в игре – это не самоцель, а лишь средство индивидуального самовыражения каждого ребенка.
КОРРЕКТИРУЮЩИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ упражнения и игры – важные формы коррекционной работы с агрессивными детьми. Предлагаются некоторые из них.