Мария Алейник
Содержание коррекционно-логопедической работы в едином коррекционно-образовательном пространстве семьи и ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание
Тема: «Содержание коррекционно-логопедической работы в едином коррекционно - образовательном пространстве семьи и ДОУ»
1. Содержание коррекционно-логопедической работы.
Логопедическая работа с детьми в логопедическом пункте МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №4 «Солнышко» проводится ежедневно. Одно занятие в неделю проводится логопедическое фронтальное занятие со всеми детьми; индивидуальные занятия проводятся 2-3 раза в неделю с каждым ребенком.
Публикация «Содержание коррекционно-логопедической работы в едином коррекционно-образовательном пространстве семьи и ДОУ» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Занятия проводятся по трё м направлениям: развитие фонетико-фонематической стороны речи, лексическо-грамматической стороны речи и связной речи.
Формирование фонетико-фонематической стороны речи включают в себя развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза, формирование у детей правильного звукопроизношения. На занятиях дети учатся дифференцировать (различать) гласные и согласные звуки. Кроме того, вводятся такие понятия, как слово и слог (слово-часть речи, имеющая смысловое значение; слог- часть слова, в которой есть гласный звук, но не имеющая смыслового значения). На таких занятиях осуществляется развитие фонематического слуха (т. е. дети учатся различать звук на слух, вычленять его из речи) в форме упражнений. Например, «Доскажи словечко», «Повтори ряд звуков, слов в том же порядке», «Скажи наоборот» (глухой - звонкий или твердый - мягкий звуки) и пр.
Лексико-грамматические занятия. На неделю берется определенная лексическая тема, в рамках которой проводится работа :
• по расширению и активизации словаря детей;
• по освоению грамматических категорий (изменение существительных по родам, числам и падежам; употреблению глаголов разного вида и времени; согласованию существительных с прилагательными и числительными в роде, числе, падеже);
• по выделению предлогов в речи, пониманию простых предложных конструкций, выражающих пространственные отношения двух предметов
• по формированию у детей умения отвечать полными предложениями на поставленный вопрос, воплощать мысль в развёрнутое речевое высказывание, и т. д.
Занятия по развитию связной речи включают обучение детей пересказу; рассказыванию по картинке или серии картинок, по плану-схеме; заучивание стихотворений; отгадывание и заучивание загадок.
Игра с родителями.
А теперь, я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в игру, развивающую фонематическое восприятие ваших детей.
«Поймай звук»
«Как только услышите звук «т», хлопните в ладоши, поймайте его:
- А, У, К, Т, М, П, К;
- ПА, МА, ТА, ИТ, ИШ, ИТ;
- ДОМ, ТОМ, КОМ, ПОТ;
Внимание! Согласные звуки и буквы называем не «КЭ, МЭ, СЭ…», а «К, М, С…». На начальном этапе обучения детей грамоте (в детском саду) это нужно для того, чтобы предотвратить ошибки при обучении чтению («МАМА, а не «МэАМэА»).
Развитие мелкой моторики рук происходит на фронтальных занятиях и в индивидуальной работе в форме пальчиковых гимнастик, на занятиях по изобразительной деятельности, на занятиях воспитателей по графику в старшей группе, по письму в подготовительной к школе группе.
Игра с родителями.
Еще одной целью логопедической работы является развитие речедвигательных умений и навыков у детей, которые проводятся в форме логоритмических упражнений и динамических пауз и которые способствуют закреплению полученных знаний. Такую паузу проведем и мы с вами.
«Гласные звуки»
Мы шесть гласных звуков знаем (называем 6 гласных звуков, на каждый гласный звук загибаем палец);
Шесть шагов мы прошагаем (делаем 6 шагов на месте, на каждый шаг называем гласный звук);
Шесть хлопков над головой (выполняем 6 хлопков над головой и называем гласный звук на каждый хлопок);
Шесть хлопков перед собой (выполняем 6 хлопков перед собой, называем гласный звук на каждый хлопок);
Шесть наклонов влево – вправо (выполняем 6 наклонов в левую и правую стороны, называем гласный звук при каждом наклоне головы);
И становимся мы прямо (называем 6 гласных звуков, на каждый гласный звук загибаем палец).
Как видите, дети могут осваивать знания и в движении, что более соответствует детям дошкольного возраста.
Предлагаю Вам выполнить ещё одно игровое упражнение, которое учит детей делить слова на слоги (части). Пожалуйста, придумайте каждый своё слово, а мы из них выберем самое светлое, тёплое и будем учиться делить его на слоги.
Станьте в шеренгу. Так Вам удобнее будет выполнять движения.
И так, начали:
Слово можно нам протопать ( делаем притоп на каждый слог: ра - ду га)
Слово можно нам прохлопать ( делаем хлопок руками на каждый слог: ра - ду - га);
Слово можно простучать ( ударяем указательным пальцем по ладошке другой руки и называем слоги: ра - ду - га);
Слово можно прошагать ( делаем шаг на каждый слог : ра - ду - га);
Слово можно нам пропрыгать ( На каждый прыжок дети произносят слог: ра- ду - га);
Можно и ногами дрыгать (выполняем прыжки с выносом каждой ноги поочерёдно вперё д - вверх и произносим при этом слоги: ра - ду - га);
Рот пошире открывать (произносим слоги, широко открывая рот: ра - ду - га);
Звуки гласные считать ( произносим слог и называем гласный звук: ра - [а], ду - [у], га - [а].
Согласитесь, что в такой форме учиться не только познавательно, но и интересно.
Что касается индивидуальной работы, то она проводится в следующих направлениях:
• проверка, отработка домашних заданий;
• закрепление материалов фронтальных занятий;
• развитие речевого дыхания, речевого слуха;
• развитие психических процессов восприятия, памяти, воображения, мышления, внимания;
• артикуляционные упражнения;
• коррекция звукопроизношения, включающая постановку, автоматизацию звука, его слуховую и произносительную дифференциацию.
2. Работа в домашних тетрадях.
Материал, который изучается за неделю на занятиях, дается домой для закрепления в виде различных упражнений. Для детей они новые, поэтому должны быть прочитаны родителями до конца, объяснены и отработаны под родительским контролем. Еще раз хочется подчеркнуть, что ребенок должен рисовать и штриховать в тетради своей рукой. Взрослый может показать, объяснить, как выполнять задание. Не стремитесь делать из тетради образцово-показательную, главное, чтобы ребенок тренировал свою руку, развивал мелкую моторику, готовил руку к письму.
Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься с ребёнком, тем быстрее исправленный звук будет автоматизирован в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными. Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных подвижек может и не быть. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: чем больше тренировок, тем лучше результат.
3. Результаты логопедической работы на данном этапе.
В целом, за прошедший период времени: с сентября по февраль, уже заметен прогресс в речевом развитии детей. Прежде всего, это мотивационная готовность детей работать на занятиях. Это исправленные звуки в речи детей - логопатов; умение высказываться, отвечать на вопросы. Дети научились слушать и слышать обращенную к ним речь, вступать в диалог, координировать взаимодействия между собой и с учителем. В достаточной степени у них сформированы также учебные навыки. Они научились дифференцировать звуки на гласные и согласные, твёрдые и мягкие, глухие и звонкие. У них сформированы навыки звукового анализа и синтеза на материале двух – трёхсоставных слов. Они могут работать с графической моделью слова: подбирать слова к графической модели или составлять схему (графическую модель) к заданному слову.
Как вы считаете, сформированы ли перечисленные умения у Вашего ребёнка, как изменилось его речевое развитие? В чем это проявляется?
4. Вопросы родителей к логопеду.
5. Заключение
Большое спасибо за помощь, за сотрудничество. Важно помнить, что вместе мы делаем очень важное дело: помогаем нашим детям быть успешными, а значит счастливыми, уверенными в себе.
До свидания. До следующей встречи.