Елена Филимонова
Особенности взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с девиантным поведением
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с девиантным поведением.
Цель: психолого-педагогическая поддержка родителей (опекунов, воспитывающих детей с девиантным поведением
Задачи:
1. Информирование родителей (опекунов) по запросу (литература, специалисты, организации и др.)
• Помощь в формулировании запроса;
Публикация «Особенности взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с девиантным поведением» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Девиантное поведение
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
• Координация дальнейших действий (к какому специалисту обратиться);
• Рекомендация научной и практико-ориентированной литературы.
2. Работа с психологическим состоянием родителей (опекунов) :
• Стабилизация эмоционального состояния (снижение фоновой тревоги по запросу, работа с эмоциональным состоянием (страх за безопасность и будущее ребенка, злость на ребенка, образовательную систему и др., чувство вины и стыда и т. д.).
Примерный план консультации:
Первый этап
1. Знакомство с родителями, пришедшими на консультацию, установление контакта и достижение доверия и безопасности (не критиковать, не нападать, не обвинять, принимать, выслушать).
2. Прояснение ситуации и запроса (жалобы и проблемы) родителей, пришедших на консультацию.
- выслушать и сформулировать запрос
- развести эмоции и содержание проблемы
- определить, к какой области (проблеме) относится запрос.
На что жалуются родители, с какой проблемой они столкнулись, какой запрос (что хотели бы изменить, к чему прийти, решив возникшую проблему).
На что обратить свое внимание для себя:
1. Какой тип девиантного поведения у ребенка;
2. Какую роль играют родители в усугублении симптомов у ребенка;
3. Как давно данная проблема существует;
4. Все ли члены семьи видят данную проблему и считают ли ее проблемой;
5. Что хотели бы поменять, что ожидают от консультации.
Вопросы, направленные на прояснение ситуации (при необходимости для прояснения типа девиантного поведения) :
1. Отношения ребенка со сверстниками (конфликтные-неконфликтные; наличие друзей-нет друзей (постоянных и устойчивых отношений)
2. Отношения ребенка со взрослыми (отношения с членами семьи, отношения с педагогами)
3. Успеваемость в школе и трудности в обучении
4. Прояснение типа воспитания (авторитарный, попустительский, демократичный; отношения между братьями и сестрами
5. Прояснение отношений между супругами (наличие конфликтов, наличие зависимого поведения, насилия между супругами)
Второй этап:
Психологическая поддержка (стабилизация эмоционального состояния родителей, обратившихся за консультацией). Снижение фоновой тревоги по запросу, работа с эмоциональным состоянием (страх за безопасность и будущее ребенка, злость на ребенка, образовательную систему и др., чувство вины и стыда и т. д.).
На данном этапе возможно прояснение иррациональных убеждений, которые мешают решить возникшую проблему.
Третий этап:
Психологическое просвещение. Рекомендация научной и популярной литературы, рекомендация обратиться к профильным специалистам. Четвертый этап:
Подведение итогов консультации.
- убедитесь, что родитель правильно понял ваши рекомендации;
- письменно зафиксируйте рекомендации, чтобы семья (родитель) имели на руках план дальнейших действий (контакты социальных служб, список литературы);
- одновременно отправьте информацию по электронной почте.