МААМ-картинки

Дидактические игры «В мире запахов» для работы с детьми, имеющими ОВЗ

Людмила Туманова
Дидактические игры «В мире запахов» для работы с детьми, имеющими ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация:

Общеизвестно, что развитие ребенка происходит через органы чувств: зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные. При работе с детьми, имеющими ОВЗ, мы чаще всего строим занятия с опорой на зрительные, слуховые и тактильные анализаторы, то есть развитие ребенка происходит в основном через эти органы чувств. Изучая работы отечественных и зарубежных авторов по данной проблеме, мы выяснили, что запахи оказывают на развитие ребенка очень большое влияние, поэтому в данной методике мы сделали опору именно на обонятельные анализаторы, что особенно актуально при работе с детьми, имеющими нарушения зрения, слуха, речи.

Темочки:

Ключевые слова: обонятельные анализаторы, запахи, ароматы, эфирные масла, органы чувств.

Ребенок с момента рождения способен ощущать ароматы. Новорожденный малыш отличает по запаху свою кормящую маму уже после двух дней кормления. Ребенок воспринимает ароматы более остро и чутко, чем взрослый, активнее на них реагирует, быстрее запоминает. Для него небезразлично, какие запахи его окружают. Приятные запахи нормализуют психическое состояние, вызывают положительные эмоции, радость, повышают аппетит, поднимают настроение, двигательную активность. И, наоборот, неприятные запахи подавляют, угнетают и расстраивают ребенка. Исследование детей, отстающих в развитии, показывают, что у многих из них есть нарушения обоняния.

Психологи утверждают, что дети в возрасте 2 – 12 лет очень чувствительны к ароматным предметам, игрушкам, книгам с пахучими страницами. Это развивает их воображение, обостряет восприятие, развивает у ребенка художественный вкус. Ароматы способствуют умственному развитию детей, их логическому мышлению, речи и эрудиции. Запахи также способствуют раскрытию талантов у детей.

В мире запахов много удивительного. Если для вкуса и цвета существуют определенные категории (соленый, кислый, сладкий, синий, желтый и т. д., то представление о запахах чисто предметно. Выразить словами запах очень непросто. Давая задание детям подобрать эпитеты к тому или иному запаху, мы увеличиваем словарный запас ребенка, обогащаем его речь, развиваем мышление.

Американский ученый Роберт Вуд опытным путем доказал, что запахи стимулируют память и внимание ребенка. При тренировке можно научиться распознавать множество запахов. Такие задания стимулируют ассоциативную память и абстрактное мышление. Подобные игры не требуют дополнительных затрат, используется только то, что есть под рукой. Если же в процессе игры использовать эфирные масла, разнообразие которых необычайно велико, это дает возможность не только расширить палитру запахов, но и познакомить ребенка с удивительным миром растений, путешествуя с ним по разным уголкам мира, лучше познать окружающий их мир. Как пахнет полынь? А мята? Как пахнет в лесу? А на кухне? Кроме того, эфирные масла сами по себе, без дополнительных заданий, влияют на внимание и память.

Данная методика направлена на использование обоняния в качестве средства познания мира. Особенно она актуальна для работы с детьми, имеющими нарушения зрения, слуха, речи. Преимущества данной методики в новизне, оригинальности, простоте и обширности использования, соответствии возрастным особенностям детей. К недостаткам методики можно отнести невозможность ее использования с детьми-аллергиками. Методика «В мире запахов» может быть применена с детьми только после беседы с родителями на предмет наличия или отсутствия аллергических реакций у ребенка и после заполнения анкеты родителями. Методика «В мире запахов» включает в себя набор дидактических игр, упражнений, а также познавательные занятия с детьми.

Дидактические игры и упражнения

Дидактическое упражнение «Угадай, что это?»

Каждому из детей по очереди завязывают глаза. Детям предоставляется возможность определить по запаху, что это за фрукт или овощ.

Дидактическое упражнение «Сам себе парфюмер»

Перед детьми раскладываются травы, пряности, лепестки цветов, фрукты, кондитерские изделия в емкости и предлагается с закрытыми глазами определить, что так может пахнуть.

Дидактическое упражнение «Живые картинки»

1 вариант:

Детям предлагается рассмотреть картинки, которые должны ожить в их воображении, чтобы они могли услышать звук и почувствовать запах каждой из них. Запах и звук могут возникать не одновременно. У одних картинок будет возникать запах, у других — звук.

2 вариант:

Ребенку предлагается выбрать из предложенных запахов те, которые больше подходят к картинке.

Дидактическая игра «Аромамешочки»

Оборудование: мешочки из ткани с различными наполнителями (травы, корица, цедра апельсина и т. п.)

Цель игры : Познакомить детей с различными растениями, пряностями и с их запахами, развивать память, совершенствовать обонятельное восприятие, расширить словарный запас детей.

1 вариант:

Ребенку предлагается определить по запаху, что находится в мешочке.

2 вариант:

Ребенку предлагается разделить запахи на 2 группы :

1 группа: Чем пахнет в лесу, на лугу?

2 группа: Чем пахнет на кухне?

3 вариант:

Ребенку предлагается выбрать запахи, которые ему больше всего нравятся и назвать их.

Дидактическое упражнение «Форма запаха»

Возьмите образцы запахов. Предложите детям понюхать, почувствовать запах и зарисовать его в виде графического символа.

Дидактическое упражнение «Придумай запах»

Детям дается задание: «Нас окружает множество запахов : цветов, зеленой травы, осенних листьев. Придумайте запах, который никто кроме вас не знает. Расскажите о нем или нарисуйте».

Задание выполняется каждым ребенком индивидуально.

Дидактическая игра «Чем пахнет праздник»

Словесная игра, способствующая развитию ассоциативной памяти, воображения, творческих способностей, абстрактного мышления.

Ребенку предлагается из нескольких запахов выбрать те, которые ассоциируются у него с каким-то событием в его жизни. Ребенку задается вопрос: «Что тебе напоминает запах ели (мандарина, мяты и т. д. ?» или «Чем пахнет мандарин?», «О чем ты вспоминаешь, когда чувствуешь запах мандарина?» и т. д.

Дидактическое упражнение «Нарисуй запах»

Детям дается задание нарисовать образ, который они представили, почувствовав тот или иной запах.

Дидактическая игра «Музыкальные ароматы»

Цель игры : Развитие творческих, музыкальных способностей детей, развитие воображения, абстрактного мышления, формирование художественного вкуса.

Ребенку предлагают прослушать отрывки музыкальных произведений (марш, вальс, детские песни, спокойную классическую музыку) и из набора запахов выбрать соответствующий аромат. (Например, вальс «Мой ласковый и нежный зверь», «Вальс цветов» - спокойные цветочные ароматы, детская песня «Мы делили апельсин» - аромат апельсина, «Турецкий марш» - кедр, лаванда и т. д.).

Дидактическая игра «Что изменилось»

Цель игры : Закрепить знания названий растений и их запахов, развивать произвольную память. Внимание.

Перед ребенком раскладываются 5 образцов различных запахов и дается задание запомнить их. Затем ребенок отворачивается, ведущий меняет какой-то из запахов и задает ребенку вопрос: «Что изменилось?»

Занятие по аппликации «Подари запах маме»

Оборудование: цветная бумага, ножницы, клей, кусочки поролона.

Детям дается задание сделать аппликацию – цветок с серединкой из поролона. Затем дети выбирают запах для мамы.

Воспитатель наносит эфирное масло с ароматом, который выбрал ребенок на середину цветка. Дети дарят эти цветочки своим мамам.

Список литературы

1. Епифанова, О. А. Детям про гигиену. В погоне за вредными микробами / О. А. Епифанова. – Эксмо, 2016. – 128 с.

2. Бочаров С. Е., Рычин Ю. В. Работа с лекарственными растениями. М. 1956г.

3. Мэтью Ван Флит Вот так нос! / Мэтью Ван Флит. – Махаон, 2018. – 12 с.

4. Новожилов В. Л. В мире запахов. «Знание». 1988г.

5. Новоселова. Ароматерапия. ИКЦ «Март» 2005г.

6. Самусев Р. П. Атлас анатомии человека. М. 2004г.

7. Терехин Э., Федоров Р. Для кого пахнут цветы? - Тула: Арктоус, 1997г.

8. Фролов Ю. П. Органы чувств. «Госкультпросветиздат». 1948г.

9. Шостак В. И. Природа наших ощущений. Изд. «Просвещение». 1983г.

10. Экономов Л. Мир наших чувств. Изд. «Знание» 1976г.

Статьи Интернет.

Публикации по теме:

Дидактические игры для усвоения предлогов детьми с ОВЗДидактические игры для усвоения предлогов детьми с ОВЗ Предлоги – это слова, которые служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях и пишутся со словами раздельно. Важно помочь ребёнку.

Дидактические игры и упражнения для изучения лексической темы «Зима» в рамках коррекционной работы учителя-логопедаДидактические игры и упражнения для изучения лексической темы «Зима» в рамках коррекционной работы учителя-логопеда Тема "Зима. Приметы зимы" по программе дополнительного образования "Говорю правильно" изучается в декабре. В это время ребята уже выучили.

Дидактические игры при ознакомлении дошкольников с неживой природой (из опыта работы) Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Дидактические игры на прогулке с детьми средней группыДидактические игры на прогулке с детьми средней группы Фотоотчёт «Первые шаги в стране «Головоломки» с детьми средней группы». Подготовила Давидян Л. Г. Мы делаем только первые шаги в стране.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры «В мире запахов» для работы с детьми, имеющими ОВЗ
Опубликовано: 8 февраля 2025 в 00:00
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактические игры «В мире запахов» для работы с детьми, имеющими ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Туманова (УИ 1281367) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
12 марта 2025 среда
Вкусный праздник ананаса!
13 марта 2025 четверг
Соленый праздник для детей!
Читаем стихи Сергея Михалкова!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД