Екатерина Курусь
Коррекционно-логопедическая работа с детьми, имеющими дизартрию на начальном этапе в литературных источниках
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-логопедическая работа с детьми, имеющими дизартрию на начальном этапе в литературных источниках
На начальном этапе коррекционно-логопедической работы проводится : выработка контроля за положением рта, артикуляционная гимнастика, фонематический слух, развитие голоса, коррекция речевого дыхания, а так же развитие ощущений артикуляционных движений и артикуляционного праксиса.
Публикация «Коррекционно-логопедическая работа с детьми, имеющими дизартрию на начальном этапе в литературных источниках» размещена в разделах
- Дизартрия
- Литературная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
- Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры. Проводится логопедический массаж.
- Нормализация моторики артикуляционного аппарата. С этой целью проводим дифференцированные приёмы артикуляционной гимнастики. Пассивные упражнения, выполняемые самим логопедом, направлены на вызывание кинестезий. Активная артикуляционная гимнастика, постепенно усложняется, и добавляются функциональные нагрузки. Такого плана артикуляционная гимнастика направлена на закрепление кинестезий и на улучшение качеств артикуляционных движений.
- Нормализация голоса. С этой целью проводятся голосовые упражнения, которые направлены на вызывание более сильного голоса и на модуляции голоса по высоте и силе.
- Нормализация речевого дыхания. С этой целью логопед проводит кратковременные упражнения по выработке более длительного, плавного, экономного выдоха.
- Нормализация просодики. Это направление на первом этапе является менее всего разработанным. В специальной литературе встречаются описания просодической стороны речи у детей с дизартрией : это такие нарушения, как тихий и немодулированный голос, нарушения темпа речи и тембра голоса, бедные интонации, плохая разборчивость речи, отсутствие пауз и логических ударений и др. симптомы просодики.
- Нормализация мелкой моторики рук. С этой целью проводится пальцевая гимнастика, направленная на выработку тонких, дифференцированных движений в пальцах обеих рук.
Вторым этапом логопедической работы при дизартрии является выработка новых произносительных умений и навыков. Направления второго этапа логопедической работы проводятся на фоне продолжающихся упражнений, перечисленных в первом этапе, но более сложных.
- Выработка основных артикуляционных укладов, (дорсального, какуминального, альвеолярного, нёбного). Каждая из этих позиций определяет соответственно артикуляции свистящих, шипящих, сонорных и нёбных звуков. Освоив на первом этапе ряд артикуляционных движений, на втором этапе можем переходить к серии последовательных движений, которые должны выполняться чётко, утрированно, с опорой на слухо-зрительный и кинестетический контроль.
- Развитие фонематического слуха. Работа проводится по классической схеме. Под фонематическим слухом имеется ввиду, умение ребёнка акцентировать и дифференцировать фонемы родного языка.
Все упражнения первого этапа постепенно усложняются.
Вывод по второй главе:
Работа с лицами, страдающими дизартрией, проводится в различных типах логопедических учреждений: специализированных детских садах и школах для детей с тяжелыми нарушениями речи, в школах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в речевых отделениях психоневрологических больниц. При более легких формах дизартрии работа проводится в поликлиниках или на логопедических пунктах общеобразовательных школ.
При дизартрии требуется ранняя, длительная и систематическая логопедическая работа. Успех её в значительной степени зависит от взаимосвязи в работе логопеда и врача-невропатолога или психоневролога, логопеда и родителей, а для тяжелых двигательных нарушений - логопеда и массажиста и специалиста по лечебной физкультуре.
Огромное значение, имеет ранняя диагностика патологии и логопедическая работа с этими детьми в первые годы жизни. В нашей стране разработана целая система комплексных мероприятий по предупреждению дизартрии у детей с перинатальным поражением мозга. Эта система включает комплексную медико-педагогическую работу с детьми, с первых месяцев их жизни. Работа проводится в специальных неврологических стационарах для детей с перинатальной патологией.
Для предупреждения дизартрии, имеют значения профилактические осмотры детей первых лет жизни, с перинатальной патологией. А так же детей группы риска, т. е. не имеющих признаков поражения мозга, но имеющие патологию со стороны нервной системы в первые месяцы жизни или которые родились с асфиксией, от аномально протекавшей беременности и т. д. Врач и логопед дают обоснованные рекомендации родителям по лечению, обучению, воспитанию детей и по развитию артикуляционной моторики.