Елена Прохорова
Коррекционно-логопедическая работа по подготовке к школе ребёнка со сложной структурой дефекта
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-логопедическая работа по подготовке к школе ребёнка со сложной структурой дефекта
В настоящее время среди воспитанников образовательных учреждений увеличилось число детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии. Значительная часть таких детей не справляется с темпами освоения материала традиционных коррекционных программ воспитания и обучения, испытывает трудности социальной адаптации и обучения в школе. Эти дети нуждаются в особой организации воспитательно-образовательной работы, содержание, формы и методы которой должны быть адекватными их возможностям. [1]
Публикация «Коррекционно-логопедическая работа по подготовке к школе ребёнка со сложной структурой дефекта» размещена в разделах
Сложная структура дефекта подразумевает под собой сочетание двух и более психофизических нарушений. Например, сочетание глухоты и слабовидения, сочетание умственной отсталости и слепоты, сочетание нарушения опорно-двигательного аппарата и нарушений речи. [2]
У таких детей наблюдается:
• затрудненность усвоения способов общественного опыта;
• низкая познавательная активность;
• задержка формирования ведущей деятельности на разных этапах развития (эмоциональное общение с взрослым, предметная, игровая, учебная деятельность);
• позднее начало, замедленный темп или качественное своеобразие формирования основных психологических новообразований раннего, дошкольного и школьного возраста (речь, внимание, восприятие, воображение, чтение, письмо и т. д.) [3] ;
• грубое нарушение речевого развития, несформированность потребности в общении с взрослыми и сверстниками;
• недостаточность моторного развития (слабость мышц рук, трудности при переключении с движения на движение, общая моторная неловкость, нарушение зрительно-двигательной координации);
• низкий уровень развития психических процессов;
• отставание в формировании предпосылок к овладению предметной, игровой, продуктивной, учебной деятельностью;
• снижение произвольности психических процессов, деятельности и поведения, приводящих к существенной задержке развития личностных качеств.
• несформированность мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сферы;
• нарушение процессов социализации [4]
В нашем эксперименте принял участие ребёнок дошкольного возраста 6,8 лет со сложной структурой дефекта. У мальчика наблюдается умеренная умственная отсталость, аутичные черты, нарушение моторных функций. Проведя обследование мы определили направления коррекционно-логопедической работы : развитие речи, коррекция звукопроизношения, развитие артикуляционного праксиса, развитие мелкой моторики пальцев рук и зрительно-двигательной координации, развитие графический навыков, развитие общей координации движений, развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, обучение грамоте.
Занятия проходят в индивидуальной форме. Мы используем игровые приёмы, игровые задания. Большое значение в коррекционной работе имеет многократность повторения упражнений, действий. Интерес вызывают игры с мелкими и сыпучими материалами, уже знакомые игры (выполняются ребёнком с небольшими затруднениями и желанием). Сейчас мальчик учится дорисовывать, пытается печатать буквы и читать слова; выполнять более сложные инструкции-задания. Несформированность интеллектуальной сферы и готовности к школьному обучению усугубляется ослабленным общим физическим и функциональным состоянием ЦНС, что ведёт к низкой работоспособности, повышенной утомляемости организма ребёнка. Наш эксперимент продолжается, и мы будем продолжать проводить коррекционную работу.
Литература:
1. Казакова Г. М. Предшкольное образование детей в ДОУ: формы организации и примеры игровых занятий. Москва. Аркти. 2007.
2. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. Под редакцией Л. М. Шипициной. Санкт – Петербург. Речь 2005.
3. Малофеев Н. Н., Гончарова Е. Л. Позиция ИКП РАО в оценке современного этапа развития государственной системы специального образования в России// Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО, 2000г. Выпуск 1.
4. Фатхутдиновой И. И. Организация обучения и содержания детей со сложной структурой дефекта. Из опыта работы учителя класса со сложной структурой дефекта Камышла 2011г.