Получи документы

Коррекционная работа воспитателя с детьми имеющими нарушения речи (продолжение)

Елена Гурьева
Коррекционная работа воспитателя с детьми имеющими нарушения речи (продолжение)
▼ Скачать + Заказать документы

Основные направления коррекционной работы воспитателя

• Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной (воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, и голосовой (способствует корректному звукообразованию, поддержанию нормального уровня громкости, плавности и выразительности словарного ряда.). Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. В течение дня воспитатель закрепляет произнесение поставленного учителем-логопедом звука, фиксируя внимание ребёнка на его звучание и артикуляции, используя картинки-символы и звукоподражания. Выполняется в течение дня 3-5 раз, в любое время.

Публикация «Коррекционная работа воспитателя с детьми имеющими нарушения речи (продолжение)» размещена в разделах

• Пальчиковая гимнастика. Специальными исследованиями установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких дифференцированных движений рук. Кисть руки можно отнести к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой областью мозга. Поэтому речевое развитие рекомендуется стимулировать тренировкой движений пальцев рук, особенно у детей с речевой патологией. Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной – 3-5 раз в день.

Вне занятий можно предложить детям, у которых заметны нарушения пальцевой моторики, собирать мозаику, работать с конструктором, застегивать и расстегивать пуговицы без помощи взрослого, играть на детском пианино, собирать рассыпанные мелкие предметы и т. п. Желательно, чтобы в группе был оборудован соответствующий уголок. Здесь ребенок, которому это необходимо, всегда может выбрать игру или занятие по душе.

• Фронтальные занятия по программе ДОУ. Проводятся в соответствии с календарно-тематическим планом, и кроме образовательных и воспитательных задач на них стоят и коррекционные задачи, непосредственно связанные с темой каждого занятия. Сюда входят:

- занятия познавательного цикла (ознакомление с живой и неживой природой, чтение литературных произведений и др.) создают широкие возможности для активизации и обогащения словаря, отработки правильных грамматических конструкций, воспитанию навыков связной речи, совершенствованию слухового внимания и фонематического восприятия, закреплению правильного звукопроизношения). Дети упражняются в овладении разными речевыми моделями: от простых (ответы одним словом, словосочетанием) да более сложных (ответы с использованием сложноподчиненных и сложносочиненных предложений);

- На занятиях эстетического цикла (лепка, рисование, конструирование и аппликация) воспитатель учит детей не только техническим навыкам: владеть кистью, карандашом, уметь ровно закрашивать, лепить из одного куска, но и расширяет и обогащает словарь, работает над грамматически правильной речью. Например, дети лепят огурец и помидор, сравнивают их по форме, цвету, загадывают загадки. При объяснении воспитатель точно употребляет нужные слова, чётко проговаривает их, задаёт конкретные вопросы. Эти занятия создают условия для развития навыков общения: при совместном выполнении какой-либо поделки, изображения обычно возникают оживленные диалоги детей. Поэтому такие занятия особенно ценны для детей со сниженной: речевой инициативой. Однако порой воспитатели не осознают педагогической значимости сложившейся ситуации и в дисциплинарных целях запрещают общение детей друг с другом. Задача педагога-профессионала — не запрещать, а, наоборот, всемерно поддерживать и поощрять речевую активность детей, направляя ее в нужное русло и используя для решения коррекционно-развивающих задач.

Во время таких занятий для смены деятельности и поддержания интереса воспитатель использует логопедические пятиминутки, содержащие:

• игры на развитие неречевых психических функций (зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, зрительно-пространственный гнозис и праксис «узнавание-действие»);

• игры на развитие фонематических функций, слогового анализа;

• игры на развитие лексико-грамматического строя речи, связной речи;

. подвижные игры.

Такие пятиминутки должны быть достаточно короткими и содержательными, соответствовать изучаемой лексической теме, проводиться в занимательной форме и способствовать развитию всех структурных компонентов речевого нарушения.

• Индивидуальные занятия воспитателя «коррекционный час» по заданию:

- логопеда, закрепляющие звукопроизношение; (проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук; упражнения в звуко-слоговом анализе и синтезе);

- по заданию дефектолога; (повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов; повторение лексико-грамматических упражнений; упражнения на развитие внимания, памяти, мышления).

Индивидуальные занятия проводятся воспитателем обычно во второй половине дня, но её также можно проводить, используя утреннее время, когда ещё мало детей. Воспитатель занимается с 2 -3 детьми, общее время индивидуальной работы составляет 30 минут. Такие занятия включают общую и специальную артикуляционную гимнастику, задания на автоматизацию и дифференциацию звуков, задания по тем разделам программы, которые дети усваивают с наибольшим трудом.

Необходимо отметить, что эффективность коррекционной работы во многом зависит от внимательного отношения педагога к фонетической стороне речи детей. Умение воспитателя вслушиваться в речь детей, отличать правильно произносимый звук от дефектного, на определенном этапе автоматизации своевременно поправлять ребенка, напоминать правильную артикуляцию звука позволяет повысить эффективность работы по коррекции звукопроизношения.

При изучении каждой темы совместно с логопедом-дефектологом намечается тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков, который дети должны усвоить в импрессивной и экспрессивной речи (понятийный – активный словарь).

Для преемственности воспитателя и логопеда-дефектолога, заводится тетрадь взаимодействия, которая заполняется один раз в неделю. В ней указывается состав детей и содержание “коррекционного часа” с указанием изучаемой на неделе лексической темы, в рамках которой проводится работа по развитию речевых и неречевых функций.

Коррекционная работа вне занятий : во время режимных моментов. (самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях). Особая значимость этой работы заключается в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей.

Воспитатель находится с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, умывальной комнате, спальне, уголке природы, игровом уголке и других местах, где имеется широкая наглядная база для формирования словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи. Во время этой работы педагог должен стараться задействовать различные анализаторы, развивая зрительное, слуховое восприятие, тактильные ощущения детей.

Для стимулирования повторения и закрепления словаря, активно использовать не только словесные приемы и методы, но и различные мнемотехнические средства, символы, схемы и т. д. Материал, подлежащий закреплению, располагать на карточках и помещать их в различных местах пребывания детей: в игровой, возле шкафчиков и т. д.

Слово, связанное с наглядным представлением, должно быть воспринято слухом ребёнка, и сохранено им в памяти. Для того чтобы овладеть правильным произношением слова, он должен его часто повторять, закреплять не только автоматически, но овладевая при этом навыками самоконтроля.

Пример подобной работы во время сбора детей на прогулку может выглядеть так : "Миша надевает штаны. Затем он наденет шапку, шубу и шарф".

Бывает так, что воспитатели дают детям однообразные стандартные указания: «Мойте руки!», «Сели!», «Встали!», «Тихо!». Такие отрывочные односложные фразы не способствуют развитию детской речи. Опытный воспитатель старается, разговаривая с детьми, активизировать их речь: «Какое у тебя красивое платье. Кто тебе его покупал?» Во время еды воспитатель сообщает детям, что сегодня на завтрак, обед. Дети узнают названия блюд и приучаются пользоваться вежливыми словами.

С отдельными, особенно трудными в речевом общении детьми во время подготовки ко сну закрепить обобщающие понятия «одежда», «постель», загадать загадку, например, про подушку, уточнить названия предметов его личной одежды.

В умывальной комнате можно предложить детям такое соревнование: кто больше скажет слов о том, какое мыло, что с ним можно делать, что им можно мыть.

При выполнении некоторых упражнений во время гимнастики, дети чё тко произносят слово: «Ух!», «Хлоп!», «Топ!», при приседании: «Тук-тук-тук!», или: «Кап, кап, кап!» Говорить слова дети должны на выдохе. Перед утренней гимнастикой, а так же перед каждым занятием ежедневно следует проводить артикуляционную гимнастику из 2-3 упражнений, хорошо усвоенных детьми и не требующих особого зрительного контроля. Например, такие общие артикуляционные упражнения как «Часики», «Качели», «Барабанщик».

Проявление речи наиболее ярко выступает в игре и через игру. Очень часто, дети - не умеют играть. При поступлении в детский сад игра большинства детей бывает процессуальной, лишенной творчества; дети не умеют договариваться во время игры, распределять роли, создавать сюжет, следовательно - дети не вступают и в речевое общение. Игра таких детей, не отражает действительности в полной мере, и не является ведущей формой деятельности, как это положено в дошкольном возрасте.

Поэтому воспитателю коррекционной группы приходится обучать детей игре. Для этого следует создать базу — подготовить тот запас знаний и впечатлений о реальной жизни, получив их в ходе целевых прогулок и экскурсий или просмотров видео фильмов, презентаций. Это могут быть прогулки в магазин, поликлинику, аптеку, ателье, к строящемуся дому и т. п. Перед такой прогулкой воспитателю обязательно следует наметить объем понятий, с которыми он собирается познакомить детей, слова, которые придется уточнить. Проводя такие прогулки-экскурсии, важно помнить, что необходимо обращать внимание детей с общим недоразвитием речи на все мелочи, так как сами ребята не в состоянии воспринять увиденное достаточно полно. Необходимо не только привлечь внимание детей к каким-либо предметам, объектам, совершаемым действиям, но и назвать их, а кроме того, попросить детей повторить название. После этого можно приступить непосредственно к организации игры.

Большой интерес дети проявляют к «Уголку природы». Здесь широкое поле деятельности по развитию речи, активизации словаря, в правильном произношении слов сложного состава и по развитию фонематического слуха. Работа с детьми в уголке природы развивает умственные способности ребёнка. Почему поблёк цветок, завяли его листочки? – Плохо поливали. Правильное ведение календаря природы развивает и обогащает речь ребёнка, даё т многообразный речевой материал: погода дождливая, небо пасмурное, серое; день солнечный, ясный и т. п.

Говоря о работе вне занятий, нельзя не упомянуть о прогулке. Здесь помимо ее традиционных для массовых групп составных частей — подвижной игры, трудовой деятельности, самостоятельной работы детей — ежедневно дополнительно проводятся наблюдения за окружающей действительностью и индивидуальная работа с детьми. На улице, во время прогулки, можно спросить детей: «Какое небо?», «Какой снег на участке?», «Какие листья лежат на земле?», «Что делают ветер, дождь, снег?» и т. п. Однако необходимо учитывать, что прогулки — время для максимальной физической активности детей, их свободной деятельности, психической разгрузки после напряженных занятий, поэтому длительность таких индивидуальных упражнений (индивидуальной работы) должна быть минимальной.

В свободное от занятий время можно с успехом закреплять падежи: Чего нет? Подошел к чему? Рисую чем? и т. д. ; предлоги; глаголы с приставками: налил- полил- вылил воду из…

В процессе общения в не занятий, всегда возможно составление простых предложений по производимым, действиям; закрепление у детей навыков связной речи и составления коротких рассказов о выполняемых действиях.

Вызвать у детей интерес к словесным упражнениям помогает дух соревновательности. Например, можно задать детям вопросы: «Кто больше придумает слов?», «Кто точнее скажет слово?», «Кто быстрее ответит на вопрос?», «Кто больше заметит частей предмета?» и т. п.

Как показывают исследования, процесс воспитания и обучения должен быть комплексным, проходить с участием специалистов различного профиля, только тогда, вокруг ребенка создается единое коррекционно-образовательное пространство и определенная предметно-развивающая среда.

Взаимодействие со специалистами.

Значимую помощь в реализации коррекционного воздействия воспитатель может получить от педагогического коллектива ДОУ.

На интегрированных занятиях оказалось возможным решать и коррекционные, и образовательно-воспитательные задачи, а также задачи по расширению двигательной активности детей, развитию ритмических способностей. Структура занятий такова, что в одну сюжетную линию вплетаются различные игровые задания и упражнения: дидактические и развивающие игры; упражнения на развитие пальчиковой моторики, координации речи с движением; элементы мнемотехники и моделирования; загадки, стихотворения; упражнения на развитие дыхания; подвижные игры; а также специализированные компоненты музыкального и физкультурного занятий. В занятиях присутствует рациональное сочетание статических и динамических нагрузок, что особенно важно для детей с нарушениями речи, которым необходима частая смена деятельности, закрепление и повторение пройденного материала. На этих занятиях закрепляются, обобщаются, систематизируются знания детей, полученные за неделю по определенной лексической теме.

Музыкальный руководитель на занятиях включают фонетическую ритмику и логоритмику, артикуляционные упражнения, распевочки, дыхательные упражнения с пропеванием гласных звуков, проводит работу по развитию мелкой моторики рук, активизации внимания, ориентировки в пространстве, что благоприятно влияет на формирование неречевых функций у детей с речевой патологией. Эти занятия вызывают ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой. Кроме того, музыкальные руководители имеют возможность помочь ребёнку в развитии неречевого слуха, в формировании умения слышать и передавать ритмический рисунок, проводить голосовые упражнения (для детей с дизартрией, а также закрепить правильное произношение звуков в разучиваемых стихотворных текстах и песнях.

Одна из причин задержки речевого развития ребенка может быть вызвана недостаточностью развития и функционирования двигательной (моторной) сферы. Это легко объяснить, если взглянуть на изображение головного мозга человека, где можно заметить, что речевая область расположена очень близко к двигательной зоне.

В своих исследованиях ученые доказали, что точное выполнение ребенком упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает движения артикуляторных органов: губ, языка, нижней челюсти. В тесной взаимосвязи с развитием движений осуществляется сенсорное воспитание, направленное на совершенствование оптико-пространственных и слуховых функций, совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности. Игровые упражнения, которые связаны с движениями, приучают детей контролировать свое произношение.

Взаимодействие с семьей.

Еще одним из существенных факторов повышения результативности работы педагогов можно назвать включение в эту работу членов семьи, и обязательным условием является установление совместных требований к общему и речевому воспитанию ребенка.

Исследованиями установлена прямая зависимость качества речи от условий семейной речевой среды и характера общения с родителями. Если контакты с ними были постоянными на всех этапах детского развития, а родные своевременно и внимательно обеспечивали создание необходимых условий для становления речи, то, как правило, ничто не препятствует ее естественному формированию у здорового ребенка.

Совсем по-другому развивается речь детей, если родители не занимаются ею. Неполноценная языковая среда может проявляться в искаженном произнесении родителями многих слов и уподоблении их произношения детской речи, в общении с ребенком на примитивном языке и др.

Важно, чтобы родители ребенка с ЗПР стали активными участниками коррекционно-развивающего процесса, поверили в возможности своего ребенка и в положительный результат коррекционно-развивающего обучения, и совместно с воспитателем выработали единые требования к речевому режиму ребенка.

Очень важно, чтобы воспитатель контролировал, забирают ли тетрадь с заданием логопеда родители, приносят ли ее в сад и занимаются дома по ней. Важно убедить родителей в необходимости подобной работы, т. к. устранение речевого дефекта не возможно без закрепления дома.

В заключении хочу сказать, педагогам все чаще приходится сталкиваться с проблемой нарушения речевого развития у дошкольников, и для оказания своевременной коррекционной помощи необходимо постоянно работать над собой : профессионально расти, осваивать новый педагогический опыт, читать методическую литературу, собирать необходимый материал.

Воспитатель должен помнить, что после родителей он для воспитанников главный человек. Именно на него равняются дети, от него ждут поддержки, помощи, тепла и доброты.

Залогом успеха коррекционно-речевой работы являются : систематичность, планомерность, согласованность. Верьте в себя и у вас все получится.

Литература

1. Нищева Н. В. программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.

2. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. – М. : “Издательство Гном-Пресс”, 1999.

3. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. – М. : “Издательство ГНОМ и Д”, 2000.

4. Коноваленко В. В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе. М. : 2003.

5. Степанова О. А. Работа воспитателя детского сада с детьми, имеющими нарушения речи. //Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. №8/2008.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Применение дидактических игр в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Игры с кубикамиПрименение дидактических игр в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Игры с кубиками Игровое пособие представляет собой серию кубиков разной величин, на гранях которых различные символы для дидактических упражнений. Игровое.

Использование ИКТ в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ Использование ИКТ позволяет сделать.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения зрения Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №98, компенсирующего вида», города Сыктывкар. Музыкальный руководитель.

Коррекционная работа по закреплению произношения звуков [Ш], [Ж] с детьми, имеющими общее недоразвитие речи Коррекционная работа по закреплению произношения звуков Ш, Ж с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Своевременное овладение правильной.

НОД учителя-дефектолога с детьми, имеющими нарушения интеллекта легкой степени «Фруктовая тарелка» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 49 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга.

Специфика работы логопеда с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения Нарушение зрения отрицательно сказывается на: -нервно-психическом статусе детей; - двигательной активности и - ориентировке в пространстве;.

Специфика работы логопеда с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения. Нарушение зрения отрицательно сказывается на: -нервно-психическом статусе детей; - двигательной активности и - ориентировке в пространстве;.

Статья из опыта работы с детьми, имеющими нарушения аутистического спектра «Особые дети» (из опыта работы). Я работаю педагогом-психологом на протяжении 16 лет, и сегодня хочу рассказать о своей работе с «особыми».

Тематический план психологических занятий с детьми 5–6 лет, имеющими нарушения речевого развития Тема: Огород. Сад. (овощи, фрукты). Задачи: Формирование положительного отношения к сверстникам, желания сотрудничать друг с другом; расширение.

«Песочная страна». Занятие по экспериментированию с детьми 4–5 лет, имеющими нарушения зрения Задачи: 1. Расширять представления детей о свойствах песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого песка можно лепить. 2. Упражнять в его обследовании.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционная работа воспитателя с детьми имеющими нарушения речи (продолжение)
Опубликовано: 26 октября 2016 в 16:52
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекционная работа воспитателя с детьми имеющими нарушения речи (продолжение)» (включая файлы) размещена пользователем Елена Гурьева (УИ 413072) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД