Татьяна Гавриленко
Коррекционно-развивающая работа с детьми-логопатами (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
СЛАЙД 1
Наше дошкольное учреждение – для детей с нарушением речи и все шесть групп в нем логопедические.
СЛАЙД 2
Дети с речевыми нарушениями часто имеют функциональные или органические изменения в области центральной нервной системы. У многих из них выявляются двигательные нарушения (равновесие, координация движений, нарушение мелкой моторики – недифференцированность движений пальцев руки, артикуляционных движений). Как правило, такие дети имеют повышенный уровень тревожности, плохо адаптируются к социальной среде, не сразу идут на контакт, вялы либо расторможены, эмоционально нестойки, у них часто меняется настроение, нередко проявляется агрессия, внимание неустойчивое, низкий уровень понятия словесных инструкций, контроль за собственной познавательной деятельностью. Диагностика познавательной деятельности и моторных функций детей с речевыми нарушениями показывает, что все психические функции, в том числе и речевое развитие у них действительно находится на более низком уровне, чем у детей с нормой речевого развития, что соответствует теоретическим положениям Л. С. Выготского о социально обусловленной природе высших психических функций, их опосредованном системном строении и ведущей роли речи в формировании высших психических функций.
Публикация «Коррекционно-развивающая работа с детьми-логопатами (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Систематическая, правильно организованная коррекционная работа в нашем дошкольном учреждении в сочетании с личностно – ориентированным подходом позволяет сгладить имеющиеся отклонения и помочь ребенку максимально комфортно адаптироваться к социальной среде. Результаты проводимой работы показывают преимущество коррекционно-развивающего интегрированного обучения. По результатам мониторинга 2014 года 95% детей выпустились в общеобразовательные школы и только 5 % - в речевую.
СЛАЙД 3Вокруг ребенка с общим недоразвитием речи совместными действиями наших специалистов создается единое коррекционно – образовательное пространство. Тесная взаимосвязь логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, психолога, инструктора по физической культуре оказалась возможной при условии совместного планирования работы, при правильном и четком распределении задач каждого участника коррекционно – образовательного процесса.
СЛАЙД 4
Большой спектр коррекционно-развивающих технологий, используемых специалистами нашего сада позволяет решить главную цель – укрепление физического и психического здоровья, развитие и формирование личности и предоставление равных стартовых возможностей всем детям. В своей работе мы используем следующие технологии:
СЛАЙД 5
- сказкотерапия (сказочное лечение души). Дети с нарушениями речи быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания. Не всегда доступны детям логические и временные связи между предметами и явлениями. Именно сказкотерапия дает возможность бороться со своими страхами и проблемами, задуматься о нравственных качествах, учит отличать хорошее от плохого, вселяет в них надежду, что очень важно для личностного развития; дети учатся способам регуляции своего эмоционального состояния, развивает чувство эмпатии.
СЛАЙД 6
- музыкотерапия: дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние, стимулирует их внимание, память, мыслительные процессы, сводит к минимуму поведенческие и организационные проблемы. Результат логопедических занятий с использованием музыкотерапии – создание положительного эмоционального фона (снятие фактора тревожности, стимуляция двигательных функций, растормаживание речевой функции, развитие чувства ритма, темпа, времени). Музыкальный руководитель подбирает и использует для работы с детьми музыкотерапевтические произведения.
СЛАЙД 7
- логоритмика: на логоритмических занятиях обеспечивается преемственность усвоения музыкального, двигательного и речевого материалов, совершенствуется общая и мелкая моторика, выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса, просодическая сторона речи (темп, тембр, выразительность, сила голоса).
СЛАЙД 8
- арт-терапия (воздействие на психоэмоциональное состояние ребенка через искусство): практический опыт наших специалистов показывает ее большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми с проблемами в эмоционально-личностном развитии. Для усиления позитивных внутренних процессов у детей, для стимуляции их в речи, часто используем специальное музыкальное сопровождение.
СЛАЙД 9
- песочная терапия. Значимость игр с песком в работе с детьми-логопатами отметили как психолог, так и учителя-логопеды. В кабинетах наших специалистов созданы условия для проведения игр с песком. С помощью песочной терапии педагоги развивают у детей тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук, снимают мышечную напряженность, помогают ребенку чувствовать себя защищенным в комфортной для него среде, развивают активность, стабилизируют эмоциональное состояние, поглощая негативную энергию, позволяют ребенку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации.
СЛАЙД 10
- мандалотерапия. Большую работу по данному направлению проводит психолог нашего учреждения Самсоненко Евгения Ивановна. Педагоги отмечают, что символ и цвет на бессознательном уровне помогают гармонизации эмоциональной сферы и личностному фону ребенка.
СЛАЙД 11
- компьютерные технологии: позволяют сделать процесс коррекции речевых дефектов у дошкольников с ОНР более рациональным, повышают интерес детей к логопедическим занятиям, в течение которых ребенок чувствует себя эмоционально комфортно, что эффективно сказывается на результатах деятельности. Анализ результативности коррекционной работы наших специалистов подтверждает существенную значимость развивающей логопедической среды и применения компьютерных технологий. Среди всего разнообразия компьютерных программ и игр мы отдаем предпочтение таким играм, как «Игры для Тигры», «Баба Яга учится читать», «Веселая логопедия».
Наряду с коррекционными технологиями наши педагоги используют в своей работе такие развивающие технологии, как:
СЛАЙД 12
- мнемотехника: используется нашими воспитателями, учителями-логопедами, музыкальным руководителем, психологом для разучивания стихотворений, песен, загадывания загадок, составления рассказов в виде мнемотаблиц. Это помогает детям создавать образы, развивает воображение, память, помогает перейти от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.
СЛАЙД 13
- элементы ТРИЗ-педагогики: дают возможность раскрыть в каждом ребенке творческие способности, подготовить к решению сложных проблем в различных областях деятельности.
СЛАЙД 14
В последнее время педагогов нашего учреждения заинтересовал «Живой песок», который имеет массу преимуществ перед сухим: не липнет к рукам, приятный на ощупь, не рассыпается, разноцветный - ребенок легко может создать любой образ, используя тот цвет, который соответствует его внутренним переживаниям.
СЛАЙД 15
Несомненно, надо помнить, что главное, в чем нуждается любой ребенок без исключения – безоговорочная и безграничная любовь взрослых, их поддержка и понимание в любых ситуациях