Наталья Жучкова
Логопедическая работа с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедическая работа с детьми раннего возраста.
Основная задача коррекционной работы с детьми младшего дошкольного возраста состоит в том, чтобы сформировать потребность в вербальном общении, стимулировать становление самостоятельной речевой деятельности соответственно возрастным нормам с учетом онтогенетического развития.
Публикация «Логопедическая работа с детьми раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Становление речи ребенка происходит в условиях его взаимодействия со взрослым в ходе предметной и игровой деятельности, что содействует совершенствованию его познавательной деятельности и гармонизации развития каждого ребенка.
В системе логопедических занятий выделены пять основных циклов:
I. Речь: внимание, понимание, потребность
II. Речь и познавательные процессы
III. Вербальные средства общения
IV. Слово и речевые звуки
V. Речь и детская деятельность
В первый цикл входят игры и упражнения на воспитание устойчивости внимания ребенка по отношению к различным раздражителям (сначала невербальным, затем вербальным); уточняются и расширяются его возможности в понимании обращенной речи взрослых, а впоследствии и других детей. На этом этапе коррекционная работа в естественных и специально созданных ситуациях общения стимулирует и усиливает коммуникативные намерения ребенка, формирует потребность в вербализации отдельных фрагментов общения.
Во втором цикле коррекционной работы необходимо создать сенсорную базу для развития импрессивной и экспрессивной речи ребенка. Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине, цвете, положении в пространстве, а также фактуре, запахе, вкусе и т. д. (по Л. А. Венгеру). Приоритетное значение придается развитию ощущений и восприятия (особенно зрительного и слухового, которому принадлежит особая роль в полноценном развитии ребенка раннего возраста.
Игры на развитие восприятия величины. Игры с пирамидками, матрешками, кубиками-вкладышами (учим ребенка правильно пользоваться словами больше, меньше, самый маленький, самый большой, поменьше, побольше; учим устанавливать соответствие между предметами разной величины: большому – большее, маленькому – меньшее.) Предметы перед ребенком следует выкладывать слева направо – это поможет развить навык, необходимый для дальнейшего обучения ребенка чтению и письму.
Игры на развитие восприятия цвета. Игры на соотнесение и группировку однородных по цвету предметов. Начинаем с основных цветов, берем для заданий контрастные сочетания, например, красный и синий. Когда ребенок усвоил основные цвета, берем близкие по тону: желтый и оранжевый, синий и фиолетовый.
Игры на развитие восприятия формы. Игры на раскладывание предметов разной формы на две группы. Играя с предметами разной формы, ребенок учится воспринимать их зрительным и осязательным способами, так как для создания целостного представления о предмете, необходимо обследовать предмет одновременно рукой и глазами.
Игры на развитие осязания. Осязание позволяет не только воспринимать форму предметов, но и получать еще много разной информации. В играх мы можем сознательно развивать у ребенка тактильную чувствительность, обучать его получать информацию о механических свойствах предметов.
Очень способствуют сенсорному развитию творческие игры по конструированию, аппликации, лепке, рисованию, на которых ребенок продолжает формировать и закреплять приобретенные умения сравнивать предметы по величине, цвету и форме.
Игры на развитие слухового восприятия. Игры, которые помогают ребенку услышать и запомнить как можно больше разных звуков, учат различать их и воспроизводить. Учим ребенка самостоятельно извлекать звук из предметов (банка с различными наполнителями, которые гремят, звенят, шуршат, дребезжат и т. д.) Звуки могут быть громкими, тихими, резкими, звенящими и т. п.
Основной задачей третьего цикла является формирование и развитие вербальных средств общения во взаимодействии с невербальными (экспрессивно-мимическими, наглядно-действенными) средствами коммуникации. В заданиях используется лексико-грамматический материал, индивидуально подобранный с учетом развития каждого ребенка.
На этом этапе используются игры на развитие навыков речевого поведения в процессе знакомства с игровым персонажем; игры на развитие навыков соотношения краткого описания предмета с его словесным обозначением; игры, развивающие диалогическую речь детей, развивающие пространственную ориентировку, координацию движений, обучающие ребенка оречевлять производимые им действия.
Занятия четвертого цикла направлены на воспитание у детей избирательного внимания к слову и речевым звукам и включают последовательное формирование действий различения и правильного произношения доступных речевых звуков и слов, включающих эти звуки. Эти упражнения способствуют воспитанию правильных артикуляторных и акустических образов речевых звуков у детей, развитию их фонационного дыхания и голоса.
Пятый цикл включает задания на развитие, закрепление и совершенствование речи, что позволяет интегрировать полученные навыки во всех областях развития.
Это игры на развитие умений вести диалог на заданную тему, развивать навыки рисования на заданную тему; игры на развитие конструктивных навыков и выполнение образных движений, развитие воображения; игры на развитие зрительного восприятия и умения определять предмет по изображению его части; игры на развитие навыка вербального обозначения направления движения, умения выполнять задания в технике аппликации по инструкции педагога.
Таким образом, включая в комплексное коррекционное занятие упражнения из каждого цикла, с учетом индивидуальных возможностей ребенка, происходит развитие самостоятельной речевой деятельности и общая гармонизация развития каждого ребенка.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Гаркуша Ю. Ф. Конспекты логопедических занятий для детей 3-4 лет: Пособие для логопедов / Ю. Ф. Гаркуша. – М. : ПАРАДИГМА, 2015
2. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Младшая группа детского сада. – СПб. : Издательский дом «Литера», 2015
3. Хазиева Р. К. 55 развивающих игр для малышей. – СПб. : Издательский дом «Литера», 2014