Юлия Гладкова
Консультация «Отличие задержки психического развития (ЗПР) от умственной отсталости (УО)»
▼ Скачать
Консультация опекуна ребенка 7 лет по изменению диагноза "умственная отсталость" на "задержка психического развития" имела продолжение. Мне, как педагогу-психологу снова пришлось повторить прописные истины.
Главное отличие ЗПР от умственной отсталости (УО) состоит в том, что последняя носит необратимый характер, так как главный механизм патологии — органическое поражение мозга, либо же его недоразвитие.
Публикация «Консультация „Отличие задержки психического развития (ЗПР) от умственной отсталости (УО)“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
ЗПР, наоборот, всегда поддается коррекции, поскольку в основе этого заболевания лежит нарушение темпов развития психической деятельности.
Если брать основные моменты, то умственная отсталость и задержка психического развития отличаются следующим:
- особенности познавательной деятельности.
При ЗПР у ребенка могут быть снижены одни функции мозга, но при этом полностью сохранны другие. Например, ребенок может испытывать сложности с чтением, но при этом хорошо усваивать счет.
Для умственной отсталости характерно тотальное недоразвитие всех нервно-психических функций.
- потенциал развития познавательной и мыслительной деятельности.
При умственной отсталости этот потенциал очень низок. Ребенок с УО, скорее всего, всегда будет отставать в этом плане от своих здоровых сверстников.
А вот задержка психического развития может быть полностью устранена.
- интеллектуальная деятельность.
При ЗПР характерно ее скачкообразное развитие.
У детей с УО, как правило, развития интеллекта вообще не наблюдается.
- особенности нарушения интеллекта.
При задержке психического развития страдают внимание, эмоционально-образное мышление, восприятие, способность правильно слышать и узнавать слова. Ребенок с ЗПР имеет достаточно высокие баллы IQ, однако не могут в определенный период жизни использовать все возможности мозга. А из-за этого развиваются медленнее сверстников.
Умственно-отсталые люди не в состоянии сравнивать, обобщать, анализировать информацию. Также им недоступно абстрактное мышление. Интеллект ребёнка с умственной отсталостью не превысит определённого уровня (IQ, какая бы тщательная работа с ним не проводилась.
- характерные черты эмоциональной сферы.
Яркость эмоций свойственна детям с ЗПР.
У детей с УО эмоциональный фон крайне беден.
- успешность развития
При ЗПР необходимо добиться успешного развития ребенка до уровня среднестатистических сверстников к периоду полового созревания.
При УО состояние человека можно только стабилизировать, не позволив регрессировать глубже. Ребенок с УО способен освоить основные необходимые для жизни навыки (в зависимости от тяжести состояния, но требует ежедневной работы по их отработке, чтобы оставаться на одном уровне развития. Так как при прекращении систематической коррекционной работы происходит немедленный регресс.