Наталья Владимировна Васильева
Консультация «Методики для организации комплексной работы при подготовке детей с ОВЗ к обучению в школе»
▼ Скачать + Заказать документы
При организации комплексной работы по подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе учителю - логопеду возможно использовать следующие методики :
1. Каше Г. А. «Подготовка к школе детей с недостатками речи», М., 1985.
Коррекционная методика основана на аналитико – синтетическом принципе обучения грамоте, развития познавательной деятельности в связи с активным наблюдением. При разработке методики коррекционного обучения особенное значение придавалось соблюдению основополагающих дидактических принципов (доступности предлагаемого материала, наглядности, индивидуальному подходу, процессу овладения детьми фонетической системой языка, ее лексическим составом и грамматической структурой для развития внимания к языку, способности к обобщениям в сфере языковых фактов.
Публикация «Консультация „Методики для организации комплексной работы при подготовке детей с ОВЗ к обучению в школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
2. Ястребова А. В., Бессонова Т. П. «Обучаем писать без ошибок : комплекс упражнений для работы учителей – логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма», М., 2007.
Представлена система коррекционных упражнений для успешного усвоения учащимися программного материала, в том числе: по восполнению пробелов в развитии психологических предпосылок к овладению чтением и письмом; нормализации звуковой стороны речи; формированию и совершенствованию лексико – грамматических средств языка; отработке полноценных навыков чтения и письма и совершенствованию связного высказывания. Разработаны методические рекомендации по организации, планированию и содержанию логопедических занятий с учащимися. Полно и всесторонне представлена характеристика нарушений устной и письменной речи школьников, а также приемы выявления нарушений речи и наиболее важные положения дифференциальной диагностики.
3. Лалаева Р. И. «Логопедическая работа в коррекционных классах: методическое пособие для учителя – логопеда», М., 2001.
Научно – теоретическими предпосылками для методики явились современные психо-лингвистические представления о структуре речевой деятельности. Рассмотрены особенности нарушений речевого развития у детей с задержкой психического развития. Приведен комплекс этиопатогенетических факторов, обуславливающих нарушения речи у этой категории детей. Представлена дифференциальная диагностика нарушений речи у детей с ЗПР, а также с проблемами в развитии. Описана методика логопедической работы по коррекции нарушений фонетико – фонематической стороны речи, лексики и грамматического строя речи. Подробно раскрыты направления, этапы, принципы и методы логопедического воздействия. Разработана методика обследования зрительного гнозиса.
4. Фомичева М. Ф. «Воспитание у детей правильного произношения», М., 1989.
Направлено на развитие всех компонентов системы звукопроизношения и обеспечения успешного формирования речевого дыхания, слухового внимания, развития силы и высоты голоса. Учитывается психология ребенка, что помогает логопеду через образное восприятие и мышление сформировать у него правильные артикуляционные уклады и автоматизировать поставленные звуки.
5. Агранович З. Е. «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей», СПб., 2001.
Включает систему логопедических мероприятий по устранению у детей дошкольного и младшего школьного возраста нарушения слоговой структуры слов – дефекта, ведущего к возникновению дисграфии и дислексии. Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. Автор предлагает подробную поэтапную коррекционную работу, задания, учитывающие уровень речевого развития детей.
6. Нищеева Н. В. «Программа коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)», СПб., 2006.
Данная программа позволяет построить систему коррекционно – развивающей работы в средней, старшей и подготовительной к школе логопедических группах на основе полного взаимодействия преемственности всех специалистов детского учреждения и родителей дошкольников. Включает задачи развивающего обучения, всестороннего развития интеллектуально – волевых качеств и формирования базовых психических процессов. Основная задача – овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения.
7. Волкова Г. А. «Методика психолого – логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики» : Учеб. – метод. Пособие, СПб., 2006.
Описание конкретных методик обследования и анализа полученных данных представлены с учетом того, что первичная несформированность у ребенка одного из языковых компонентов, принимающих участие в становлении речи, влечет за собой изменение всей речевой системы. Психолого – педагогический анализ структуры речевых дефектов позволяет выявить особенности взаимодействия неречевых и речевых отклонений в каждом случае. Представленные материалы обследования детей с различными нарушениями речи, а также сведения о формировании ряда психических функций на ранних этапах онтогенеза способствуют качественному улучшению диагностики речевых расстройств и помогут осуществить дифференцированный подход в последующем коррекционном обучении и воспитании.
8. Н. В. Нищева «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет», Спб., 2015.
Представляет собой целостную, методологически обоснованную, систематизированную, четко структурированную модель педагогического процесса, реализуемую в группах компенсирующей направленности, в соответствии с ФГОС ДО. К программе создан методический комплект, включающий необходимый для работы дидактический материал, наглядные пособия и рабочие тетради.