Евгения Жданова
Конспект занятия педагога-психолога по подготовке детей к обучению в школе.
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовить ребенка к школе — это значит :
- воспитать у него осознанное положительное отношение к учебной и общественной деятельности,
- заставить его понять важность и необходимость обучения
- в школе : вызвать у него желание стать школьником;
- возбудить симпатию к ученикам, стремление быть похожим на них,
- возбудить уважение к личности и профессии учителя, понимание общественно полезной значимости его труда;
- развить потребность в книге, стремление научиться читать.
Публикация «Конспект занятия педагога-психолога по подготовке детей к обучению в школе,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и со взрослыми, формируются качества личности, необходимые будущему школьнику
Играя, ребенок приучается действовать в коллективе сверстников, подчинять личные желания интересам товарищей, выполнять установленные правила, прилагать определённые усилия для преодоления встречающихся трудностей.
В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно.
КАКИЕ ЖЕ ЛИНИИ ОТНОШЕНИЙ ОТРАЖАЮТ ДЕТИ В ИГРАХ В ШКОЛУ?
• Отношению учителя к ученикам (он строгий, знающий, требовательный, но к ученикам внимательный и добрый,
• Отношению учеников к учителю (они выполняют все его требования, относятся к нему с уважением и любовью, обращаются с различными вопросами,
• Отношению родителей к учителю и ученикам (интересуются успехами своего ребенка, советуются с учителем, предъявляют определенные требования к поведению своих детей)
ЗНАЧЕНИЕ ИГР В ШКОЛУ :
• В играх в школу большое воспитательное значение имеет стремление ребят подражать любимым героям, желание быть похожими на них.
• Игры в школу способствуют сплочению детского коллектива, развитию у ребят умения трудиться и заниматься сообща.
• В игре дети не только воспроизводят отдельные действия школьников, учителя, но, что особенно важно, изображают деятельность взрослого и детей, их взаимоотношения во всем разнообразии.
Школа в сознании ребенка тесно связана с книгой, и потому формирование положительного отношения к школе во многом зависит от воспитания у детей потребности в книге.
Потребность детей в книге, желание и умение находить в ней ответы на возникающие вопросы, бережное отношение к книге с первых же дней обучения в школе помогают учителю заинтересовать их чтением, вызвать стремление быстрее научиться читать, поддержать и развить интерес к получению новых знаний. Этого можно добиться благодаря прочтению следующих произведений:
• Виктор Голявкин «Весёлые рассказы для детей о школе»
• Николай Носов «Витя Малеев в школе и дома»
• Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак «Я хочу в школу!», «Время всегда хорошее»
• Александр Раскин «Как папа был маленький»
• Лия Гераскина «В стране невыученных уроков»
• Мебс Гудрун «В школу! - кричат бабушка и Фридер»
• Мони Нильсон «Цацики идет в школу»
Предлагаю вашему вниманию одно занятие из цикла по формированию мотивационной готовности детей к обучению в школе. В нё м чередуются задания-упражнения:
- вербального и невербального плана,
- монотонного характера, сменяющегося подвижными играми.
Кроме того, в занятии соблюдены основные его этапы и продолжительность.
ЗАНЯТИЕ
Тема: «Я УЧУСЬ УЧИТЬСЯ!»
ЦЕЛЬ: Формировать школьную готовность у детей старшего дошкольного возраста.
ЗАДАЧИ:
1. Повышать психологическую безопасность детей (способствовать уменьшению тревожности и напряженности перед обучением в школе);
2. Продолжать развивать психические процессы: мышление, внимание и слуховое восприятие;
3. Стимулировать внутригрупповое общение.
ИНСТРУМЕНТАРИЙ: Мяч, простые карандаши по количеству детей, бланки с заданиями на каждого ребенка, колокольчик, магнитофон, кассета с расслабляющей музыкой.
Ход ЗАНЯТИЯ:
ЭТАП 1. Ритуал приветствия.
1) Сообщение детям цели занятий /- Здравствуйте, ребята, я рада Вас всех приветствовать! Сегодня на нашем занятии мы будем играть, думать и отдыхать. А для начала, давайте пройдём на ковер и сядем в кружок/.
2) Приветствие /- Я всем вам предлагаю ласково поприветствовать друг друга по имени, начнем с лева от меня по часовой стрелке:
“Я рад (а) тебя видеть, Максим!". /
ЭТАП 2. Разминка. Игра "СКАЖИ НА-ОБОРОТ".
Цель: развивать внимание, логическое мышление.
Задание: ведущий (педагог, обращаясь по имени к каждому ребёнку, называет слово. Ребёнок называет в ответ слово, противоположное услышанному, по смыслу.
СИЛЬНЫЙ- ГОРЯЧИЙ-
ВЫСОКИЙ- ВЕЖЛИВЫЙ-
МАЛЕНЬКИЙ- БОЛЬНОЙ-
ЧЕРНЫЙ- СТРАШНЫЙ-
РАДОСТНЫЙ- ШИРОКИЙ-
КОЛЮЧИЙ- ТЯЖЁЛЫЙ-
ВЗРОСЛЫЙ- ЯРКИЙ-
ТВЁРДЫЙ- ТОЛСТЫЙ-
ЭТАП 3. Основная часть.
1) Игра ЗАГАДКИ.
Цель: Повышать мотивационную готовность детей к школе, развивать логическое мышление. /- Дети, а вы любите отгадывать загадки?
Что за добрые друзья
Живут дома у меня?
Они стоят в шкафу, на полках,
В переплётах толстых, тонких.
Друзья рассказывают мне,
Что происходит на земле,
Есть ли инопланетяне,
Что творится в океане,
Чем питаются мартышки, -
Обо всех расскажут.. .
(книжки) Для меня резинка, братцы, -
Лютый враг!
Не могу я столковаться с ней никак.
Сделал я кота и кошку - красота!
А она прошлась немножко –
Нет кота!
С ней хорошую картин-ку
Не создашь! -
Так во всю ругал резинку.. .
(карандаш)
То я в клетку,
То в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать.. .
Что такое я?. .
(тетрадь) Носят девчонки,
Носят мальчишки
В кожаном доме
Тетрадки и книжки.
(портфель)
- Ребята, про что загадки?
- Как вы думаете, почему я вам загадываю про школьные принадлежности?
- Итак, речь у нас пойдёт о школе, и играть вам сегодня я предлагаю в школу.
- А что вам нравится больше всего: читать кни-ги, разговаривать, выполнять разные задания, смотреть телевизор или играть с игрушками?
- Вы бы остались еще на один год в детском саду?
- Вы все будете первоклассниками, поэтому я предлагаю вам поиграть в школу. Как вы думаете, с чего начинается и заканчивается урок в школе? (со звонка - колокольчик)
- Начинаем первый урок! (Звенит колокольчик) И я приглашаю сесть вас за парты.
2) Упражнение «РАСШИФРУЙ СЛОВО»
Цель: повторение и за-крепление умения ориентироваться на листе бумаги; развитие слухового восприятия, умения слушать инструкцию.
Задания:
1. Педагог напоминает, как работать с зашифрованными квадратами;
2. Педагог говорит детям по-шагово, какие точки с какими нужно соединить линией, фиксируя внимание на определённом квадрате. Квадраты пронумерованы по порядку.
(звенит колокольчик) : «Колокольчик приглашает вас немного отдохнуть».
3) Игра-физкультминутка «В ТЁМНОМ ЛЕСУ ЕСТЬ ИЗБУШКА»
Цель: снять возбуждение и импульсивность, развивать внимание, стимулировать внутригрупповое общение.
Задание: Дети вместе с педагогом проговаривают слова разминки и выполняют под них определённые движения.
(звенит колокольчик) : «Переменка закончилась, и колокольчик приглашает вас вернуться на свои места и продолжить урок».
4) Упражнение «ЛАБИРИНТ»
Цель: развивать наглядно-образное и логическое мышление, развивать внимание.
Задание: «Перевернём листочки и поможем мальчику найти дорогу в школу.»
5) Игра "КТО ЧЕМУ ХОЧЕТ НАУЧИТЬСЯ В ШКОЛЕ"
Цель: Повышать мотивационную готовность детей к школе, развивать произвольную сферу, вербальное мышление.
Задание: - Сейчас мы повторим три жеста. Встаньте все в круг.
- Руки вперед: "И я тоже. Согласен".
- Руки за спину: "Я не буду. Не согласен".
- Руки на голову, почесать в затылке: "Я поду-маю. Я еще не знаю".
"Я - серенький волчок. Я пришел в школу, что-бы научиться кусаться (писать, царапаться, читать, вязать, бегать и прыгать как спортсмен, обзываться, хорошо учиться). А вы?" (Дети отвечают одним из трех жестов)
6) Упражнение "ЗАКОНЧИ СЛОВО".
Цель: Развивать фонематический слух.
Задание: - В этой игре мы попробуем заканчивать слова, которые будут начинаться на разные слоги. Например, РА, ЗЕМ, ГО, ПА ЛЕ, СТЕ, КА, РУ, ТА, ЛУ и т. д.
- Я буду каждому бросать мяч и говорить начало слова, вы должны поймать его, договорить (за-кончить) слово, вернуть мяч.
Примечание: сначала один слог всем детям, за-тем каждому ребёнку - свой слог, с которого начинается слово.
ЭТАП 4. Расслабление.
Цель: Повышать мотивационную готовность детей к школе через позитивное внушение, повышать психологическую безопасность детей, уменьшать тревожность, снять напряженность.
Инструкция: - Ребята, вот и закончилась наша игра в школу, теперь нам пора отдохнуть и вернуться в детский сад. Пройдёмте на ковёр.
Задание: Дети закрывают глаза.
- А сейчас представьте себе, что вы собираетесь с мамой первого сентября в школу, вы все на-рядные, в руках у вас красивый букет для первой учительницы, вы несете свой первый портфель…в котором лежат тетради и учебники, чтобы многое узнать в школе, вас встречает добрая и умная учительница, она научит вас писать, читать, считать, расскажет много интересного о разных странах, о различных знаменитых людях, вы узнаете основы многих школьных предметов, выучите русский и иностранный язык, сможете ставить опыты на уроках и получать хорошие оценки… «четверки» и «пятерки»… Все радуются, поздравляют вас… И каждый повторяет про себя: "Я буду первоклассником! Я - хороший. Все, кого я знаю, хорошие. Все, с кем я буду учиться, хорошие. Я буду стараться. Я узнаю много интересного".
ЭТАП 5. Рефлексия занятия
Цель: ретроспективная оценка в двух аспектах:
- эмоциональном (понравилось - не понравилось, было хорошо - плохо и почему);
- смысловом (почему это важно, зачем мы это де-лаем).
- Чем мы занимались на этом занятии? В какие игры играли?
- Зачем нам это нужно? Как это может помочь в жизни?
- Что вам понравилось? Что не понравилось? Почему?
- Что было для вас трудным, а что давалось лег-ко? Почему?
ЭТАП 6. Ритуал прощания
Цель: данное мероприятие позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия.
Инструкция: - Поблагодарите друг друга за совместную игру. Пожмите каждому руку и скажите: "Мне было приятно с тобой увидеться, играть. Спасибо!"
- А сейчас встаньте в круг, возьмитесь за руки и поднимите их вверх. Давайте хором скажем: "До свидания, МЫ!"- и поклонимся друг другу, опуская руки вниз.