Папки-передвижки

Конспект занятия педагога-психолога по подготовке детей к обучению в школе.

Евгения Жданова
Конспект занятия педагога-психолога по подготовке детей к обучению в школе.
▼ Скачать + Заказать документы

Подготовить ребенка к школе — это значит :

- воспитать у него осознанное положительное отношение к учебной и общественной деятельности,

- заставить его понять важность и необходимость обучения

- в школе : вызвать у него желание стать школьником;

- возбудить симпатию к ученикам, стремление быть похожим на них,

- возбудить уважение к личности и профессии учителя, понимание общественно полезной значимости его труда;

- развить потребность в книге, стремление научиться читать.

Публикация «Конспект занятия педагога-психолога по подготовке детей к обучению в школе,» размещена в разделах

Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и со взрослыми, формируются качества личности, необходимые будущему школьнику

Играя, ребенок приучается действовать в коллективе сверстников, подчинять личные желания интересам товарищей, выполнять установленные правила, прилагать определённые усилия для преодоления встречающихся трудностей.

В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно.

КАКИЕ ЖЕ ЛИНИИ ОТНОШЕНИЙ ОТРАЖАЮТ ДЕТИ В ИГРАХ В ШКОЛУ?

• Отношению учителя к ученикам (он строгий, знающий, требовательный, но к ученикам внимательный и добрый,

• Отношению учеников к учителю (они выполняют все его требования, относятся к нему с уважением и любовью, обращаются с различными вопросами,

• Отношению родителей к учителю и ученикам (интересуются успехами своего ребенка, советуются с учителем, предъявляют определенные требования к поведению своих детей)

ЗНАЧЕНИЕ ИГР В ШКОЛУ :

• В играх в школу большое воспитательное значение имеет стремление ребят подражать любимым героям, желание быть похожими на них.

• Игры в школу способствуют сплочению детского коллектива, развитию у ребят умения трудиться и заниматься сообща.

• В игре дети не только воспроизводят отдельные действия школьников, учителя, но, что особенно важно, изображают деятельность взрослого и детей, их взаимоотношения во всем разнообразии.

Школа в сознании ребенка тесно связана с книгой, и потому формирование положительного отношения к школе во многом зависит от воспитания у детей потребности в книге.

Потребность детей в книге, желание и умение находить в ней ответы на возникающие вопросы, бережное отношение к книге с первых же дней обучения в школе помогают учителю заинтересовать их чтением, вызвать стремление быстрее научиться читать, поддержать и развить интерес к получению новых знаний. Этого можно добиться благодаря прочтению следующих произведений:

• Виктор Голявкин «Весёлые рассказы для детей о школе»

• Николай Носов «Витя Малеев в школе и дома»

• Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак «Я хочу в школу, «Время всегда хорошее»

• Александр Раскин «Как папа был маленький»

• Лия Гераскина «В стране невыученных уроков»

• Мебс Гудрун «В школу! - кричат бабушка и Фридер»

• Мони Нильсон «Цацики идет в школу»

Предлагаю вашему вниманию одно занятие из цикла по формированию мотивационной готовности детей к обучению в школе. В нё м чередуются задания-упражнения:

- вербального и невербального плана,

- монотонного характера, сменяющегося подвижными играми.

Кроме того, в занятии соблюдены основные его этапы и продолжительность.

ЗАНЯТИЕ

Тема: «Я УЧУСЬ УЧИТЬСЯ!»

ЦЕЛЬ: Формировать школьную готовность у детей старшего дошкольного возраста.

ЗАДАЧИ:

1. Повышать психологическую безопасность детей (способствовать уменьшению тревожности и напряженности перед обучением в школе);

2. Продолжать развивать психические процессы: мышление, внимание и слуховое восприятие;

3. Стимулировать внутригрупповое общение.

ИНСТРУМЕНТАРИЙ: Мяч, простые карандаши по количеству детей, бланки с заданиями на каждого ребенка, колокольчик, магнитофон, кассета с расслабляющей музыкой.

Ход ЗАНЯТИЯ:

ЭТАП 1. Ритуал приветствия.

1) Сообщение детям цели занятий /- Здравствуйте, ребята, я рада Вас всех приветствовать! Сегодня на нашем занятии мы будем играть, думать и отдыхать. А для начала, давайте пройдём на ковер и сядем в кружок/.

2) Приветствие /- Я всем вам предлагаю ласково поприветствовать друг друга по имени, начнем с лева от меня по часовой стрелке:

“Я рад (а) тебя видеть, Максим!". /

ЭТАП 2. Разминка. Игра "СКАЖИ НА-ОБОРОТ".

Цель: развивать внимание, логическое мышление.

Задание: ведущий (педагог, обращаясь по имени к каждому ребёнку, называет слово. Ребёнок называет в ответ слово, противоположное услышанному, по смыслу.

СИЛЬНЫЙ- ГОРЯЧИЙ-

ВЫСОКИЙ- ВЕЖЛИВЫЙ-

МАЛЕНЬКИЙ- БОЛЬНОЙ-

ЧЕРНЫЙ- СТРАШНЫЙ-

РАДОСТНЫЙ- ШИРОКИЙ-

КОЛЮЧИЙ- ТЯЖЁЛЫЙ-

ВЗРОСЛЫЙ- ЯРКИЙ-

ТВЁРДЫЙ- ТОЛСТЫЙ-

ЭТАП 3. Основная часть.

1) Игра ЗАГАДКИ.

Цель: Повышать мотивационную готовность детей к школе, развивать логическое мышление. /- Дети, а вы любите отгадывать загадки?

Что за добрые друзья

Живут дома у меня?

Они стоят в шкафу, на полках,

В переплётах толстых, тонких.

Друзья рассказывают мне,

Что происходит на земле,

Есть ли инопланетяне,

Что творится в океане,

Чем питаются мартышки, -

Обо всех расскажут.. .

(книжки) Для меня резинка, братцы, -

Лютый враг!

Не могу я столковаться с ней никак.

Сделал я кота и кошку - красота!

А она прошлась немножко –

Нет кота!

С ней хорошую картин-ку

Не создашь! -

Так во всю ругал резинку.. .

(карандаш)

То я в клетку,

То в линейку.

Написать по ним сумей-ка!

Можешь и нарисовать.. .

Что такое я?. .

(тетрадь) Носят девчонки,

Носят мальчишки

В кожаном доме

Тетрадки и книжки.

(портфель)

- Ребята, про что загадки?

- Как вы думаете, почему я вам загадываю про школьные принадлежности?

- Итак, речь у нас пойдёт о школе, и играть вам сегодня я предлагаю в школу.

- А что вам нравится больше всего: читать кни-ги, разговаривать, выполнять разные задания, смотреть телевизор или играть с игрушками?

- Вы бы остались еще на один год в детском саду?

- Вы все будете первоклассниками, поэтому я предлагаю вам поиграть в школу. Как вы думаете, с чего начинается и заканчивается урок в школе? (со звонка - колокольчик)

- Начинаем первый урок! (Звенит колокольчик) И я приглашаю сесть вас за парты.

2) Упражнение «РАСШИФРУЙ СЛОВО»

Цель: повторение и за-крепление умения ориентироваться на листе бумаги; развитие слухового восприятия, умения слушать инструкцию.

Задания:

1. Педагог напоминает, как работать с зашифрованными квадратами;

2. Педагог говорит детям по-шагово, какие точки с какими нужно соединить линией, фиксируя внимание на определённом квадрате. Квадраты пронумерованы по порядку.

(звенит колокольчик) : «Колокольчик приглашает вас немного отдохнуть».

3) Игра-физкультминутка «В ТЁМНОМ ЛЕСУ ЕСТЬ ИЗБУШКА»

Цель: снять возбуждение и импульсивность, развивать внимание, стимулировать внутригрупповое общение.

Задание: Дети вместе с педагогом проговаривают слова разминки и выполняют под них определённые движения.

(звенит колокольчик) : «Переменка закончилась, и колокольчик приглашает вас вернуться на свои места и продолжить урок».

4) Упражнение «ЛАБИРИНТ»

Цель: развивать наглядно-образное и логическое мышление, развивать внимание.

Задание: «Перевернём листочки и поможем мальчику найти дорогу в школу

5) Игра "КТО ЧЕМУ ХОЧЕТ НАУЧИТЬСЯ В ШКОЛЕ"

Цель: Повышать мотивационную готовность детей к школе, развивать произвольную сферу, вербальное мышление.

Задание: - Сейчас мы повторим три жеста. Встаньте все в круг.

- Руки вперед: "И я тоже. Согласен".

- Руки за спину: "Я не буду. Не согласен".

- Руки на голову, почесать в затылке: "Я поду-маю. Я еще не знаю".

"Я - серенький волчок. Я пришел в школу, что-бы научиться кусаться (писать, царапаться, читать, вязать, бегать и прыгать как спортсмен, обзываться, хорошо учиться). А вы?" (Дети отвечают одним из трех жестов)

6) Упражнение "ЗАКОНЧИ СЛОВО".

Цель: Развивать фонематический слух.

Задание: - В этой игре мы попробуем заканчивать слова, которые будут начинаться на разные слоги. Например, РА, ЗЕМ, ГО, ПА ЛЕ, СТЕ, КА, РУ, ТА, ЛУ и т. д.

- Я буду каждому бросать мяч и говорить начало слова, вы должны поймать его, договорить (за-кончить) слово, вернуть мяч.

Примечание: сначала один слог всем детям, за-тем каждому ребёнку - свой слог, с которого начинается слово.

ЭТАП 4. Расслабление.

Цель: Повышать мотивационную готовность детей к школе через позитивное внушение, повышать психологическую безопасность детей, уменьшать тревожность, снять напряженность.

Инструкция: - Ребята, вот и закончилась наша игра в школу, теперь нам пора отдохнуть и вернуться в детский сад. Пройдёмте на ковёр.

Задание: Дети закрывают глаза.

- А сейчас представьте себе, что вы собираетесь с мамой первого сентября в школу, вы все на-рядные, в руках у вас красивый букет для первой учительницы, вы несете свой первый портфель…в котором лежат тетради и учебники, чтобы многое узнать в школе, вас встречает добрая и умная учительница, она научит вас писать, читать, считать, расскажет много интересного о разных странах, о различных знаменитых людях, вы узнаете основы многих школьных предметов, выучите русский и иностранный язык, сможете ставить опыты на уроках и получать хорошие оценки… «четверки» и «пятерки»… Все радуются, поздравляют вас… И каждый повторяет про себя: "Я буду первоклассником! Я - хороший. Все, кого я знаю, хорошие. Все, с кем я буду учиться, хорошие. Я буду стараться. Я узнаю много интересного".

ЭТАП 5. Рефлексия занятия

Цель: ретроспективная оценка в двух аспектах:

- эмоциональном (понравилось - не понравилось, было хорошо - плохо и почему);

- смысловом (почему это важно, зачем мы это де-лаем).

- Чем мы занимались на этом занятии? В какие игры играли?

- Зачем нам это нужно? Как это может помочь в жизни?

- Что вам понравилось? Что не понравилось? Почему?

- Что было для вас трудным, а что давалось лег-ко? Почему?

ЭТАП 6. Ритуал прощания

Цель: данное мероприятие позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия.

Инструкция: - Поблагодарите друг друга за совместную игру. Пожмите каждому руку и скажите: "Мне было приятно с тобой увидеться, играть. Спасибо!"

- А сейчас встаньте в круг, возьмитесь за руки и поднимите их вверх. Давайте хором скажем: "До свидания, МЫ!"- и поклонимся друг другу, опуская руки вниз.

Публикации по теме:

Круглый стол «Роль игры в воспитании положительного отношения к школе» Цель: выяснить спектр мнений по поставленной проблеме с разных точек зрения; обсудить неясные или спорные моменты, связанные с проблемой;.

Роль игры в коррекционно-образовательном процессе. Роль игры в коррекционно-образовательном процессе. Воспитание детей в игре. Игра - один из тех видов детской деятельности, который используется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия педагога-психолога по подготовке детей к обучению в школе.
Опубликовано: 9 апреля 2015 в 17:32
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия педагога-психолога по подготовке детей к обучению в школе.» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Жданова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД