Галина Яблочкина
Рекомендации родителям по подготовке детей с интеллектуальной недостаточностью к обучению в школе
▼ Скачать + Заказать документы
"Готовность ребенка к школе представляет собой целостную систему свойств и качеств, характеризующих достижение ребенком новой, более высокой стадии общего физического, умственного, нравственного и эстетического развития» А. В. Запорожец.
Ошибка многих родителей в том, что они стараются обучать ребенка-дошкольника чтению, письму, счету, не понимая, что не только это обеспечивает его дальнейшее успешное обучение в школе. В школу должен идти ребенок не столько «образованный», сколько психологически подготовленный к учебному труду. Это значит, что будущий первоклассник должен обладать нравственно-волевыми качествами - настойчивостью и трудолюбием, прилежанием и усидчивостью, терпением и чувством ответственности, организованностью и дисциплинированностью. В разной мере эти качества должны быть сформированы и у детей с интеллектуальной недостаточностью : от того, какими они придут в школу, будут зависеть их дальнейшие успехи в обучении.
Публикация «Рекомендации родителям по подготовке детей с интеллектуальной недостаточностью к обучению в школе» размещена в разделах
Самым главным условием, необходимым при поступлении в школу, является социальная зрелость. За этими словами скрывается потребность детей в общении со сверстниками и взрослыми, умение подчиняться определенному режиму, понимание школьной ситуации и т. д. Для того, чтобы учитель мог начать работу с ребенком, им необходим контакт: ребенок не должен тревожиться при встрече с детьми и педагогами, испытывать отрицательные эмоции к самому процессу обучения. И здесь большая роль отводится родителям. Они должны создавать условия для общения, не бояться выводить своих детей за порог дома, не должны стесняться их недостатков. Ребенок с отклонениями в развитии действительно меньше знает и умеет, чем нормально развивающиеся сверстники. Но именно поэтому и надо расширять его контакты: приглашать гостей, организовывать игры с другими детьми, совместные прогулки и т. д.
Никакая болезнь не может служить оправданием незнания элементарных правил общежития. Родителям необходимо учить ребенка считаться с желаниями окружающих, вежливому поведению со старшими. Нередко приходится наблюдать ситуации, в которых ребенок с нарушением интеллекта боится незнакомых, с трудом вступает в контакт со взрослыми и детьми. А иногда наоборот ребенок ведет себя слишком фамильярно, не учитывает возрастную дистанцию в процессе контакта со взрослыми.
Воспитание адекватного поведения, культуры общения достигается прежде всего личным примером родителей. То, как взрослые ведут себя с другими членами семьи, в различных общественных местах, их внешний вид становится предметом подражания. Дети копируют поступки родителей, поэтому им нужно быть требовательными к себе, не допускать неуважительного отношения к ребенку и взрослым, не использовать в речи бранных слов, быть последовательными в своих действиях. Родители должны создавать ситуации, в которых ребенку придется самостоятельно принимать решение, определять стиль поведения («сходи в магазин», «поиграй с детьми в песочнице» и т. д.). Главная задача педагогов и родителей - учить ребенка общению.
Очень важно, чтобы к началу школьного обучения у ребенка была достаточно зрелой эмоционально-волевая сфера. Основные показатели эмоционально-волевой готовности - определенная степень сформированности произвольных психических процессов: внимания, памяти, мышления; быстрый темп работы; овладение основными правилами поведения; умение правильно оценить свою работу, найти и исправить свою ошибку. Школьная жизнь требует от детей эмоциональной устойчивости.
Немалую роль в формировании умения управлять своим поведением играет семейное воспитание. Зная особенности своего ребенка, родители смогут скорее найти подход к нему и помочь педагогу выбрать наиболее эффективные методы воздействия в каждом конкретном случае.
Эмоции детей с интеллектуальной недостаточностью крайне не зрелы, что чаще всего становится причиной их неправильного поведения. Родители должны, насколько возможно, предупреждать нежелательные проявления характера ребенка, совместно с педагогами вырабатывать оптимальный стиль поведения для многих прогнозируемых ситуаций. Взрослые должны вносить в жизнь ребенка побольше положительных эмоций, чаще фиксировать его внимание на добрых делах, на занятиях, приносящих радость.
Чрезвычайно важна в школе и способность к волевым усилиям. Ребенок, вместо «хочу это», должен заставить себя делать то, что «надо». В играх, при выполнении хозяйственных поручений дома, на специально организованных занятиях необходимо ставить перед ребенком задачи, решение которых требует от него волевого усилия. Не следует допускать, чтобы он, не закончив одну работу, принимался за другую. Ребенок должен прочно усвоить, что любое дело следует доводить до конца.
Еще одним необходимым условием школьного обучения является определенный уровень умственной зрелости ребенка. Умственная готовность определяется познаниями ребенка об окружающем мире, о живой и неживой природе, о некоторых социальных явлениях и систематизированностью этих представлений. Ребенок к школе должен уметь делать простые обобщения, т. е. находить сходство в предметах и объединять их по выявленным признакам в группы, а также распознавать различия в сходных предметах и явлениях. Чтобы помочь в этом ребенку с нарушением интеллекта, родители должны обращать его внимание на цвет, форму, величину и другие свойства предметов, учить сравнивать их с целью обнаружения сходных и различных признаков; объяснять причину и результат явлений, происходящих вокруг. Дети с интеллектуальной недостаточностью сами не проявляют умственной активности, не задают вопрос «Почему?». К этому их надо побуждать, создавая такие ситуации, в которых ребенку придется решать несложные задачи, находить выход. Детям с нарушением интеллекта свойственна леность мысли: им не хочется думать. Именно по этой причине они нередко отказываются от выполнения задания. В то же время при участии взрослых они вполне способны сделать то, что им предлагают. Взрослые не должны давать им готовые ответы, а обязаны помогать в поисках способов действия. Учите их планировать свою работу, обдумывать решение, осуществлять самоконтроль. Активизации мыслительной деятельности, развитию способности анализировать, сравнивать, обобщать способствуют следующие упражнения:
«Возьми, что подходит», «Что к чему подходит»,«Назови одним словом», «Четвертый лишний».
Чем бы не занимались родители с ребенком, они непременно должны обращать внимание на его речь. Речевая готовность к школе подразумевает правильное произношение всех звуков родного языка, навыки словообразования и грамматически верного оформления высказываний, умение связно рассказывать и пересказывать. Очень важно, чтобы ребенок с особенностями в развитии к школе понимал разговорную речь и сам владел ею. Родители должны постоянно следить за тем, как он произносит слова, правильно ли строит фразы, использует ли слова по назначению. Необходимо вводить в речь ребенка новые слова, разъясняя их смысл. У ребенка с особенностями в развитии снижена способность воспринимать и различать звуки в словах, т. е. не развит фонематический слух. С этой целью можно предложить ребенку следующие задания: «Подбери слова, чтоб звук М стоял в начале слова?», «Определи какой звук в конце?», «Выбери только те картинки, в названии которых есть звук К?» и др. Не менее важна смысловая сторона слов. Полезно вместе с ребенком подбирать разные слова со сходным значением, а также с противоположным смыслом. Ребенок с удовольствием поиграет в игры: «Скажи наоборот», «Вставь подходящее слово» и т. д. В случаях грубых нарушений или недоразвития речи важно вовремя обратиться за помощью к логопеду.
Для успешного обучения в школе большое значение имеет определенный уровень развития осмысленной памяти. У детей с интеллектуальной недостаточностью память снижена. Они с большим трудом запоминают новый материал. Исследования психологов свидетельствуют, что память таких детей можно значительно улучшить при условии систематической и целенаправленной работы, поэтому родители должны использовать любую возможность, чтобы научить детей приемам запоминания и припоминания. Наибольшие возможности для обучения приемам осмысленного запоминания представляет классификация. Ребенок в процессе классификации создает группу. Он называет каждую картинку, а затем дает им общее название. Через некоторое время нужно спросить у ребенка, какие предметы были изображены на картинках. Можно поиграть с ребенком в следующие игры:«Назови, что запомнил», «Слушай и повторяй», «Запомни слова».
Не следует забывать и о том, что для формирования навыка письма и иной школьной деятельности необходима ручная ловкость, координированность движений, развитие моторики мелких мышц кисти. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. У детей с интеллектуальной недостаточностью общая моторика слабо развита. Они неловки, неуклюжи. Движения мелких мышц руки отличаются некоординированностью, напряженностью. В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления ребенка в школу.
Дети с нарушением интеллекта по разным причинам лишены возможности усваивать новые знания и навыки наравне со своими нормально развивающимися сверстниками. Трудности усвоения программного материала осложняет их обучение и воспитание, делает особенно сложным процесс формирования личности. Тесное взаимодействие в работе педагогов специализированных заведений и их родителей помогает подготовить ребенка с интеллектуальной недостаточностью к обучению в школе.