Вера Говорухина
Консультация для воспитателей. Тема: «Художественно-эстетическое развитие детей с ЗПР средствами дидактических игр.»
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная деятельность, в процессе которой создается что-то красивое, необычное.
Публикация «Консультация для воспитателей, Тема: „Художественно-эстетическое развитие детей с ЗПР средствами дидактических игр,“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ЗПР. Задержка психического развития
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Изобразительная деятельность имеет огромное значение для развития и воспитания детей. Продукты ее (рисунки, поделки и др.) - это изображение действительности, которое отражает внутренний мир ребенка, его душевные переживания, взаимоотношения с окружающим миром в целом и с конкретными людьми в частности; состояние интеллекта, его работоспособность, уровень развития психических процессов, настроение.
Большую роль изобразительная деятельность может сыграть в развитии ребенка с проблемами в развитии по причине своей доступности.
Важной особенностью детей с ЗПР является незрелость эмоционально-волевой сферы, социальных навыков поведения, недостаточная готовность к школьному обучению. У детей с ЗПР часто бывает нарушено внимание, оно неустойчивое, рассеянное, плохо концентрируемое и снижается при утомляемости, физических нагрузках. Даже положительные бурные эмоции (праздничные утренники, просмотр телепередач и т. д.) снижают внимание. Дети не могут правильно распределять внимание (трудно слушать и одновременно писать) а так же наблюдаются трудности в переключении внимания с одного вида деятельности на другой.
Способность выражать свои чувства также повышает эмоциональный интеллект ребенка. Дети с ЗПР не всегда могут выразить себя, используя слова и действия, поэтому рисование является одной из важных форм общения. Через рисунки есть возможность понять мысли и чувства детей.
Особенности изобразительной деятельности детей с ЗПР обусловлены структурой имеющихся у них нарушений. Сенсорные нарушения влияют на формирование навыков изображения в лепке, рисовании, аппликации.
Так, при задержке психического развития наблюдается несовершенство цветоразличения (узнавание промежуточных цветов) и таких компонентов восприятия, как дифференцированность, избирательность, целостность, осмысленность, точность. Эти нарушения в развитии не обеспечивают полноценную изобразительную деятельность детей. Нарушение пространственных ориентировок сказывается на рисовании, наклеивании предметов, человека и их расположение на листе. Ограниченность образов, представлений затрудняет сюжетное и предметное рисование, лепку, аппликацию. Несформированность самоконтроля не позволяет уточнять и сравнивать свое изображение с образцом и давать вербальную оценку. Нарушение в общей и мелкой моторике затрудняют использование и правильное владение инструментами изобразительной деятельности (кистью, стекой, ножницами).
Изобразительная деятельность предоставляет большие возможности для умственного, эмоционально-эстетического и волевого развития ребенка, для совершенствования психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования, моторики, речи.
Особенности изобразительной деятельности детей с ЗПР :
1) отсутствие интереса к результатам деятельности;
2) слабость ассоциаций между собственными графическими построениями и реально существующими предметами и явлениями;
3) затрудненность процесса узнавания в собственных графических образах реальных предметов и их быстрое забывание;
4) обилие графических штампов;
5) статичность и схематичность рисунков по форме и содержанию;
6) отсутствие преднамеренного выбора цвета;
7) бедность цветового решения;
8) неразвитость композиционных сюжетных построений.
Сама изобразительная деятельность дошкольников с ЗПР подводит их к пониманию того, что изобразительное искусство отражает окружающий мир, посредством линий, цвета, красок, формы. В этот период детей знакомим с разными видами и жанрами изобразительного искусства, представления о которых у них углубляются в процессе изображения предметов, образов.
В детском саду занятия рисованием, лепкой, аппликацией интересны для ребенка с ЗПР. Он радуется результату своей работы. Свой рисунок или поделку он может подарить маме, бабушке, близким, друзьям, а также использовать в игре. И поэтому, занятия изобразительной деятельностью занимают особое место в коррекционной работе с детьми, имеющими задержку психического развития.
В процессе создания рисунка дети овладевают знаково-символической системой координат, специфичной для выражения отношений предметного мира, а также человеческих чувств. Специально организованная изобразительная деятельность должна отражать весь спектр социально-личностных потребностей ребенка, влиять на становление личностных качеств и социальную компетентность.
У детей с ЗПР есть затруднения в построении целостного образа и выделении фигуры (объекта) на фоне. Целостный образ формируется замедленно. Таким детям свойственна общая пассивность восприятия, что проявляется в попытках подменить более сложную задачу более легкой.
Традиционные занятия по изобразительной деятельности детям данной категории не интересны и малоэффективны. Возникает необходимость поиска различных путей и методов, способствующих более качественному усвоению необходимых знаний, обозначенных программой обучения.
Коррекционная работа посредством изодеятельности должна учитывать качественное своеобразие детей, связанное с недоразвитием их познавательной деятельности. Поэтому одна из задач обучения детей с ЗПР – насыщение их рисунков предметным, смысловым содержанием. У таких детей особую роль играет эмоциональная включенность.
Иногда объяснить ребенку какой-то материал бывает очень сложно. И конечно еще сложнее объяснить его так, чтобы он его запомнил. И здесь на помощь нам, воспитателям, приходят дидактические игры. Они применяются в образовательном процессе с самого начала обучения ребенка рисованию.
Дидактические игры – это одно из средств художественно-эстетического образования старших дошкольников. Они способствует развитию познавательных способностей, получению новых художественно-эстетических знаний их обобщению и закреплению. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления об эстетической стороне окружающего мира, искусства, учатся давать оценочные эстетические суждения, овладевают техниками ручного творчества.
Благодаря дидактическим играм в повседневности дети учатся воспринимать такие характеристики как: далеко- близко, там- здесь, верх- низ, справа- слева, впереди- сзади, вокруг и т. д. Дети учатся воспринимать временные характеристики.
Такие игры позволяют в комфортной и привычной для детей игровой ситуации побуждать их к самостоятельной передаче образов, используя доступные изобразительные средства (цвет, линию, композицию) и различные материалы - карандаши, краски, мелки, пластилин, бумагу и др.
В процессе дидактических игр наши дети овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ в изобразительной деятельности.
В своей работе с детьми с задержкой психического развития широко используем следующие дидактические игры :
«Волшебные картинки»
Цель: учить детей создавать образы на основе схематического изображения предмета.
Материал: лист бумаги с незаконченным изображением, карандаши.
Задание: дорисовать картинку, отметить наиболее интересные картинки, когда ребята придумывают что-то своё, непохожее на другие картинки.
«Что это может быть?»
Цель: развивать воображение.
Материал: Гуашь, палитры.
Задание: педагог предлагает детям нарисовать сладкое, круглое, ароматное, свежее, душистое, солёное, зелёное и т. д.
Игру можно повторять неоднократно, используя каждый раз новый материал
«Кто нарисует больше предметов овальной формы?»
Цель: Закреплять умение детей быстро находить сходство овалов, расположенных горизонтально, вертикально или по диагонали, с целыми предметами растительного мира или их частями, дорисовывать изображения.
Материал: Карточки с изображениями овалов в разном положении, карандаши цветные и простые, фломастеры, мелки.
Задание: Педагог предлагает детям нарисовать овалами не менее 5 изображений растений, раскрасить их соответствующим цветом, комбинируя при этом различный изобразительный материал для полноты сходства с оригиналом.
«Снеговик и Солнышко»
Цель: Развивать чувство цвета, уточнить с детьми понятия «теплые и холодные цвета»
Материал: изображение Снеговика и Солнышка, цветные круги в тёплой и холодной цветовой гамме.
Задание: подобрать любимые цвета Снеговика (холодные) и Солнышка (тёплые).
«Выложи узор по схеме»
Цель: Развивать чувство цвета
Материал: палочки от мороженного, покрашенные в различные цвета, карточки со схемами.
Задание: составить узор по образцу.
Таким образом, вся работа по художественно-эстетическому развитию детей с задержкой психического развития средствами дидактических игр способствует активному участию детей в этих играх. Это позволяет развивать художественно-познавательный интерес детей к
приобретению художественно-эстетических знаний, положительное эмоциональное отношение к художественно-эстетической деятельности, развивает потребность создавать
продукты ручного труда, стимулирует способность каждого ребенка к осмыслению чувства
прекрасного.
Литература.
• Доронова Т. Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности. -СПб. :Детство-Пресс, 2003.
• Ульенкова У. В. Дети с задержкой психического развития. - Нижний Новгород, 1994.
• Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании/ Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова. -М. : Академия, 2001.
• Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия. / Сост. Н. Д. Соколова, Л. В. Калинникова. -М. : Гном, 2001.
• Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду/А. К. Бондаренко. – М. : Просвещение, 1991 – 160 с.
• Доронова Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников Т. Н. Доронова. – М. : Просвещение, 2008 – 189 с.
• Дубровская Е. А. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Е. А. Дубровская, С. А. Козлова. – М. : Просвещение, 2009 – 237 с.