Наталия Михайловна Саюпова
Художественно-эстетическое развитие детей посредством проектной деятельности «Удивительный мир песка»
▼ Скачать + Заказать документы
У большинства детей второй младшей группы на начало учебного года была снижена познавательная активность, слабо развита мелкая моторика рук, а также дети практически не интересовались художественной деятельностью и не проявляли интерес к творчеству. Поэтому было решено организовать дополнительную работу через проектную деятельность.
Публикация «Художественно-эстетическое развитие детей посредством проектной деятельности „Удивительный мир песка“» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Существует несколько направлений для развития детей средствами искусства, наиболее приемлемым, в работе с дошкольниками, является продуктивная деятельность, и как одна из них - песочная анимация.
Песок – это уникальный материал, а занятие с ним – увлекательный процесс, который побуждает к творчеству, расслабляет и вдохновляет.
Появилась песочная анимация благодаря Кэролин Лиф, которая в 1974 году первая придумала мультфильм " Питер и Волк", созданный с помощью песка.
Во второй младшей группе с октября начат долгосрочный проект на 1 год «Удивительный мир песка», который решает задачи.
Знакомить детей с нетрадиционным рисованием, приемам изображения предметов частями своего тела, вспомогательными предметами.
Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, образовательно-логическое мышление, пространственное воображение, процессов саморегуляции.
Развивать сенсорно-перцептивную сферу творческого потенциала, формирование коммуникативных навыков.
Тренировать мелкую моторику рук.
Уточнять представления детей об окружающем мире.
Закреплять элементарные математические представления (форма, размер, количество).
Гармонизировать психоэмоциональное состояние.
Учить снимать физическое и эмоциональное напряжение.
Формировать установки на положительное отношение к себе.
Основной этап проекта разделен на 3 цикла.
1-й - начальный - знакомство с песком, подготовка руки, словесные игры и упражнения на развитие воображения и умения рисовать на песке;
2-й - сюжетное рисование по теме и по замыслу, сначала с воспитателем, затем и самостоятельно;
3-й – Рассказывание, рассуждение, составление сказок, рассказов по рисункам, схемам, пиктограммам.
В данный момент завешен первый цикл, дети знакомы с несколькими приемами рисования песком, и мы переходим к реализации второго - это сюжетное рисование.
Весь процесс рисования проходит в полумраке, под тихую спокойную музыку, иногда звуки природы.
Темы деятельности могут меняться, дополняться в зависимости от воображения и творческого замысла ребенка.
Песок – та же краска, только работает по принципу «света» и «тени».
Существует несколько способов рисования на песочном столе.
Самый простой: светлым по тёмному.
Сначала готовим фон: тонкий, равномерный слой песка, наносим путём равномерного рассеивания Затеим рисуем линии, точки пальцами, ребром ладони.
Способ тёмным по светлому (насыпание).
Он немного сложнее. На чистый «световой» экран можно сыпать песок любым образом: тонкими, толстыми, фигурными линиями.
Способ отпечатков.
Отпечатки могут наноситься боковой поверхностью ладони, подушечками пальцев, ногтями ( например: прыгают зайчики, идёт слон).
Техники легко можно комбинировать, совмещать в одной композиции. Рисунок можно всегда подкорректировать – не нужно бояться сделать ошибку. В этом и заключается одна из прелестей рисования песком – все поправимо.
Начинать ознакомление детей с песком можно с несложных приё мов: поздороваться с песочком, погладить его, согреть в кулачке, пропустить его между пальцами, послушать, как он с вами разговаривает, шепчет.
В нашем проекте «Удивительный мир песка» мы находимся на этапе совместного рисования. В ходе него я изображаю предмет или сюжетный рисунок близкий опыту ребенка, его интересам, всегда эмоционально комментирую происходящее.
Ребенок или подгруппа детей в свою очередь, активно участвует в создании рисунка, «подсказывая развитие сюжета», дополняя рисунок разнообразными деталями, одновременно осваивая различные способы рисования песком.
Дети уже освоили несколько приемов рисования песком. Мы используем 10, но может быть больше, это зависит от творчества и мастерства воспитателя.
Рисования кулаком
Рисование ладонью
Ребром большого пальца
Рисование щепотью
Рисование мизинцами
Одновременное использование нескольких пальцев
Симметрично двумя руками.
Отсечение лишнего
Насыпание из кулачка
Рисование пальцем
В процессе освоения песка, как художественного материала, дети приобретают технические навыки и умения:
• Использование двигательного ритма
• Изображение линий разной пространственной направленности
• Координации руки и глаза
• Сотворчество со взрослым и самостоятельно.
Организация деятельности по рисованию песком, прежде всего, способствует снятию детских страхов. В том числе страха неудачи в продуктивной деятельности.
Новое инновационное оборудование позволяет детям приобретать положительный опыт в художественно-эстетическом развитии детей и решает ряд других задач. Использование песочной анимации возможно как с детьми раннего возраста, так и с дошкольниками.