Тилина Елена Витальевна
Консультация для воспитателей старших дошкольников «Предупреждение оптической дисграфии у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Предупреждение оптической дисграфии у детей дошкольного возраста.
Многолетний опыт работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, общение с педагогами младших классов и анализ литературы с результатами современных исследователей показывают необходимость своевременной организации работы по преодолению предпосылок оптической дисграфии.
Публикация «Консультация для воспитателей старших дошкольников „Предупреждение оптической дисграфии у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция август 2018
Для успешной подготовки ребенка к школе и практического усвоения им в дальнейшем школьных предметов необходимо еще в детском дошкольном учреждении заниматься подготовкой к обучению грамоте и на следующем этапе работы научить ребенка читать и писать. При формировании письменной речи активное участие принимают такие анализаторы, как речедвигательный, речеслуховой, зрительный и общедвигательный. В результате мониторинга, проводимого учителями начального звена, выявляются проблемы, связанные с проявлениями дисграфии. Дисграфия – это частичное нарушение письма, которое выражается в стойких специфических ошибках, не связанных с применением орфографических правил, а в некоторых случаях и неспособность овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта. Дисграфии бывают следующих видов: артикуляторно - акустическая, аграмматическая и оптическая. На последнем виде дисграфии мне и хотелось бы подробнее остановиться. Чаще всего данный вид дисграфии связан с недоразвитием зрительного гнозиса и пространственных представлений у ребенка, что проявляется в первую очередь в заменах и искажениях графического образа букв. В этом случае школьник не узнает, искажает на письме и с трудом запоминает буквы. Похожие по рисунку буквы взаимозаменяются на письме, к ним добавляется лишний крючок или элемент, а в некоторых случаях буквы пишутся в перевернутом виде, наблюдаются пропуски и перестановки букв.
В случае с леворукими детьми встречается зеркальное письмо, при котором слова или отдельные буквы могут быть написаны в другом направлении. Особенностью оптической дисграфии является то, что данный вид нарушений письма не зависит от состояния устной речи ребенка, и встречается у детей с сохранным интеллектом и высоким уровнем развития. Для более эффективной и качественной работы с детьми необходимо как можно более раннее начало коррекционной работы, педагогическая компетенция, комплексность, взаимосвязь со специалистами ДОУ, а также привлечение к работе родителей. Основу оптической дисграфии составляет недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Решение следующих задач поможет справиться с данной проблемой.
1. Развитие зрительного внимания, зрительной памяти.
2. Совершенствование зрительно – пространственных представлений.
3. Формирование зрительных представлений о графическом образе букв.
Для решения каждой из задач предлагаются определенные последовательные упражнения. Зрительную память целесообразно начинать развивать с использования парных сюжетных и предметных картинок для выявления в них сходства и различий. Дидактические игры «Что изменилось?», «Чем похожи и чем различаются?», «Дорисуй следующий элемент», «Противоположности», «Дорисуй пропущенный предмет» и другие.
При формировании пространственных представлений наибольший интерес у детей вызывают игры с использованием геометрических фигур, ориентировки на листе и в пространстве. Целесообразно начинать работу с того, чтобы научить детей определять правую и левую руки вначале у себя, а затем у человека, сидящего напротив. Дидактические игры «Опиши и оживи геометрический узор», «Путешествие по волшебным квадратам», составление разрезных картинок, использование различных игровых конструкторов и кубиков. Очень интересна и познавательна для детей игра с использованием Би – Ботов для определения последовательности движения и нахождения месторасположения предмета на листе.
При формировании зрительного образа буквы целесообразно использовать упражнения с мозаикой-конструктором. Дошкольники старшего возраста сами моделируют форму, цвет и меняют положение сказочных персонажей по своему усмотрению. Для непосредственной работы по ознакомлению с буквой положительный результат дают конструирование букв и их элементов, а также различные виды дорисовывания. Наиболее приемлемы в этом случае дидактические игры «Где живут буквы?», «Буквенный паровозик», «Расставь буквы правильно». Обязательным также является использование пальчиковой гимнастики. Согласуя речь и движения, дошкольники развивают ритм движений, эмоциональную выразительность, стимулируют развитие правильного произношения звуков, и совершенствуют связную речь.
Данные упражнения помогут закрепить образ буквы.
1. В прозрачный мешочек или пакет положить небольшие по объему предметы (желательно, чтобы среди них были буквы). Предложить ребенку наощупь определить и озвучить, какие предметы лежат в мешочке или пакете. Желательно делать это как правой, так и левой рукой.
2. Вырезать из плотной бумаги объемные буквы, такого же объема буквы нарисовать на листе бумаги. Предложите ребенку с закрытыми глазами наощупь определить вырезанную букву, а затем с открытыми глазами выбрать подобную букву в ряду нарисованных. Это упражнение выполняют сначала правой, а затем левой рукой. Обязательно нужно нарисовать данные буквы рукой в воздухе, нарисовать пальчиком на столе.
3. Можно рисовать мелом на доске круги или линии в разных направлениях двумя руками одновременно.
4. Предложите ребенку из палочек или спичек сложить печатную букву, а затем путем перекладывания одного или нескольких элементов попросите «превратить» ее в другую букву. Например букву П в Н; Ш в Е; Т в Г.
5. Вместе с ребенком можно сделать буквы из проволоки, вылепить из пластилина, из теста, из глины.
6. Из напечатанного крупным шрифтом текста попросить ребенка найти и подчеркнуть одну определенную букву. Для усложнения работы удобно брать буквы, схожие по написанию, например: Ш и Щ; З и Е; Б и В; Ц и И.
7. Предложите ребенку дорисовать недорисованную букву,
провести непрерывные, пунктирные и волнистые линии в разных направлениях.
8. Проводите работу в тетрадях в крупную клетку, используя рисование узоров по заданному образу, дорисовывание изображений предметов, графические диктанты.
При знакомстве детей с буквой удобно соблюдать такую последовательность: называние буквы, количество элементов при написании буквы, место положения буквы относительно строки, на какие буквы она похожа, чем отличается. Для закрепления информации о каждой новой букве, можно предложить детям составить описательный рассказ по предложенному выше плану. Необходимо учитывать, что в дошкольном возраста проходит знакомство только с печатными буквами, у которых число графических символов ограничено.
В результате системной целенаправленной работы у детей развивается зрительно-моторная координация, значительно быстрее происходит овладение графическими навыками, дети успешно овладевают письменной речью.