Юлия Можар
Предупреждение дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей.
План
1. Словарная работа.
2. Механизм процесса письма
3. Разное.
Оборудование: доска, магниты, наглядный материал (см. в приложении, проверочные работы 2 класс, новинки литературы.
1. Словарная работа
На доске вывешены термины дисграфия и дислексия лицевой стороной вверх, а значение этих слов изнаночной, то есть «спрятаны».
Родителям задаё тся вопрос:
Публикация «Предупреждение дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Что такое дисграфия? (выслушиваем мнение родителей, а затем переворачиваем значение термина на доске)
Дисграфия [дис + греч. grapho писать, изображать] - частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.
Аналогично, дислексия [дис + лат. lego читаю] – частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера (Поваляева М. А. Справочник логопеда. – Ростов н/ Д: Феникс, 2010).
2. Механизм процесса письма
Проблемы нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего обучения.
Возникает вопрос: «Как предотвратить дисграфию и дислексию в дошкольном возрасте?»
Рассмотрим на примере дисграфии (на доске вывешен термин –Письмо, а 4 анализатора (речедвигательный анализатор (произношение, речеслуховой (фонематические процессы, зрительный анализатор (зрительный образ буквы, двигательный анализатор (двигательный навык написания буквы) - «спрятаны»).
Для этого необходимо выяснить механизм письма.
- Что задействовано в процессе письма? Как мы пишем? (Ответы родителей, сопровождаем переворачиванием задействованных в процессе письма анализаторов)
Овладение письменной речью представляет собой установление новых связей между словом слышимым и произносимым, словом видимым и записываемым, т. к. процесс письма обеспечивается согласованной работой четырё х анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного.
- речедвигательный анализатор (произношение - артикулема)
Всем известно, что как ребёнок говорит, так он и пишет.
По результатам диагностики в группе «Ромашка» (подготовительная группа) :
39 % - детей с хорошей речью (9);
61 % - с нарушениями речи (14) :
НПОЗ (4) - 17%
ФНР (4)– 17 %
ФФНР (6)– 26 %
Напоминаю, о необходимости следовать рекомендациям учителя-логопеда: приносить фонетический дневник в дни занятий, задания выполнять ежедневно 2-3 раза в день.
Необходимо, чтобы произношение у ребёнка было исправлено до поступления в школу.
- речеслуховой анализатор (фонематический слух, восприятие, анализ и синтез, слоговая структура слов - фонема)
По результатам диагностики в группе «Ромашка» у 43% детей (и с нормой произношения, и с нарушениями речи) наблюдаются несформированность фонематических процессов.
Фонематический слух – это способность воспринимать и различать звуки на слух. Фонематический слух позволяет
! выделить слоги или слова с заданным звуком (кот, рот, дом, мак – [д], [к]);
! различать близкие по звучанию звуки (коса-коза).
Фонематическое восприятие – это способность различать звуки и определять звуковой состав слова. Ребё нок с хорошо развитым фонематическим восприятием может назвать:
! сколько в слове всего звуков (кот – 3);
! сколько гласных звуков - 1;
! ударный гласный звук – [о];
! сколько согласных звуков - 2;
! дать характеристику согласным звукам - [к]- твёрдый (мягкий).
Фонематический анализ – это узнавание звука на фоне слова, выделение первого и последнего звука в слове, определение его места в слове (начало, середина, конец) – кот - [к] – в начале слова.
Фонематический синтез – процесс соединения частей в целое. Например, ребёнок может составить слово из звуков, данных в нарушенной последовательности: м, а, к (а, к, м)– мак.
Формирование навыков фонематического анализа и синтеза должно проводиться только на правильно произносимых звуках и словах, для того чтобы обеспечить прочную связь звука с буквой.
При нарушении слоговой структуры сложных слов (насколько точно ребёнок воспринимает и воспроизводит слоговой рисунок сложного слова или сложной фразы, если ребёнок переставляет (масалёт - вместо самолёт) или добавляет слоги (самасалёт) - это может быть связано с недостаточным развитием фонематического слуха и фонематического восприятия.
- зрительный анализатор (умение соотносить звук с буквой - графема)
Дети 6-7 лет должны знать практически все буквы алфавита, составлять и читать слоги, читать слова и понимать прочитанное, составлять слова из предложенных букв, разгадывать несложные ребусы и кроссворды. Хорошо, если ребёнок сможет прочитать небольшой текст и рассказать о его содержании или ответить на вопросы. В этом возрасте ребёнок способен выложить предложение из букв разрезной азбуки или магнитных букв соблюдая нормы грамматики и правописания – заглавные и строчные буквы, каждое слово и предлог отдельно друг от друга, в конце предложения ставить знак препинания -. !? С орфографическими правилами малыш познакомится в школе.
- двигательный анализатор (графо-моторные навыки - кинема)
Дети 6-7 лет должны уметь печатать буквы под диктовку взрослого.
Хорошо, если малыш научится печатать под диктовку слова, написание которых точно соответствует их произношению: канава, рыбак, улитка, стол, бабушка и т. д. Избегайте слов, написание которых расходится с произношением: солнце, лестница, пенал, гриб и т. д.
Развивайте мелкую моторику пусть ребёнок по больше лепит, рисует, вырезает, клеит, штрихует …
Очень важна ориентировка на листе: слева – справа, вверху – внизу, верхний левый угол и т. п.
Мы знаем, что бывают исключения – Например, ребёнок хорошо говорит, но на письме допускает ошибки. С чем это может быть связано! Вы, зная механизм процесса письма, можете определить причину и помочь своему ребёнку. Но бывают и исключения, например произношение нарушено, но ребёнок правильно пишет – это компенсация, за счёт сохранных анализаторов.
Аналогично, механизм чтения (зрительный анализатор, речедвигательный, двигательный и речеслуховой анализаторы).
Вывод: Логопеды-практики и учителя начальных классов единодушно склоняются к такому мнению: не так важно, чтобы ребёнок перед поступлением в первый класс умел осмысленно и бегло читать, как важно умение ребёнка ориентироваться в звуках родного языка и языковой системе родной речи. Другими словами, ребёнку необходимо научиться выделять из речевого потока предложение, делить его на слова и предлоги, а затем их на слоги и звуки. А звуки в свою очередь не должны смешиваться между собой и должны отчётливо восприниматься на слух.
Помните: у вас ещё есть время, чтобы помочь Вашему ребёнку подготовиться к школе!
3. Разное.
- Показ детских проверочных работ (2 класс начало учебного года).
- Новинки литературы.
- Ответы на вопросы.