МААМ-картинки

Предупреждение дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста

Юлия Можар
Предупреждение дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей.

План

1. Словарная работа.

2. Механизм процесса письма

3. Разное.

Оборудование: доска, магниты, наглядный материал (см. в приложении, проверочные работы 2 класс, новинки литературы.

1. Словарная работа

На доске вывешены термины дисграфия и дислексия лицевой стороной вверх, а значение этих слов изнаночной, то есть «спрятаны».

Родителям задаё тся вопрос:

Публикация «Предупреждение дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

- Что такое дисграфия? (выслушиваем мнение родителей, а затем переворачиваем значение термина на доске)

Дисграфия [дис + греч. grapho писать, изображать] - частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.

Аналогично, дислексия [дис + лат. lego читаю] – частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера (Поваляева М. А. Справочник логопеда. – Ростов н/ Д: Феникс, 2010).

2. Механизм процесса письма

Проблемы нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего обучения.

Возникает вопрос: «Как предотвратить дисграфию и дислексию в дошкольном возрасте

Рассмотрим на примере дисграфии (на доске вывешен термин –Письмо, а 4 анализатора (речедвигательный анализатор (произношение, речеслуховой (фонематические процессы, зрительный анализатор (зрительный образ буквы, двигательный анализатор (двигательный навык написания буквы) - «спрятаны»).

Для этого необходимо выяснить механизм письма.

- Что задействовано в процессе письма? Как мы пишем? (Ответы родителей, сопровождаем переворачиванием задействованных в процессе письма анализаторов)

Овладение письменной речью представляет собой установление новых связей между словом слышимым и произносимым, словом видимым и записываемым, т. к. процесс письма обеспечивается согласованной работой четырё х анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного.

- речедвигательный анализатор (произношение - артикулема)

Всем известно, что как ребёнок говорит, так он и пишет.

По результатам диагностики в группе «Ромашка» (подготовительная группа) :

39 % - детей с хорошей речью (9);

61 % - с нарушениями речи (14) :

НПОЗ (4) - 17%

ФНР (4)– 17 %

ФФНР (6)– 26 %

Напоминаю, о необходимости следовать рекомендациям учителя-логопеда: приносить фонетический дневник в дни занятий, задания выполнять ежедневно 2-3 раза в день.

Необходимо, чтобы произношение у ребёнка было исправлено до поступления в школу.

- речеслуховой анализатор (фонематический слух, восприятие, анализ и синтез, слоговая структура слов - фонема)

По результатам диагностики в группе «Ромашка» у 43% детей (и с нормой произношения, и с нарушениями речи) наблюдаются несформированность фонематических процессов.

Фонематический слух – это способность воспринимать и различать звуки на слух. Фонематический слух позволяет

! выделить слоги или слова с заданным звуком (кот, рот, дом, мак – [д], [к]);

! различать близкие по звучанию звуки (коса-коза).

Фонематическое восприятие – это способность различать звуки и определять звуковой состав слова. Ребё нок с хорошо развитым фонематическим восприятием может назвать:

! сколько в слове всего звуков (кот – 3);

! сколько гласных звуков - 1;

! ударный гласный звук – [о];

! сколько согласных звуков - 2;

! дать характеристику согласным звукам - [к]- твёрдый (мягкий).

Фонематический анализ – это узнавание звука на фоне слова, выделение первого и последнего звука в слове, определение его места в слове (начало, середина, конец) – кот - [к] – в начале слова.

Фонематический синтез – процесс соединения частей в целое. Например, ребёнок может составить слово из звуков, данных в нарушенной последовательности: м, а, к (а, к, м)– мак.

Формирование навыков фонематического анализа и синтеза должно проводиться только на правильно произносимых звуках и словах, для того чтобы обеспечить прочную связь звука с буквой.

При нарушении слоговой структуры сложных слов (насколько точно ребёнок воспринимает и воспроизводит слоговой рисунок сложного слова или сложной фразы, если ребёнок переставляет (масалёт - вместо самолёт) или добавляет слоги (самасалёт) - это может быть связано с недостаточным развитием фонематического слуха и фонематического восприятия.

- зрительный анализатор (умение соотносить звук с буквой - графема)

Дети 6-7 лет должны знать практически все буквы алфавита, составлять и читать слоги, читать слова и понимать прочитанное, составлять слова из предложенных букв, разгадывать несложные ребусы и кроссворды. Хорошо, если ребёнок сможет прочитать небольшой текст и рассказать о его содержании или ответить на вопросы. В этом возрасте ребёнок способен выложить предложение из букв разрезной азбуки или магнитных букв соблюдая нормы грамматики и правописания – заглавные и строчные буквы, каждое слово и предлог отдельно друг от друга, в конце предложения ставить знак препинания -. !? С орфографическими правилами малыш познакомится в школе.

- двигательный анализатор (графо-моторные навыки - кинема)

Дети 6-7 лет должны уметь печатать буквы под диктовку взрослого.

Хорошо, если малыш научится печатать под диктовку слова, написание которых точно соответствует их произношению: канава, рыбак, улитка, стол, бабушка и т. д. Избегайте слов, написание которых расходится с произношением: солнце, лестница, пенал, гриб и т. д.

Развивайте мелкую моторику пусть ребёнок по больше лепит, рисует, вырезает, клеит, штрихует …

Очень важна ориентировка на листе: слева – справа, вверху – внизу, верхний левый угол и т. п.

Мы знаем, что бывают исключения – Например, ребёнок хорошо говорит, но на письме допускает ошибки. С чем это может быть связано! Вы, зная механизм процесса письма, можете определить причину и помочь своему ребёнку. Но бывают и исключения, например произношение нарушено, но ребёнок правильно пишет – это компенсация, за счёт сохранных анализаторов.

Аналогично, механизм чтения (зрительный анализатор, речедвигательный, двигательный и речеслуховой анализаторы).

Вывод: Логопеды-практики и учителя начальных классов единодушно склоняются к такому мнению: не так важно, чтобы ребёнок перед поступлением в первый класс умел осмысленно и бегло читать, как важно умение ребёнка ориентироваться в звуках родного языка и языковой системе родной речи. Другими словами, ребёнку необходимо научиться выделять из речевого потока предложение, делить его на слова и предлоги, а затем их на слоги и звуки. А звуки в свою очередь не должны смешиваться между собой и должны отчётливо восприниматься на слух.

Помните: у вас ещё есть время, чтобы помочь Вашему ребёнку подготовиться к школе!

3. Разное.

- Показ детских проверочных работ (2 класс начало учебного года).

- Новинки литературы.

- Ответы на вопросы.

Публикации по теме:

Дислексия. Виды дислексии. Профилактика и коррекция дислексии Дислексия. Виды дислексии. Профилактика и коррекция дислексии. Содержание: • Титульный лист Содержание.

Игровые приёмы в профилактике дисграфии у детей старшего дошкольного возраста Одним из нарушений речевого развития является дисграфия. Дисграфия представляет собой нарушение письменной речи. Письменная речь – это графически.

Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей с ОВЗ с использованием элементов сказкотерапии В настоящее время все дети с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) требуют психолого-педагогической поддержки, т. к. находятся.

Формирование фонематического восприятия для профилактики дисграфии у детей старшего дошкольного возраста Специалисты школ (логопеды, учителя) утверждают: «Всегда получаем дисграфию или ее элементы у детей с общим недоразвитием речи, с алалией.

Приложение к программе «Предупреждение дисграфии и дислексии у детей старшего дошкольного возраста» Приложение к авторской программе «Предупреждение дисграфии и дислексии у детей старшего дошкольного возраста» Важные маленькие буквы.

Профилактика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста Профилактика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма. Оптическая.

Профилактика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска детский сад № 484 комбинированного вида «Профилактика.

Программа занятий по профилактике и коррекции дисграфии и дислексии обучающихся в 4 классе школы-интерната VIII вида «Согласовано» ___ Чурбакова Т. А. Зам. директора по УВР «___» ___2014г. «Утверждаю»___ Ефименко Е. А. Директор.

Программа занятий по профилактике и коррекции дисграфии и дислексии обучающихся в 5 классе школы-интерната VIII вида Поурочный годовой план работы с группой учащихся 5 класса, имеющих речевое заключение: «СНР, смешанная дисграфия» Учитель-логопед : Виль.

Развитие фонематического анализа, синтеза и представлений с целью профилактики дислексии и дисграфии у дошкольников Развитие фонематического анализа, синтеза и представлений с целью профилактики дислексии и дисграфии у детей дошкольного возраста. Дошкольное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Предупреждение дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 19 марта 2018 в 16:50
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Предупреждение дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Можар (УИ 789506) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД