Анфиса Павлова
Консультация для воспитателей «Развитие социальных навыков у старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие социальных навыков у старших дошкольников.
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из самых актуальных. Родители и педагоги как никогда обеспокоены тем, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие социальных навыков у старших дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти «себя» и свое место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагаются особая ответственность воспитанию таких качеств подрастающего поколения. Развитие социальных навыков – важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются в ближайшем окружении.
Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. Известный психолог Л. С. Рубинштейн говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную. В ней развиваются духовные и физические силы ребенка, его внимание, память, воображение, дисциплинированность и ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми. Это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых (особенности и назначения предметов и их функций окружающих людей, их взаимоотношения и взаимодействия). Кроме того, в сюжетно-ролевой игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива как социального организма с отношениями сотрудничества, навыками общения.
В игре дети научаются жить и действовать сообща, оказывать друг другу помощь, умению учитывать желания и потребности других, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные, отстаивать свое мнение, а также совместно строить и реализовывать планы. Все это способствует формированию общительности, чуткости, отзывчивости, доброты, внимания, взаимопомощи, то есть всего того, что требуется для жизни в социуме. Таким образом, воспитание в игре – это своеобразная школа развития социальных навыков у детей - дошкольников.
Помочь ребенку развить навыки общения со сверстниками можно только в сюжетно-ролевой игре. Именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми. Социальные навыки имеют свою зону ближайшего развития и формируются под влиянием педагога во время проведения игровой деятельности.
Работая в группе с детьми старшего дошкольного возраста, заметила, что проблемы в общении и, как следствие, во взаимоотношениях детей друг с другом действительно существуют. Проанализировав систему работы по организации сюжетно-ролевой игры в группе, оценив навыки общения детей друг с другом, сформулировала основные задачи, направленные на формирование и развитие навыков общения у детей в рамках сюжетно-ролевой игры и совместной игровой деятельности: формирование адекватных способов поведения в конфликтных ситуациях; обучение детей совместному поиску взаимовыгодных решений в сложных ситуациях; развитие коммуникативных навыков, расширение и обогащение опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками; развитие навыков саморегуляции, эмоциональных состояний; развитие сочувствия, эмпатии, адекватной самооценки; освоение моделей социального поведения в сюжетно-ролевой игре.
С целью уточнения и расширения знаний по определенной теме проводится предварительная работа через беседы, экскурсии, чтение художественной, познавательной литературы, просмотр телепередач и т. д. Так, прежде чем организовать сюжетно-ролевую игру «Морское путешествие» можно обогащать опыт детей через рассматривании репродукций картин художников, фотографий, рекламных проспектов, буклетов, иллюстраций с изображением различных морских судов; беседы о труде моряков и морских профессиях; чтение рассказов С. Сахарного «Самый лучший пароход», «Как достали якорь», «Два радиста», Т. Потаповой «Капитан», «Водолаз», «Рыбак» и т. д., просмотр мультфильмов «Приключения капитана Врунгеля», «Каникулы Бонифация», «Остров сокровищ»; заслушивать рассказы детей из личного опыта о том, где им уже удалось побывать.
Параллельно ведется работа и с родителями воспитанников. Можно рекомендовать прочитать детям произведения С. Сахарного «Разноцветное море», рассказы Б. Житкова «Что я видел», «Челюскинцы»; провести беседы из личного опыта о хобби и увлечениях родителей, интересных историях, произошедших с ними во время путешествий, местах, которые они посетили во время путешествия по воде.
Особое значение в формировании социальных навыков имеет развивающая предметно-пространственная среда. Совместно с родителями можно подбирать и изготавливать игровой материал. Так, родители могут принести в группу сувениры, карты-путеводители; оформить вместе с детьми альбомы с фотографиями тех мест, где путешествовали по воде и на водном транспорте; делиться видеосъемками из семейного архива. В группе совместно с детьми можно подобрать необходимые атрибуты: географические карты, глобус, фонарики, бинокли, подзорную трубу, якорь, штурвал, рации; бескозырки, матросские воротники, капитанскую фуражку, флажки; крупные модули для постройки корабля.
После предварительной работы можно организовывать игру. Для того чтобы дети в полной мере овладели игровыми умениями, «втянулись в игру», нужно активно общаться по поводу игрового сюжета, ролевых действий, занять позицию «играющего партнера», то есть самим включаться в сюжетно-ролевую игру, первоначально взяв на себя самую главную роль – роль капитана. И во время игры помогать детям, если сюжет игры вдруг затихает, помочь вести новые роли, подсказывать игровые действия. Когда педагог замечает, что дети играют, самостоятельно развертывают сюжет, можно выходить из игры, вводя ситуацию «капитан заболел и совместно с корабельным доктором сходит с корабля на ближайшем острове».
Командование корабля перешло к помощнику. Благодаря такой системе руководства игрой у детей не только возникает устойчивый интерес к сюжетно-ролевой игре «Морское путешествие, но и обогатится и расширится словарный запас, повысится уровень коммуникативных навыков, а именно: умение выражать свои потребности и чувства, умение взаимодействовать и сотрудничать, позитивно относиться друг к другу.
С целью преодоления таких личных особенностей у детей, как застенчивость, замкнутость, нерешительность, грубость, импульсивность и развития коммуникативных навыков, в совместной деятельности с детьми можно использовать разнообразные игры: «Наши чувства и эмоции», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Альбом или книга настроений» (вырезки из журналов и фотографии детей и их родителей с разными эмоциями, «Мимический кубик» ; «Настроение по погоде» (солнышко – веселое, радостное, доброе настроение; солнышко за тучкой – настроение в течение дня меняется: то грустное, то радостное; тучка – печальное, грустное настроение; туча с молниями – злое; туча с капельками – печальное, тоскливое, обидное настроение); «Вежливые слова» (с мячом); упражнения: «Глубокое дыхание», «Иностранец», «Радуга или Цветное настроение» (детям по очереди предлагается цвет своего настроения и объяснить свой выбор; яркие цвета – радостное, доброе, веселое настроение, темные цвета – грустное, злое, печальное настроение); этюды: «Встреча с другом», «Колдунчики». Проводить беседы: «Как можно научиться общаться без слов», «Как бороться с трудностями», «Учусь держать себя в руках», «Добрым быть полезно».
После проведения таких комплексных занятий в виде обогащенных сюжетно-ролевых игр, игр и упражнений, направленных на формирование навыков общения, у детей значительно повысится уровень коммуникативных навыков, интерес к окружающим людям, способность к эмпатии, сочувствию, навыки саморегуляции поведения, готовность к сотрудничеству.
Таким образом, используя игровую деятельность в детском саду, можно целенаправленно формировать социальные навыки у детей дошкольного возраста. Целенаправленное формирование социальных навыков в дошкольном возрасте может способствовать вхождению ребенка в социальный мир, усваивая социальныке нормы, и как следствие, обеспечить полноценное психическое развитие личности.
Литература
1. Акулова О. В., Гоберидзе Т. И., Гризик Т. И. Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы: пособие для педагогов. – М. : Просвещение, 2012. – 205 с.
2. Виноградова Н. А., Позднякова Н. В. Сожетно-ролевые игры для старших дошкольников : практическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 128 с.
3. Скоролупова О. А., Логинова Л. В. Играем?. Играем! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. – М. : Скрипторий 2003, 2006. – 112 с