Светлана Коквина
Консультация для воспитателей. «Формирование связной речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование связной речи детей дошкольного возраста.
Роль пересказа:
1. Совершенствуется структура речи, ее выразительные качества, произношение.
2. Усваивается построение отдельных предложений и текста в целом.
3. Способствует формированию навыков самостоятельного (творческого) рассказывания, т. к. тот процесс предполагает преднамеренность и плановость речи.
4. Обучение пересказу обогащает словарный запас.
5. Благоприятствует развитию восприятия, памяти, внимания.
Публикация «Консультация для воспитателей, „Формирование связной речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
6. Усваиваются посредством имитации нормативные основы устной речи, дети упражняются в правильном употреблении языковых средств по аналогии с содержащимися в произведениях для пересказа.
7. Воспитывается «чувство языка»-внимание к лексической, грамматической, синтаксической сторонам речи.
Проводимая работа по пересказыванию была тесно связана с обучением детей другим видам монологических высказываний. Начиналась она со старшей группы в конце 1 квартала, после проведения серии подготовительных занятий.
Подготовительные занятия включали в себя:
1. Обучение составлению фраз-высказываний по отдельным (ситуативным) картинкам с изображением действий.
2. Элементарному описанию предметов по основным признакам.
Подготовительные занятия были направлены на овладение языковых средств построения связных сообщений, формирование направленного восприятия речи воспитателя, навыков контроля за собственными высказываниями, а также составления краткого описания предмета.
Большое значение в работе уделялось выбору произведений для пересказа.
При подбое учитывалось:
1. Наличие однотипных эпизодов.
2. Повторяющиеся сюжетные моменты.
3. Ясная логическая последовательность событий.
4. Тексты с четким делением на фрагменты (эпизоды) ( пример: «Умей обождать» Ушинского, сказка «Как коза избушку построила»)
5. Учитывается содержание (познавательность) и объем текста.
6. Доступность лексического и грамматического языкового материала.
7. Тематическая взаимосвязь с обучением другим видам связных развернутых высказываний. ( Пример: пересказ «Про снежный колобок» предшествовало составление рассказа по картине «Зимние развлечения»)
Обучение пересказу на материале каждого произведения проводилось на двух-трех занятиях (в зависимости от объема текста и возможностей детей).
Структура занятия:
1. Организационная часть с включением вводных, подготовительных упражнений.
2. Чтение и разговор текста.
3. Пересказ текста детьми
4. Упражнение на усвоение и закрепление языкового материала.
5. Анализ детских рассказов.
Цель подготовительных упражнений:
а) организовать внимание детей
б) подготовить к восприятию текста ( пример: отгадывание загадок о персонажах будущего рассказа)
в) активизация лексического материала по теме произведения-уточнение значения слов и словосочетаний, встречающихся в тексте, с демонстрацией предметных картинок.
Работа с текстом:
Текст прочитывается два раза. В целях организации внимания, восприятия текста на важные смысловые моменты при повторном чтение используется прием завершения детьми отдельных, не законченных воспитателем, предложений (нужным словом и словосочетанием)
Для этого отбирались предложения, содержащие обозначение вводимых новых предложений, существенных предметов обстановки, тех или иных действий.
Разбор содержания текста проводили в вопросно-ответной форме. В вопросах отображались основные моменты сюжетного действия в их последовательности, определялись действующие лица и значительные детали повествования.
Проводился лексический разбор текста.
Привлекалось внимание детей на языковой материал:
1. Выделение из текста слов-определений, сравнительных конструкций, служащих для характеристики предметов.
2. Языковой материал, содержащий обозначений последовательных действий персонажей, функцией предметов.
3. Акцентировалось внимание на словах и выражениях, содержащих образную характеристику действия (например, «помчали, как ветер»)
Целенаправленный разбор лексического материала необходим, как самостоятельный элемент занятия по обучению пересказу. Такой разбор способствует лучшему осмыслению детьми отображенных в тексте предикативных отношений, усвоению способов их языкового выражения.
Чтение и разбор текста-одно занятие. Второе занятие-повторное чтение с установкой на пересказ, после чего дети приступали к его составлению.
Требования, предъявленные к пересказу.
При обучении пересказу учитывались основные требования, предъявляемые к данному виду развернутого высказывания:
1. Адекватность прочитанному тексту.
2. Полнота передачи содержания.
3. Связность и последовательность изложения.
4. Грамматически правильное языковое оформление.
5. Интонационная выразительность речи.
На начальном этапе дети обучались воспроизведению текста рассказа с опорой на иллюстрации и словесную помощь.
Приемы, используемые в процессе обучения пересказу.
1. Выделение главных смысловых звеньев сюжета произведения (пересказ по опорным вопросам; по иллюстрациям, последовательно отображающим содержание произведения; по отдельным иллюстрациям с изображением персонажей и существенных деталей)
К концу года дети составляли пересказ по словесному плану-схеме.
От коллективного пересказа текста, когда поочередно каждый ребенок пересказывал по одному из последующих фрагментов рассказа, постепенно перешли к пересказу нескольких фрагментов или произведения в целом.
На занятиях использовались:
а) составление пересказа по диафильмам
б) рисование на сюжет пересказываемого произведения
в) приемы обучения рассказу с опорой на условную наглядную схему сюжетного действия.
2. Прием использования детского рисунка эффективен при обучению пересказу. После пересказывания текста детям, на определенном занятии предлагалось выполнить рисунок по собственному выбору на сюжет произведения. Вспомнить, как был описан тот предмет в рассказе, место действия. Затем дети самостоятельно составляли фрагмент рассказа с опорой на рисунок.
Прием рисования способствует лучшему осмыслению текста, формированию навыков самостоятельного рассказывания. Опора на рисунок делает высказывание ребенка более выразительным, эмоциональным, информационным.
Пример, пересказ фрагмента про «Снежный колобок»
Ребенок рисует и одновременно проговаривает: «Алеша слепил снежный колобок. Нашел угольки-сделал глаза; нашел палочки-сделал нос, рот.»
Прием рисования применяем при пересказе следующих произведений: рассказ Е. Чарушина «Коза», сказка «Гости» (по В. Хомченко)
3. Эффективным средством является и использование на занятии иллюстративного панно с красочным изображением общей обстановки и основных деталей, с которыми связано развитие сюжета. (пример «Как коза избушку строила» обработка М. А. Булатова)
На иллюстративном панно, на фоне деревни и лесного массива, крупным планом даны изображения предметов, связанных с отдельными эпизодами сказки. (дом хозяйки, сарай, деревья, о которых идет речь)
Лучше расположить эти объекты в линейном ряду, в соответствии с последовательностью фрагментов. Иллюстрирование проводится с помощью плоскостных фигурок персонажей и предметов перемещаемых по панно.
Демонстративное панно можно использовать многопланово:
а) для иллюстрирования текста при чтении и разборе произведения.
б) для иллюстрирования ребенком пересказа товарища или своего пересказа.
Это способствует активизации зрительного и слухового восприятия, внимания детей, формированию навыков контроля за построением высказываний; помогает более точно воспроизводить последовательность событий.
Начиная с 3 квартала 1 года обучения на занятиях по пересказу, сочетались с формированием у детей навыков рассказывания с элементами творчества.
На основе материала ряда произведений дети обучались составлению рассказов по аналогии. Использовался образец рассказа, а затем вопросный план.
Постепенно дети овладевали доступными приемами творческого преобразования сюжета с заменой персонажей, некоторых деталей обстановки, с включением новых действующих лиц-при сохранении общего сюжета произведения.
Особое внимание в процессе занятий уделялось коррекционной работе по формированию у детей грамматически правильной речи, усвоению различных языковых средств построение связных высказываний.
Основные направления этой работы:
1. Формирование языковых обобщений, связанных с употреблением однотипных падежных окончаний или существительных и прилагательных, ряда глагольных форм; усвоение нормативного употребления словоформ в контексте предложений.
2. Практическое усвоение основных форм связи слов в предложении (согласование, глагольное управление).
3. Развитие фразовой речи, усвоение различных типов синтаксических конструкций.
4. Активизация и обогащение словарного запаса.
Языковые средства усваивались детьми в ходе разбора текста, специальных упражнений, включаемых в занятия, и закреплялись в процессе самого пересказа.
Вопросы для разбора содержания и лексического разбора текста составлялись так, чтобы ребенку было необходимо в своих ответах употребить слово в нужной грамматической форме.
Пример. Вопрос: К какой яблоньке подошла коза? Ответ: Коза подошла к лесной яблоньке.
При затруднении пересказывалось начало фразы.
В занятие включались:
а) упражнения в словоизменении, в подборе словоформ, например, определений к данному слову при характеристике персонажей сказки.
б) упражнения в дополнении предложения требуемым по смыслу словом.
в) воспроизведение определенного лексического материала текста в форме игры-упражнения «Кто лучше запомнил?»
Таким образом, у детей формировались навыки практических действий с языковым материалом пересказываемых произведений. При подготовке к занятиям проводилось тщательное изучение текста для пересказа, определялся круг отрабатываемых на занятии языковых средств в соответствии с периодом обучения и планом последовательного усвоения детьми грамматических закономерностей родного языка.