Берестова Юлия Петровна
Консультация для воспитателей «Индивидуализация обучения детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Для индивидуализированного обучения отбираются средства и приемы усвоения знаний, устанавливается мера влияния, которая является эффективной для каждого дошкольника в конкретных условиях деятельности. Особенностью индивидуализированного обучения является постоянный учет воспитателя длительности и специфики того напряжения, которое испытывает ребёнок при выполнении заданий.
Публикация «Консультация для воспитателей „Индивидуализация обучения детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
Для постановки индивидуальных учебных заданий воспитателю нужно изучить общее умственное развитие ребенка: определить, какой у него словарный запас; какие особенности внимания (распределение, переключение, объем, стойкость) и уровень развития произвольных форм деятельности, выяснить скорость восприятия, проявления самостоятельности, логичности, критичности и глубины мышления, наличие осознанных суждений, умения анализировать и обобщать.
Организация индивидуализированной учебы невозможна без знания воспитателя типологических и индивидуальных возможностей дошкольника.
Типичные возможности старших дошкольников определяются той психологической готовностью к освоению знаний, которая предопределена их возрастом.
Индивидуальные возможности дошкольников нередко определяют в зависимости от сформированности и соотношения в них словесно-логических и наглядно-образных компонентов мышления.
Дошкольники, в которых преобладает словесно-логическое, аналитическое мышление, чувствуют трудности и тогда, когда им нужно усваивать большое количество конкретного материала, который недостаточно объединен смысловыми связями и закономерностями.
Дошкольники с преимущественно развитым наглядно-образным мышлением имеют свои трудности, их деятельность нуждается в опоре на образы, на воображение и представление. Они легко усваивают учебный материал, который содержит наглядную основу. Мышление, которое лишено элементов образности, может стать сухим, формальным. Недостаточное использование образности не просто утруждает учебу, а нередко приводит к разным типам конфликтов, к нежеланию дошкольников заниматься учебной деятельностью.
Следует отметить, что соотношение сигнальных систем, которое оказывается в словесно-логическом или наглядно-образном составе ума детей, не определяет уровня их умственных способностей, а лишь предопределяет своеобразие ума.
Знания и представления дошкольников разные по объему и содержанию. Кроме того, на восприятие знаний действуют установки, общепринятые мысли и взгляды, которые у дошкольников также отличаются между собой. Способность дошкольников увидеть то, что им незнакомое, выделить его свидетельствует не только о развитой наблюдательности, но и об уровне развития мышления, об обладании определенным способом действий. Эта способность связана с особенностями мышления.
Чтобы дошкольник воспринимал то, что рассказывает воспитатель, его необходимо специально научить этому, учитывая его индивидуальные особенности мышления и опираясь на имеющиеся у него знания, умения, навыки.
Неумение дошкольников переходить от одного звена в цепи рассуждений к другому приводит к тому, что им вовсе не удается мыслимо охватить весь учебный материал. Такие дети часто не умеют свои длинные рассуждения заменить одной обобщенной операцией.
Чтобы обеспечить деятельность обучения каждого дошкольника в доступном ему темпе, нужно рационально сочетать индивидуальную и коллективную работу дошкольников на занятии. Индивидуальная работа должна проводиться как с сильными, так, и со слабыми дошкольниками. При этом следует учитывать, что на их активность негативно действует однообразие и стандарт в подборе учебных заданий.
Индивидуальная работа со слабыми дошкольниками должна основываться на системном выявлении трудностей, с которыми они сталкиваются при освоении знаниями. Необходимо учитывать особенности их восприятия, внимательности, речи и памяти. Установлено, например, что даже слуховое восприятие у слабых детей вызывает переутомление. Оно проявляется в их отвлечении от основной работы на занятии. Таким детям полезно чередовать задания, которые бы сочетали слуховое и зрительное восприятие.
Дошкольникам с медленным темпом работы полезно предлагать задания, в скорости выполнения которых они были бы заинтересованы. Можно организовывать соревнование на быстрое развязывание задачи. Иногда им надо уменьшать объем работы.
Сочетать на занятии коллективные формы работы с индивидуальным подходом к отдельным дошкольникам - задание тяжелое. Именно здесь учитываются психологические особенности всех детей группы и отдельного дошкольника.