Марина Горина
Консультация для воспитателей «Особенности поддержания дисциплины детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей "Особенности поддержания дисциплины детей дошкольного возраста"
Воспитатель Горина М. В.
В период дошкольного детства развитие идет бурно и стремительно. Из беспомощного существа, младенец превращается в активную, самостоятельную личность. Все стороны психики ребенка получают определенные изменения, тем самым закладывается база для дальнейшего роста и развития.
Публикация «Консультация для воспитателей „Особенности поддержания дисциплины детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности. Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою деятельность, активность, начинает себя объективно оценивать. Образуется соподчинение мотивов: возможность подчинить свои непосредственные побуждения осознанным задачам развития. Ребенок научается в определенных ситуациях управлять своей деятельностью и поведением, предвидеть результат и контролировать выполнение. Усложняется эмоциональная жизнь ребенка: развиваются высшие чувства, обогащается содержание эмоций
Специалисты считают, что прививать дисциплину необходимо уже с трех лет. И в младшем, и в среднем дошкольном возрасте взрослыми должен осуществляться постоянный внешний контроль. Средства такого контроля для детей разного возраста будут разными : для младших дошкольников они должны основываться на изменении ситуации вокруг ребенка (переключить внимание, вывести из ситуации, организации деятельности. С детьми старшего дошкольного возраста — включать обсуждение их поведения с объяснением его положительных и отрицательных сторон
Использование игр — оптимальный вариант для создания дисциплины в младшей группе. С их помощью дошкольники смогут освоить много правил — необходимо только подобрать подходящие игры. В дальнейшем при условии контроля взрослых у детей формируются механизмы самоконтроля, которые позволяют им существовать по законам группы не потому, что они так должны делать, а потому что это их потребность, желание. Существующие правила становятся важной, неотъемлемой частью сознания и существования.
Зачастую дети ведут себя плохо не потому, что хотят навредить взрослым или сверстникам, а лишь потому, что не совсем понимают, как их поведение влияет на других людей. К дошкольному возрасту эмоциональный мир ребенка становится ярче и разнообразнее. От важных эмоций (страха, радости и др.) он переходит к более сложной палитре чувств: радуется и огорчается, удивляется, злится и грустит.
Модифицируется внешнее выражение эмоциональных реакций. В таком возрасте воспринимается язык чувств – используемые в обществе формы выражения переживаний при помощи улыбок, взглядов, интонаций голоса, жестов, поз, движений и др. Развитие чувства личной и культурной тождественности, происходящие между пятью и шестью годами, сопровождается всяческими важными эмоциями и переживаниями, которые ребенок должен научиться объединять в формулу своей личности.
В настоящее время изменения в образовании требуют от педагогов не только качественных знаний, но и профессиональной гибкости по отношению к ребенку, к организации образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей каждого воспитанника. Педагоги в ДОУ не раз сталкиваются с проблемами поведения детей, и ряд жалоб со стороны педагогов только возрастает. Современные воспитатели указывают на следующие проблемы в детском поведении: агрессивность, и капризность, нарушения поведения, также как усадить на занятие, удержать внимание на занятии гиперактивного ребенка и т. д.
Проводимые современные исследования свидетельствуют о том, что истоками проступков дошкольников являются отклонения от нормы в поведении, игровой и учебной деятельности, которые наблюдаются в дошкольном возрасте. Вот почему очень важно обратить на это внимание как можно раньше и попробовать найти подход к такому ребенку.
Современная жизнь подчинена очень быстрому темпу, человек должен очень быстро ко всему адаптироваться, как взрослый, так и ребенок. Да, хорошо, если это взрослый, а ребенок, который еще многого не знает и такой темп жизни накладывает отпечаток на его психическое развитие (возможно и другие причины, связанные с проблемами в психическом развитии). Цель воспитателя – обеспечение ребенку чувства психологической защищенности, доверия к миру, радости существования.