Решетникова Алёна
Консультация для воспитателей «Сенсорное воспитание дошкольников посредством дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
В отечественной и не только науке сенсорное воспитание ребенка является чуть ли не основным и необходимым развитием, которое помогает не только подготовиться к школе, но и от этого зависит то, как ребенок будет подготовлен к взрослой жизни после школы. Так же, по мнению зарубежного педагога новатора М. Монтессори, сенсорика берет свое начало для образования и формирования эстетики. Как считает педагог, развитие восприятия действительности через пальцы, глаза, уши, их повышенная и натренированная чувствительность помогает различать мельчайшие детали, их форму, цвет, температуры и другие характеристики для построения оригинальных, уникальные образы.
Публикация «Консультация для воспитателей „Сенсорное воспитание дошкольников посредством дидактических игр“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
В современной педагогике и дидактике сенсорным развитием ребёнка называется развитие подразумевающее усовершенствование и вырабатывание его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе, вкусе.
Данное представление в своем сформированном развитии помогает ребенку добиться успеха в любой практической деятельности – творчестве, которому он обучается, в большей степени, под руководством опытного педагога-воспитателя начиная с младшей дошкольной группы детского сада с 3 лет. В тот период, когда у него начинают формироваться и развиваться органы сенсорики, психика и физическое развитие. Окружающий мир вокруг ребенка данного возраста познается через восприятия предметов (кровать, кружка, чашка ребенка, курица во дворе) и явлений (погода на улице:дождь, снег, молния). А запоминание, мышление, воображение формируется через переработку образов предметов, которые ребенок видит чаще всего.
Восприятие ребенком в данном возрасте носит предметный характер: т. е. ребенок воспринимает предмет в не зависимости от его отдельных характеристик: трава, по мнению ребенка зеленая, облако – белое, папа – большой, лимон – невкусный. Начиная с простейших звуков, простых плоских геометрических фигур. Он начинает различать их отдельные свойства. Переходя от простого к сложному, ребенок начинает видеть не только схожие свойства в других предметах, но и в одном начинает различать несколько свойств.
Детальное изучение предмета со всех сторон происходит в игровой форме. На протяжении всего периода нахождения ребенка в дошкольном учреждении игровое действие с игрушками и дидактическими материалами постепенно уходит на второй план и сменяется обследованием и изучением предмета со всех сторон: формы, цвета, назначения для того, чтобы понять его предназначение и связь с другими объектами.
На первый план на данном этапе выступает развитие аналитического восприятия – формирование навыка узнавания цветов и их сочетаний (зеленый, желтый цвета, например, узнать что при смешивании синего и желтого получается зеленый, выделять форму предметов (мячик – круглый, кубик – квадратный, выделять отдельные величины. Для развития данного навыка в дидактике используются сенсорные эталоны.
Бывают эталоны: цвета: цвета радуги, подтона и оттенки; формы: круг, квадрат, треугольник и др; величины: метрическая система; слуха: ноты, звучание языка; вкуса: сладкий, соленый, острый, кислый и пр.
К 5 годам малыш должен научиться владеть данными эталонами и данный процесс имеет свои этапы. Ученые называют в общей сложности 3 этапа. Рассмотрим их подробнее:
1. Предэталонный. В данной этапе свое предметы окружающей действительности ребенок воспринимает как известный ему предмет (например: треугольник у малыша воспринимается как крыша, круги, как любимый мячик). Данный этап формируется на 3 году жизни.
2. Образы свойств предметов, которые имеют уже определенное утвержденное определение. Воспитатель помогает детям совершенствовать данный навык с помощью игр: «Спрячь мышку» - знакомятся, с понятием формы, сюда же относятся «Весёлый поезд», «Друзья», «Закрой окошко в доме», "Открой замок" и другие.
3. Систематизация. Данный этап характеризуется выстраивания ребенком сериационного ряда геометрических фигур и окружающих предметов не по величине от большего к маленькому и наоборот, а к более подробным: по высоте, ширине, объеме, весу и т. д.
Игры: «Узнай фигуру» (совершенствуется восприятие формы, «Поле чудес» (закрепляются знания детей об основных цветах спектра и их оттенках, «Большие-маленькие» (развивается умение различать предметы по величине независимо от цвета и выбирать их по словесному указанию).
Если до этого для обучения ребенку предоставляли эталонные фигуры (квадрат, равносторонний треугольник, круг, основные цвета спектра (красный, синий, желтый, и размеры (большой и маленький, то теперь ему предлагаются усложненные варианты этих свойств (для формы квадрата это прямоугольник, для треугольника — равнобедренный и разносторонний треугольники, круг — овал; для развития цветового восприятия добавляются другие цвета: зелёный, оранжевый, коричневый, белый. ; размеры уже промежуточные добавляются: меньше (больше, еще меньше (больше, самый маленький (большой).
Основные направления в работе:
1. Формирование практических способов ориентировки.
«Поисковая», результативная проба, практическое промеривание, умение прослеживать за движением, пользоваться указательным и соотносящим жестом в ходе предметных действий, при сравнении объектов, а также формирование системы «взор - рука». Важно формировать зрительно – тактильное восприятие, когда ребенок узнает геометрические фигуры или величину предметов первоначально на ощупь, и потом только рассматривает их.
2. Формирование восприятия цвета.
Для формирования у детей представлений о цвете полезны специальные занятия аппликацией, рисованием, лепкой, развитие восприятия цвета имеет важное значение в эстетическом воспитании ребенка. Работа по развитию представлений о цвете проводится поэтапно. На первом этапе ребенка учат сличению цветов, дается инструкция: «Дай такой же (по цвету) кубик, кружочек». На втором этапе ребенок выполняет задание по словесной инструкции. На третьем он сам называет тот или иной цвет.
3. Формирование восприятия формы.
Раскладывание предметов на «кучки» с учетом величины, формы. Предлагаются специальные игры. С помощью зрительного соотнесения восприятия формы ребенок учиться выполнять эти задания. Если у ребенка еще не сложились представления о форме предмета, то упражнения начинаются с различения шара, круга и их размеров. Действия сопровождаются речью.
4. Формирование восприятия величины.
Различие и раскрепления понятий большой – маленький проводится на различных играх – упражнения на конструктивную деятельность: постройки башен из кубиков, игры со сборными игрушками. В этих играх не только формируются представления о величине предметов, но и развивается манипулятивная деятельность рук, воспитывается последовательность действий, развиваются пространственные представления. Проводятся также игры с матрешками и пирамидками.
5. Формирование восприятия пространственных отношений.
Первые представления о пространстве тесно связаны с развитием возможности самостоятельного передвижения, восприятия расположения частей тела (схемы тела.) Следует особо подчеркнуть, что доступность и полезность для каждого вида заданий определяется не только возрастом, сколько предварительной подготовкой, которую получили дети.
Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что, готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития, потому что низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для творческой деятельности.