Альбина Макарова
Сенсорное воспитание младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное воспитание младших дошкольников (из опыта работы Макаровой А. Г.)
Сенсорное воспитание- целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
Публикация «Сенсорное воспитание младших дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
В своей работе, учитывая то, что сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Используя разные виды деятельности, особое внимание уделяю формированию сенсорных эталонов, как основе развития умственных способностей детей дошкольного возраста. Моя цель – развить умственные способности через игры и упражнения, игровые проблемные ситуации.
В группе сложилась хорошая, доброжелательная атмосфера. Работу проводила поэтапно. Вначале знакомила детей с цветом и величиной, подбирая соответствия. Развивала у детей память, логическое мышление. Для этого создала картотеку игр по развитию сенсорных эталонов, такие как, «Не ошибись», «Разноцветные поляны», «Подбери по цвету», «Найди такую же», «Собери бусы», «Цветная посуда», «Большой, маленький».
В играх на определение величины использую большое количество предметов, которые предварительно подготавливаю. Это игрушки разных размеров: мягкие кубики, мячики, коробки. Игры: «Какой мяч больше», «Самый большой кубик», «Найди кубик (большой или маленький)» способствуют развитию таких психических процессов как внимание, мышление. У детей закрепляются навыки о величине предметов. При знакомстве с формой учу различать предметы с помощью операции сравнения предметов.
Например, побуждаю детей подыскивать сравнения: «На что мячик похож по форме?». После освоения практических действий ребенку легче узнать фигуры, которые необходимо знать в младшем возрасте. Задания расположены с постепенным усложнением.
Дидактический материал вызывал у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обменивались предметами, сравнивали их, делали умозаключения: «Такой же шарик. Такая же полочка. Грибочки одинаковые. Тарелочки разные» Конечно же, не все дети справлялись с поставленной задачей. Часть из них не могла правильно подобрать грибки, шарики, палочки по признаку цвета, величины. Я постоянно разнообразила дидактический материал. Использовала и игры-самоделки: «Воздушные шары», «Найди мышку», «Подбери чашки к блюдцам», лото «Цвет и форма», и др., которые вызывали у ребят интерес. Они увлеченно рассматривали материал, сопоставляли его, подбирали к эталону. Учитывая особенности восприятия детьми цвета, я использовала сначала красный и синий цвета, затем желтый и зеленый. Когда большая часть детей научилась различать четыре основных цвета, ввела для ознакомления белый и черный цвета. Я старалась также подобрать игрушки и предметы яркой окраски. Ребята научились простейшим умственным операциям, а именно: сравнивать, сопоставлять цвета. Но все же часть детей оставалась равнодушной, поэтому пришлось использовать игры сюжетного содержания «Спрячь матрешку» и «Нарядим солнышко», цель которых – научить ребят обобщать предметы по сюжету и цвету. В игре «Нарядим солнышко» перед детьми было представлено обиженное солнышко, которое не нарядили к празднику. И ребятам предлагалось подарить ему косички с бантиками, т. е. нужно было к косичке подобрать бантик и подарить солнышку. В этой игре использовались и оттенки цветов. Но от детей не требовались названия цветов. Игры малышам понравились, они правильно подбирали необходимые цвета.
Оформили выставку дидактических игр и пособий, способствующих закреплению сенсорных эталонов, Объяснила взрослым, как играть с детьми в эти игры, какие игрушки и дидактические игры можно приобрести для малышей, как оформить игровой уголок дома.
Совместная и систематическая работа оказала положительное влияние на развитие сенсорных способностей детей нашей группы.
В системе моей работы по сенсорному развитию важное место занимает усвоение детьми сенсорных эталонов, таких как цвет, форма, величина.
Мною практически установлено, что усвоение детьми раннего возраста формы и величины происходит наиболее легко и качественно. Это связано с тем, что данные свойства предметов дети могут изучить зрительно и тактильно, тогда как цвет воспринимается исключительно зрительно.
В работу по усвоению сенсорных эталонов детьми раннего возраста я включаю разнообразные виды деятельности: художественное творчество (рисование, лепка, аппликация, конструирование, различные виды игр, непосредственно образовательную деятельность
Свою работу направляю на развитие мышления, памяти, речи.
Можно утверждать, что усвоение сенсорных эталонов детьми является основой развития умственных способностей. Из результатов мониторинга. Становится очевидным, что, создавая условия для формирования сенсорного опыта, решается важнейшая задача своевременного развития ребенка.
Реализовывать поставленные задачи я решила через игру, т. к. игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ ознакомления окружающим миром.
Прежде чем начать игру, вызываю у детей интерес к ней, желание играть.
Это достигаю различными приемами. Использую потешки, загадки, дидактические игрушки. Предлагаю детям войти в образ животного или сказочного персонажа. Задаю наводящие вопросы об этом животном (большой или маленький, какого цвета глаза, нос и т. д.) . «Вышла курочка гулять» (цвет, величина, «Медведь и пчелы»(величина, количество) и др.
При знакомстве с формой учу различать предметы с помощью операции сравнения предметов.
Осуществляю такие практические действия, как наложение фигур, прикладывание, переворачивание, обведение пальцами контура, ощупывание, рисование.
После освоения практических действий ребенку легче узнать фигуры, которые необходимо знать в младшем возрасте. Задания расположены с постепенным усложнением.
При знакомстве с цветом - обучаю детей таким практическим действиям как прикладывание предметов друг к другу, выбор и группировка предметов по цветовому признаку.
Для закрепления цвета детям предлагаю следующие игры: «Разбери крышечки», «Собери посуду по цвету».
С детьми многократно повторяю самые разнообразные игровые комбинации с игрушками в течение дня, вызываю у детей положительные эмоции. Заряжая детей смехом, бодростью и радостью стараюсь укрепить их здоровье
Занимаясь вопросами сенсорного воспитания, я «прокладываю» тропинку для благоприятного познавательного развития в старших группах детского сада. Ведь формирование первоначальных сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста и является основой правильного отношения детей к окружающему миру.