Колкунова Евгения
Консультация для воспитателей «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством музыкального фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое развитие детей дошкольного возраста является основой, на которой базируются цели программы дошкольного образования «От рождения до школы». От того, насколько грамотно ребёнок овладеет речью, зависит его общение со взрослыми и сверстниками, его способность к словотворчеству. Учитывая принцип интеграции образовательных областей, можно развивать речевые навыки детей практически в каждой области в процессе самостоятельной или совместной деятельности и при проведении режимных моментов.
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством музыкального фольклора“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Старшая группа
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Именно музыкально-фольклорные произведения (песни, хороводы, народные игры с напевами) являются для ребёнка дошкольного возраста той точкой опоры, от которой берёт своё начало огромный мир идей и образов, эмоционально окрашенных и оттого доступных его восприятию. Кроме того, почти все виды музыкально-фольклорных произведений содержат элементы игры, а значит, легко воспринимаются детьми и поддерживают в них интерес к поэтическому слову, красоте родного языка, побуждают к общению и выражению своих мыслей и чувств.
В работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста предлагается использовать следующие методы:
- Метод синкретизма фольклорного творчества. В основе данного метода лежит такое свойство фольклора, как синкретизм (от греческого слова synkretismos – соединение, то есть жанровое разнообразие, когда объединяются, например, пение, движение и игра на народных инструментах. Данный метод представляет собой воспитательно-образовательный процесс, направленный на развитие слухового внимания и памяти, координации движений, темпа и ритма речи, дикции и дыхания, фонематического слуха.
- Метод адаптации музыкально-фольклорных произведений. Народная песня является наиболее органичной формой в работе по развитию речи старших дошкольников. Она же часто служит основой народной игры, в которой сочетаются: пение, хореографическое движение и пляска, драматическое действие, костюмированное переодевание, состязания на быстроту и ловкость. Вместе с тем не все песенные образцы подходят для исполнения детьми старшего дошкольного возраста, так как в силу физиологических особенностей у них ещё не развит голосовой и дыхательный аппарат, у некоторых имеются серьёзные нарушения в дикции и артикуляции, мешающие выразительному исполнению песен. Кроме того, дети не понимают значения некоторых слов и не могут удерживать в памяти длинные тексты. В связи с этим и рекомендуется использовать данный метод.
- Метод образно-эмоциональных установок Е. В. Никольской. Сущность метода заключается в исполнении детьми яркого зрительного образа посредством точной эмоциональной интонации, выраженной словодействием (испугать, пожалеть, обидеться, поругать, попросить, убедить и т. д.).
- А также используются общепринятые педагогические методы – наглядный и игровой.
Существуют этапы реализации методики развития речи старших дошкольников средствами музыкального фольклора.
1 этап - ориентационно-познавательный.
У многих детей под воздействием современной музыки складывается и формируется музыкальное мышление, которому свойственны обыденные ритмы и мотивы современной массовой песенной культуры. Поэтому вначале, чтобы перестроить этот стереотип музыкального мышления, нужно знакомить детей с народными песнями, их происхождением, рассказывать об их неразрывной связи с бытом, трудом, жизнью людей, а также о народных праздниках, обрядах, традициях. С этой целью можно давать послушать в записи подлинные образцы разных видов народных песен. Вместе с детьми исполнять знакомые им потешки и прибаутки, озвучивая их для выразительности и ритмичности игрой на народных шумовых инструментах. Затем можно переходить к разучиванию народных песен и в первую очередь – колыбельных. Обязательно нужно рассказать о колыбельке, в которой раньше укачивали малышей, сопровождая рассказ соответствующей иллюстрацией, исполнить народную колыбельную, попросив ребёнка покачивать в это время колыбель с куклой. Необходимо также побеседовать с детьми о характере и содержании колыбельной песни. На следующем занятии можно приступать к разучиванию. Для усвоения спокойного, размеренного ритма песни можно также использовать музыкальный инструмент – треугольник. В тихий час дети также могут послушать одну-две колыбельные песни, которые хорошо воспринимаются и запоминаются. На этом этапе можно разучить несколько колыбельных и хороводных песен, используя характерные для этих произведений жесты, народные танцевальные движения. Если необходимо сделать их более выразительными, можно подыграть мелодию на знакомых народных инструментах, подбирая соответствующие характеру произведения тембры звучания.
2 этап - ознавательно-деятельностный.
На этом этапе продолжаем знакомить детей с народными праздниками, обычаями, обрядами. С этой целью можно провести тематические занятия или развлечения : «Как пришла коляда – отворяй ворота», «Масленица», «Сороки». Дети знакомятся с колядками, плясовыми и игровыми песнями. Особо можно отметить игровые песни с действующими лицами, характерными образами, выразить которые можно через голосовую интонацию, жесты, танцевальные движения. Мелодия песен должна характеризоваться простейшим ритмом, небольшим диапазоном и узко-объёмной ладовой структурой. Всё это позволяет детям быстро усвоить песни и сосредоточить внимание на интонационно-выразительном произнесении текста. Здесь важно найти главные, несущие смысл слова и моменты усиления звучания голоса и изменения его тембра. В зависимости от того, какой смысл следует передать, будет осуществляться интонирование. Чтобы дети увереннее и быстрее осваивали навык пения без сопровождения, необходимо на начальном этапе обучения своим голосом начинать песню и в трудных местах петь её вместе с детьми.
3 этап - продуктивно-творческий.
На данном этапе продолжаем знакомить детей с народными праздниками, расширяем их представления о видах народных песен: лирических, трудовых, исторических, свадебных (слушаем их).Также продолжаем осваивать хороводные игры с напевами как более сложные для восприятия и исполнения. В них поэтико-музыкальное искусство тесно связано с элементами театрального действия и хореографии. В таких играх от детей требуется не только выразительно двигаться, взаимодействовать друг с другом, но и голосом, мимикой передавать характер своего героя, менять интонацию в зависимости от игрового сюжета, а при необходимости использовать и плясовые движения. Все эти требования успешно реализуются при комплексном применении вышеуказанных методов на всех этапах.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что влияние музыкального и устного народного творчества на речевое развитие детей неоспоримо. С помощью народных песен и игр, хороводов и малых форм фольклора можно решить практически все задачи по развитию речи детей, а также восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности и приобщить детей к истокам родной культуры.