Приложение МААМ

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей посредством ознакомления с русским фольклором»

Елена Ивановна Гуцул
Консультация для воспитателей «Развитие речи детей посредством ознакомления с русским фольклором»
▼ Скачать + Заказать документы

Ранняя коррекция недостатков развития ребенка становится все более актуальной проблемой специальной психологии и педагогики. В настоящее время наиболее распространенными являются речевые нарушения.

Дети осваивают родной язык, подражая разговорной речи взрослых. К сожалению, в наше время родители часто забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотёк. К. Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. В наши дни это становится ещё актуальнее. Современный ребёнок мало времени проводит в обществе взрослых, всё больше за компьютером или у телевизора, редко слышит сказки и рассказы из уст родителей. Поэтому появляются следующие проблемы:

Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие речи детей посредством ознакомления с русским фольклором“» размещена в разделах

1. Речь ребёнка состоит из простых предложений. Он не умеет грамотно их строить. На вопросы отвечает односложно (да, нет, хорошо, плохо).

2. Недостаточный словарный запас.

3. Ребёнок использует в своей речи сленговые слова, рекламные клише (результат просмотров телевизионных передач, рекламных роликов, нелитературные слова и выражения.

4. Не может правильно, грамотно сформулировать свой вопрос.

5. Неспособен построить монолог, не может пересказать короткий текст своими словами.

6. Не желает и не может объяснить свою точку зрения, обосновать просьбу, выразить протест.

7. У ребёнка отсутствует культура речи : не умеет использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

8. Плохая дикция.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться в дальнейшем.

Развитие речи в дошкольном возрасте оказывает многообразное воздействие на детей. Прежде всего, оно играет большую роль в их умственном развитии.

Основная цель работы по развитию речи в дошкольных учреждениях — формирование устной речи и культуры речевого общения с окружающими. Она включает в себя ряд конкретных частных задач, среди которых: воспитание звуковой культуры речи, развитие словаря, совершенствование грамматической правильности речи, развитие связной речи (диалогической и монологической).

Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. В младшем дошкольном возрасте происходит удивительный по своему значению для развития ребёнка процесс приобщения и овладения языком своего народа.

Наиболее благоприятным периодом для развития речи ребенка является третий год жизни. Именно этот возраст характеризуется качественным скачком в освоении языка и это надо учитывать при постановке речевых задач, решаемых воспитателем. Поэтому в раннем возрасте ведущей задачей является развитие разговорной речи детей. Речь начинает играть важную роль в общем психологическом развитии ребенка. Она становится не только средством общения со взрослыми, но и средством общения детей друг с другом. Ребенок слушает и понимает литературные произведения, рассказы взрослого, сказки.

Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста - задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения, художественные произведения и т. д.). Малые фольклорные жанры одни из них. Вот тут- то к нам на помощь и приходит детский фольклор.

Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость.

Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой.

Народные песенки, частушки, потешки, прибаутки представляют собой ценный материал для воспитания детей раннего возраста : формируется восприимчивость к звучащей ритмической, музыкальной речи, помогают им учиться говорить, побуждая к подражанию звукам и словам. О. С. Ушакова считает, что потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи. Дети принимают их живо, кроме того, создают предпосылки для воспитания интереса к явлениям жизни, доступные их пониманию. Фольклор вызывает положительные эмоции у детей, формируется внутренняя готовность к восприятию русской народной культуры. Назначение детского фольклора в том, чтобы воспитать ребёнка, помочь ему в социализации, он включается в детскую игру, уча и развлекая одновременно.

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребёнка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него своё воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства - речевые, смысловые, звуковые.

В работе с детьми раннего возраста используются следующие малые фольклорные формы : колыбельные песенки, пестушки, прибаутки, скороговорки, пословицы, поговорки, потешки, загадки, сказки, считалки, заклички.

Первое знакомство ребёнка с фольклорными произведениями, как правило, происходит в начале жизни. Это колыбельные песни, успокаивающие ребёнка, усыпляющие его, поэзия пестования, уход за ребенком, ласковых прикосновений к нему.

Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребёнком и развивается микромоторика (пальчиковая игра).

— Ладушки, ладушки!

Где были?

— У бабушки!

— Что ели?

— Кашку!

— Что пили?

— Бражку!

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька.

Попили, поели,

Домой полетели,

На головку сели,

Ладушки запели!

Ладушки, ладушки.

Мы пекли оладушки.

Получилось ровно пять:

Один Жучке надо дать,

Два — коту с усами,

Два съедим мы сами.

( Игра с пальчиками: сначала кулачок сжат. Потом пальчики по одному разжимаются, а в конце снова по одному прячутся в кулак).

В повседневной жизни общение с ребёнком часто сопровождается прибаутками. Это небольшие весёлые произведения или высказывания, нередко в стихотворной форме. Так же, как многие другие малые фольклорные жанры прибаутки сопутствуют играм. Часто прибаутки имеют диалогическую форму, что так же подчёркивает их близость к живой разговорной речи. Как правило, они описывают короткую забавную ситуацию, насыщенную действиями. В целом прибаутки развивают у ребёнка творческое воображение и, вовлекая его в словесную игру с быстрой сменой событий, учат его мыслить быстро и образно.

Совушка-сова –

Большая голова

На пеньке сидит,

Головой вертит.

Во все стороны глядит,

Да ка-а-к полетит!

Задолго до открытия учёными взаимосвязи пальцев руки и речи, наши предки придумали и передавали из поколения в поколение народные потешки: «Сорока-белобока», «Мальчик-пальчик», «Ладушки-ладушки». Потешки для развития речи ребёнка очень важны, но их значение только этим не ограничивается. Они положительно действуют на интеллект, эмоции, на физическое и психическое развитие ребенка. Формирование высших психических процессов (память, внимание, мышление) происходит гармонично, и как бы играючи. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи. Играя, забавляя, потешки учат детей понимать родную речь, различать порой трудные для восприятия сочетания согласных звуков (жки, шки, чки, осваивать грамматический строй языка ( однокоренные слова: котя, котенька, коток; Таня, Танечка, Танюша).

Котя, котенька-коток,

Котя — серенький лобок!

Приди, котик, ночевать,

Мою детоньку качать, прибаюкивать.

Уж, как я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кусок пирога

Да кувшин молока.

Нередко в потешках слова используются в уменьшительно-ласкательном варианте (головушка, бородушка, петушок).

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Деткам спать не даешь?

Потешки помогают формировать словарь ребёнка за счёт того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире. В потешках, в которых имеется звукоподражание голосам животных и конкретно описываются их повадки, малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому.

Наши уточки с утра

– Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда

– Га-га-га! Га-га-га!

Наши курочки в окно

– Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

А наш петя-петушок

Раным-рано поутру нам споет ку-ка-ре-ку!

Поскольку речь и мелкая моторика тесно связаны, такие потешки, как «Сорока-белобока», «Мальчик-пальчик», «Ладушки-ладушки», с раннего возраста готовят почву для стимуляции речевых навыков.

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил

С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел. (Большой пальчик поочередно встречается с пальцами).

Потешки с повторяющимися движениями помогут закрепить движения для развития мелкой и крупной моторики. Сочетание стихов с движениями закрепляет полученные умения.

Мы ногами топ-топ-топ (топаем,

А в ладошки хлоп-хлоп-хлоп (хлопаем,

По дорожке мы шагаем (топаем,

И в ладошки ударяем (хлопаем,

Топ, топ, ножки топ!

Хлоп, хлоп, ручки хлоп!

Ай, да малыши!

Ай, да крепыши! (кружимся, руки на поясе).

Застучали ножки по ровненькой дорожке (топаем,

Застучали много раз, будет весело у нас (хлопаем,

Кулачком сильнее бей (кулачком по ладошке,

Только ручек не жалей,

Постучим мы кулачком и покружимся волчком! (кружимся).

Потешки-диалоги развивают внимание, память, учат выразительности, помогают освоить богатство интонаций. Забавные диалоги – это своеобразные мини-спектакли, которые можно разыграть и дома, и на прогулке.

— Кисонька-мурысенька!

Ты где была?

— На мельнице.

— Кисонька-мурысенька!

Что ты там делала?

— Муку молола!

— Кисонька – мурысенька, что из муки пекла?

— Прянички!

— Кисенька – мурысенька, с кем прянички ела?

— Одна! (грозим пальцем)

— Не ешь одна, не ешь одна!

Очень нравятся малышам потешки-песни с движениями. Они разыгрывают целые инсценировки, сопровождаемые пением и движениями:

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили,

Вот так, вот так, головой своей крутили (поворачиваем голову).

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали.

Вот так, вот так

– Дружно дерево качали (наклоняемся влево-вправо).

И вразвалочку ходили,

И из речки воду пили.

Вот так, вот так

– И из речки воду пили (наклоняемся вперед).

А еще они плясали,

Дружно лапы поднимали!

Вот так, вот так

– Кверху лапы поднимали! (поднимаем ручки).

Развитие речи ребёнка плавно стимулируют потешки-игры. Подражая движениям взрослого, малыш в игровой форме освоит точные движения рук, ног, языка, губ, выучит названия частей тела.

У меня пропали ручки (спрятать их,

Где вы, рученьки мои?

Раз, два, три, четыре, пять,

Покажитесь мне опять! (аналогичные действия с ушками, глазками, носиком).

Заклички - это небольшие песенки, предназначенные для распевания группой

детей. В закличке не просто обращение к природным стихиям, но и выраженная

в слове, ритме, интонации гамма чувств, переживаний. Повторные сочетания

действий ребенка со словами заклички приучают его вслушиваться в звуки речи,

улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания.

Дождик, лей, лей, лей! (хлопают в ладоши).

На меня, (показывают на себя).

И на людей! (показывают вокруг себя).

На меня по крошечке, (сближают указательный и большой палец).

На людей по ложечке. (округляют ладони, изображая «ложечку»).

А на Бабу Ягу - (поднимают руки вверх).

Лей по целому ведру. (свободно опускают руки).

Чистоговорка – слагается для упражнения в скором и чистом произношении, поэтому в ней сталкиваются звуки, затрудняющие быстрый говор. Детям младшего и среднего возраста предлагаются чистоговорки небольшие по объёму, простые по содержанию. Их смысл должен быть понятен детям, близок их жизненому опыту. Переходить к быстрому произнесению чистоговорок следует лишь после того как дети научатся чётко и ясно произносить их в медленном и умеренном темпе. В младшем и среднем дошкольном возрасте шутки – чистоговорки даются в игровой форме с применением наглядного материала, используются инсценировки. Шутки чистоговорки можно применять не только в качестве речевого материала для формирования правильного звукопроизношения, но и для развития и совершенствования речевого слуха. Чистоговорки в качестве речевого материала можно использовать и в работе над речевым дыханием с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Таким образом чистоговорки развивают и совершенствуют речевой и фонематический слух, формируют правильное звукопроизношение.

Та-та-та, та-та-та- хвост пушистый у кота.

Ду-ду-ду, ду-ду-ду — дети бегают в саду.

Но-но-но, но-но-но- в нашей комнате темно.

К народному творчеству также относятся и скороговорки, но они в основном были и остаются излюбленной игрой старшего дошкольного возраста.

Скороговорки – это быстрое повторение труднопроизносимых слов. Ошибки в произношении вызывают у детей смех. Играя, дети одновременно развивают органы артикуляции. Особой популярностью пользуются скороговорки со сложным и богатым звуковым оформлением. Скороговорки, или чистоговорки, учат произносить звуки, развивают органы речи, память.

У четырёх черепашек по четыре черепашонка.

На дворе трава, на траве дрова

Не руби дрова на траве двора.

Ехал Грека через реку,

Видит Грека - в реке рак.

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Грека - цап!

Для речевого развития детей используются поговорки и пословицы. Слушая и обсуждая их содержание совершенствуется активная речь детей, развивается мышление. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Друзья познаются в беде.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты.

С кем поведешься, от того и наберешься.

Подрастающий ребёнок становится не только объектом всевозможных игр, но и их активным участником. В это время он знакомится с ещё одним фольклорным жанром – считалками. Открывая игру и раздавая всем её участникам определённые роли, считалка организует сам процесс игры и учит детей общаться друг с другом в заданной ситуации, подчиняться установленным правилам. Кроме того, считалки развивают чувство ритма.

Плыл по морю

Чемодан,

В чемодане

Был диван,

На диване

Ехал слон.

Кто не верит —

Выйди вон!

Новым способом освоения мира становятся загадки – краткие иносказательные описания предметов или явлений. Загадки обогащают словарь детей за счёт многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Загадка представляет собой вопрос, на который ребёнку предстоит ответить, и вряд ли что-то так стимулирует мыслительную активность маленького человека, как это небольшое произведение словесного искусства. В основе загадки лежит один из самых выразительных художественных приёмов – метафора.

Мама-утка у него,

Плавает, кричит:

Кря-кря, кря-кря,

Где малыш у меня?

(Утёнок)

Эти чудо – кирпичи

Я в подарок получил.

Что сложу из них – сломаю

Всё сначала начинаю.

(Кубики)

Разгадывая загадку, ребёнок открывает для себя новые свойства знакомых предметов, учится сопоставлять предметы и явления между собой, находить сходства и различия между ними. Таким образом, он упорядочивает свои знания о мире.

Сказки - являют особую фольклорную форму, основанную на реальности и фантастики. Язык народных сказок не сложен, выразителен, понятен и доступен детям, богат необходимыми образными выражениями. Сказка как жанр фольклора имеет свои особенности: сказочные зачины- «В некотором царстве, в некотором государстве…»; описание портрета- «Баба Яга, костяная нога»; повторы- «Куда путь- дорогу держишь».

Русская народная сказка не только оказывает влияние на развитие речи, но и способствует нравственному воспитанию ребёнка, становлению социальных и коммуникативных навыков, формированию эмоциональной сферы и эстетичекого восприятия, развитию логического и образного мышления, познанию окружающего мира.

После рассказывания сказки необходимо проводить её анализ, чтобы дети смогли понять и почувствовать её идейное содержание, и художественные достоинства, и особенности сказочного жанра, чтобы поэтические образы сказки надолго запомнились и полюбились детям.

Таким образом, использование в работе с детьми детского фольклора создаёт уникальные условия для развития речи, расширяет словарный запас детей, развивает звукопроизношение, активизирует их познавательное и умственное развитие. Благодаря народному творчеству ребёнок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями и обрядами своего народа. Применение в детском саду малого фольклора позволяет детям приобретать необходимые умения и навыки для использования их в речевом общении, театрализованных, сюжетных играх. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Публикации по теме:

Развитие художественного творчества старших дошкольников посредством ознакомления с кубанской кованью. НОД «Ажурная улица» Пояснительная запискаДошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы.

Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой»Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой» Традиционно литература используется в целях развития умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Знакомство детей.

Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи»Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи» 1. слайд: Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных.

Консультация для воспитателей «Развитие речи дошкольников с учетом регионального компонента» Сегодня, одной из актуальных проблем в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста является то, что многие воспитанники испытывают.

Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой»Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой» Развитие связной речи является одной из основополагающих задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Именно в связной речи реализуется.

Консультация для воспитателей «Развитие связной речи детей при ознакомлении с сезонными явлениями в природе» Природа окружает ребенка с ранних лет. Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он.

Консультация для воспитателей «Создание развивающей среды для ознакомления детей с национальным орнаментом»Консультация для воспитателей «Создание развивающей среды для ознакомления детей с национальным орнаментом» Консультация для воспитателей «Создание развивающей среды для ознакомления детей среднего дошкольного возраста с национальным орнаментом».

Консультация для воспитателей «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего возраста» На мой взгляд, тема развития речи является весьма актуальной, так как в последнее время в детский сад приходят дети, у которых речь неактивна.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр: Бизиборд "Дом", "Если мамы нет дома", "Времена года",.

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклораРазвитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклора Актуальность Один из принципов дошкольного образования гласит: - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Развитие речи детей посредством ознакомления с русским фольклором»
Опубликовано: 18 декабря 2022 в 12:46
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Развитие речи детей посредством ознакомления с русским фольклором»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Ивановна Гуцул (УИ 989489) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД