Людмила Моисеева
Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи»
▼ Скачать + Заказать документы
1. слайд: Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных указаний педагогов, умение ответить на его вопросы и сформировать собственные вопросы к нему – первое, что потребуется от ребенка в учебном процессе.
2 слайд: Всю свою жизнь человек совершенствует речь, овладевает многообразием языковых средств:
- Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка.
- Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли.
Публикация «Консультация для педагогов „Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр, Игры по развитию речи“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Словесные игры
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2021
- Но речь ребёнка не является врождённой функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием.
- Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка.
3 слайд: Речевое развитие должно проводиться с учетом ведущей деятельности:
Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Речевое общение в процессе игры выполняет огромную роль. Речь объединяет детей в их деятельности, помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения. Во время проведения игр решаются важные задачи:
- воспитание звуковой культуры речи;
- формирование грамматического строя речи;
- обогащение словарного запаса;
- развитие связной речи.
В ДОУ одним из приоритетных направлений является развитие речи, поэтому темой моего самообразования стала тема «Развитие речи у детей дошкольного возраста с ЗПР посредством словесных игр». Так как считаю, что словесный сговор в игре выполняет организующую функцию, содействует возникновению и укреплению взаимопонимания и дружбы между детьми. Взаимосвязь образа игрового действия и слова составляет стержень игровой деятельности.
Словесные игры наиболее сложны тем, что они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них они учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других замечать логические ошибки. При проведении таких игр у детей развивается речь.
Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.
4 слайд: Особенности проведения словесных игр (младшая группа)
- Для младших групп важен непосредственный контакт воспитателя и детей, а также опора на зрительные изображения. Воспитатель является руководителем игры. Основные игры для этого возраста – это рифмованные потешки. Например: «Ладушки», «Коза рогатая», «Гуси».
- Учим детей слушать, повторять, участвовать в совместной деятельности.
В младшем дошкольном возрасте перед началом игры воспитатель должен познакомить детей с наглядным изображением героев игры. Например, если это «Коза рогатая», то сначала знакомим детей с изображением козы. В ходе проведения игры желательно, чтобы воспитатель находился на одном уровне с детьми, так называемый эффект «Глаза в глаза». Текст воспитатель должен произносить наизусть. Воспитателю нужно активно использовать мимику, жесты, но только не стоит пугать детей, изображая волка или медведя. Всё должно быть хорошо продумано. Так же в младшем дошкольном возрасте можно использовать такие игры как : «Про кого я говорю?», «Назови части целого», «Угадай игрушку», «Играем в прятки с мишкой», «Угадай, кто позвал»
5 слайд: Особенности проведения словесных игр (средняя группа)
- Учим детей сравнивать предметы, описывать их опираясь на накопленный личный опыт, расширяем активный словарь, развиваем лидерские качества, ответственность.
Средний дошкольный возраст - добавляются словесные игры, в которых используются сравнения предметов («Что бывает широкое, высокое, низкое», «Назови лишнее слово», описательные признаки («Что подарили Наташе», «Чудесный мешочек», формирование элементарных обобщений («Что сажают в огороде», так же можно использовать договаривание детьми слов, недосказанных воспитателем) и др.
В средней группе воспитатель ещё руководит ходом игры, но уже возможно вовлечение на роль ведущих в известных играх и самих детей.
6 слайд: Особенности проведения словесных игр (старшая группа)
- Учим детей правильно использовать словесные конструкции, пользоваться накопленным опытом. Обогащаем активный словарь. Развиваем связную речь. Учим взаимодействовать внутри коллектива, правильно распределять роли в ходе игры.
У детей старшего дошкольного возраста активно развивается логическое мышление. Детям присуща любознательность, пытливость, наблюдательность, возрастает интерес к познанию нового, интересного. Дошкольникам уже доступны более сложные речевые задачи – самому отгадать загадку, обобщить группы предметов, возможность самостоятельно придумать рассказ или его часть и пр.
В данном возрасте меняется и роль воспитателя. При проведении словесных игр он отходит от роли руководителя, оставляя детям возможность самостоятельно участвовать в проведении игры. Чаще наблюдает, направляет, большее внимание уделяет индивидуальной работе с детьми более замкнутыми, стеснительными.
7 слайд: в своей работе использую дидактические игры, настольно-печатные, игры с предметами, хороводные и др.
Что развивают игры?
В процессе дидактической игры у ребенка активно происходит психическое развитие : развивается воля, внимание, мышление, речь.
Хороводные игры способствуют развитию связной, диалогической речи, учат детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами : «Шире круг», «Каравай», «Мышеловка», «Здравствуй, осень», «По малину в сад пойдем», «Затейники», «Карусель» и т. д.
Большое внимание уделяю подвижным играм со словами. Так, как подвижные игры развивают речевую и двигательную активность, вырабатывают реакцию на словесный сигнал. Мы играем в такие игры, как: «Гори, гори ясно», «Курочка и цыплята», «Кот и мыши», «У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Мы веселые ребята», «Мороз Красный нос».
Игры с предметами способствуют повышению речевой активности детей, например, с мячом «Съедобное – не съедобное», «Летает – не летает». Эффективно использую также пальчиковые игры-упражнения на развитие мелкой моторики рук и пальцев ребенка.
Сюжетно-ролевые игры одни из самых любимых у детей дошкольного возраста, и это очень важно, ведь через игру ребенок познает окружающий мир, в игровой деятельности совершенствуется речевое общение, активизируется словарный запас слов.
8 слайд: «Словесные игры»
Хочу познакомить вас с некоторыми словесными играми :
Словесная игра «Полслова за вами»
Участники игры становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину какого-нибудь слова, тот, кто ловит, должен назвать его вторую половину. (само-, везде-, теле-, верто-)
Словесная игра «Дополни предложение»
Содержание игры состоит в следующем : водящий называет любое слово, а каждый из участников по очереди добавляет к нему свое слово, повторяя целиком предыдущее. При распространении предложения слова могут быть размещены в различных его местах (в начале, конце, середине, но добавлять их необходимо с учетом смыслового содержания. Например, исходное слово «снег» :
Выпал снег,
Сегодня выпал снег,
Сегодня утром выпал снег,
Сегодня рано утром выпал снег,
Сегодня рано утром выпал белый снег,
Сегодня рано утром выпал белый, пушистый снег,
Сегодня рано утром выпал первый, белый, пушистый снег,
Сегодня рано утром выпал первый, белый, пушистый снег на улицу,
Сегодня рано утром выпал первый, белый, пушистый снег на улицу и дома
Словесная игра «Слово наоборот»
Ведущий называет быстро слова. Дети должны назвать противоположное по значению слово (веселый – грустный, быстрый – медленный, красивый – страшный, пустой, тяжелый, злой, нежный, хороший и т. д.)
Словесная игра «Отгадай словечко»
Играющим необходимо отгадать последнее слово, причем в рифму.
Едет он на двух колесах, не буксует на откосах. И бензина в баке нет. Это мой. (велосипед)
Когда порою одиноко, вдруг в тишину ворвётся звон, и голос друга издалека тебе подарит. (телефон)
На одной ноге кружится, беззаботна, весела, в пестрой юбке танцовщица, музыкальная. (юла)
Словесная игра «Сочиним сказку»
Ведущий предлагает наполнить основу сказки персонажами и предметами.
На лесной опушке жил зверёк, в названии которого был звук «а». Отгадайте, кто это мог быть? (Заяц) У него был огород, в котором он выращивал овощи, в названии которых был звук «а». Как вы думаете, что это за овощи? (Капуста, репка, картофель, кабачки). Осенью он собрал урожай и позвал на обед своих соседей. Каждый принес зайцу игрушку для его детей-зайчат, в названии которых был звук «а». Как вы думаете, что это были за игрушки? (Машина, кукла, пирамидка и т. д.) Зайчата были рады! Вам понравилась сказка?
9 слайд: Также для сочинения сказок можно использовать песочный стол, вовремя сочинения сказки, ребенок может воспроизводить ее на песке.
10 слайд: Давайте мы вернёмся в наше с вами детство. Вспомните во что вы верили в детстве?
Мы, взрослые, знаем, что волшебниками не рождаются, а волшебниками становятся. А для этого у ребенка есть все: он уже умеет видеть то, что не видно взрослым. Слышать волшебные звуки, понятные только ему. Но все же он нуждается в помощи. А помочь ему может только тот взрослый, - который не потерял в себе волшебника! Играйте с детьми, развивайте их речь!
Как сказал великий испанский философ Бальтасар Грасиан. - «Вся наша жизнь - игра»