Никитина Анна Ивановна
Опыт работы «Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников». И начать я бы хотела с цитаты известного педагога.
«Красота родного края, открывающаяся благодаря
сказке, фантазии, творчеству- это источник любви
к Родине. Понимание и чувство величия, могущества
Родины приходит к человеку постепенно и имеет
своими истоками красоту».
В. А. Сухомлинский
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.
Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Одной из важнейших образовательных областей художественно-эстетического развития, воспитывающей духовно-нравственное, патриотическое начало является музыка, так как она способна воздействовать на чувства и настроение ребенка, преобразовывать его мировоззрение и отношение к окружающему миру и воспитывать нравственность и душевное благородство. Занимаясь музыкальной образовательной деятельностью, мною ставятся следующие задачи:
-всестороннее развитие личности, творческого потенциала, духовно-нравственное воспитание музыкой;
-активизация познавательной деятельности детей;
-воспитание силой музыки внутреннего мира ребенка, отношения к окружающей действительности, формирование жизненной позиции;
-овладение языком музыкального искусства на основе полученных знаний и навыков.
Для реализации этих задач необходимо использовать такие виды и формы организации музыкальной деятельности как: музыкальные занятия комплексные и тематические, беседы-концерты, праздники и развлечения с родителями, спортивно-музыкальные, игровые досуги, литературно-музыкальные гостиные, викторины.
Музыкальный репертуар несет большое воспитательное воздействие на душу ребенка. В него входит большое количество музыки для слушания: классической, народной и современной. Старшие дошкольники слушают выдающихся русских композиторов: М. И. Глинка, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков. Эти композиторы использовали народные мелодии в своем творчестве. Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т. п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и развлечениям.
Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке и фольклоре. При знакомстве на занятиях, досугах и народных праздниках с прибаутками, календарным, игровым, потешным фольклором, народными музыкальными инструментами обогащается внутренний мир ребёнка, дети осваивают бесценный культурный опыт поколений, осознают и усваивают народные мелодии, переживания простого русского народа, воспевание красоты родной природы. По данному направлению проводятся различные фольклорные развлечения и народные праздники: зимние и осенние посиделки, рождественские калядки, масленица, жаворонки, берёзки и пр.
Целью таких мероприятий является создание эмоционально-благополучной атмосферы, содействующей приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию родного края средствами музыкального искусства. Дети с удовольствием слушают народную музыку, исполняют народные песни, инсценируют их: «Где был, Иванушка?», «Широкая Масленица», «Веснянка», «Как на тоненький ледок», «Во кузнице», играют на музыкальных инструментах: «Светит месяц», «Ах вы сени», водят хороводы «Красный сарафан», «Во поле береза», играют в р. н. игры «Плетень», «Гори ясно», «Золотые ворота», «Жаворонок», исполняют народные танцы: «Русский перепляс», «Калинка». Приобщая детей к народной культуре, важно содействовать эмоциональной отзывчивости, воспитывая доброжелательное отношение друг к другу, развивая музыкальные способности и творческий потенциал каждого ребенка на основе социокультурных ценностей.
Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема защитников Отечества. Эта тема очень любима детьми. Песни этой тематики легко запоминаются детьми, содержание созвучно с желаниями быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины. Они слушают и с большой гордостью исполняют «Гимн РФ» муз. А. Александрова, сл. С. Михалкова, особенно популярны у детей песни “Бравые солдаты”, муз. А. Филиппенко и “Будем в армии служить”, муз. Ю. Чичкова. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины.
Тема Дня Победы в сознании каждого ребенка находит особый отклик. В процессе ознакомления с музыкой и песнями тех времен и о тех временах, в ней раскрывается величие подвига, героизма советского солдата, воспитывается уважение к ветеранам войны. Музыкальный материал, разучиваемый по этой теме, дети любят и еще долго вспоминают в свободной деятельности. Военные песни являются патриотическими, так как они имеют такое воздействие на человека, что хочется радоваться победе, гордиться, любить и защищать её. Дети слушают: «Нам нужна одна Победа» муз. и сл. Б. Окуджавы, «Священная война» муз. А. Александрова. С особым удовольствием исполняются песни военных лет самостоятельно и с воспитателями, такие как: "Вечный огонь" - сл. Д. Чибисова (перевод К. Лидиной, муз. А. Филиппенко, «День победы» А. Ильиной, «День Победы» муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова, «Великий день» А. Белоусова, «Огонек» муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского, «Катюша» муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского и т. д. Важное значение имеет приобщение детей к таким общенациональным культурным явлениям как шествие бессмертного полка, которое реализуется на празднике – дети выполняют перестроения с портретами прадедушек-ветеранов. Дошкольники также разучивают тематические стихи, танцы. Большое воздействие на эмоционально-образное восприятие ребенка оказывает театрализованная деятельность по тематике 9 мая. Дошкольникам нравится участвовать в инсценировках, они лучше проникаются военными темами.
Одним из этапов нравственно-патриотического воспитания является использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Для дошкольника Родина – это мама, семья, окружающие, детский сад, друзья. От того, что видит и слышит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Именно поэтому нравственное воспитание ребенка-дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Все дети любят своих мам. По данной тематике проводятся следующие праздники и развлечения: «День матери», «8 марта», «Посиделки с мамами» и др. Воспитательные задачи данных мероприятий направлены на то, чтобы способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей, содействовать умениям детей быть заботливыми, нежными, ласковыми по отношению к близким; способствовать формированию чувства любви, чувства уважения к своей матери и гордость за неё; создать условия для формирования взаимопомощи, взаимовыручки, взаимопонимания между матерью и ребёнком. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар: «Пирожок» муз. Е. Тиличеевой, сл. Е. Шмаковой,«Маме в день 8 Марта» муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Ивенсен, «Песенка о маме» А. Филиппенко», «Мама» А. Бельского, «Золотая мама» муз. и сл. Т. А. Соколовой, «Мамино сердечко» муз. и сл. Н. Б. Караваевой и др.
Воспитание патриотизма невозможно представить без знакомства детей со столицей нашей Родины, с символикой и гимном России, родного города Семёнов. Дети с интересом узнают о том месте, где они родились и живут, знакомятся с музыкальной культурой родного края, песнями о родном городе, национальностями, населяющими его, их традициях, обычаях, музыкальной культуре, принимают активное участие в торжествах, посвящённых дню родного города и Дню России. Например, в нашем детском саду уже много лет проводится народный праздник «С днём рождения, город любимый», цель которого - воспитывать любовь к родному краю, городу. Дети исполняют песни и читают стихи о родном городе, играют в народные игры, показывают сценки, исполняют пляски с элементами народного танца. Такие мероприятия воспитывают уважение к авторам стихов и песен о городе Семёнов, вызывают чувство гордости, уважение к народным мастерам, создающим предприятия декоративного искусства.
Серьёзную роль в воспитании патриотизма играет такой сравнительно молодой общенародный праздник как День народного единства, который имеет корни, уходящие достаточно далеко в историческое прошлое нашего государства. Содержание праздника направлено на формирование у старших дошкольников понимания принадлежности к русскому народу и России как единой Родине всех проживающих на её территории людей. В воспитательные задачи мероприятия входит вызывать интерес к историческому прошлому и культурному наследию нашей страны, воспитывать уважительное отношения к флагу, гербу и гимну Российской Федерации. Дети с большим энтузиазмом знакомятся с символикой праздника, поют песни «У моей России» Г. Струве, «Русская сторонка» С. Кожуховской. Особый интерес детей представляет знакомство с историей родной страны с помощью сказочных персонажей – Василиса Премудрая, Русские богатыри, Сказочница и др. Для дошкольников важно в доступной форме донести тему братских отношений между всеми людьми, населяющими нашу страну – с помощью темы дружбы и взаимопомощи. Дети учат песни о дружбе «Мир похож на цветной луг», «Улыбка» В. Шаинского, играют в музыкальные игры для сплочения детского коллектива «Смени пару», «В этом зале все друзья» и др.
Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, воспитывается такое же отношение и к образам реальной природы.
Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы. Помимо этого в разделе слушания музыки программой предлагается масса инструментальной музыки, характеризующая образы природы: П. Чайковский цикл “Времена года”, А. Вивальди цикл “Времена года”, Ж. К. Сен-Санс цикл “Карнавал животных”, С. Прокофьев цикл “Детская музыка”, С. Прокофьев симфоническая сказка “Петя и волк”, Э. Григ сюита “Пер Гюнт” и множество других пьес и музыкальных произведений для детей («Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой.)
Таким образом, накапливая педагогический опыт в музыкальной сфере нравственно-патриотического воспитания дошкольников, я отмечаю, что у воспитанников формируются и закрепляются в памяти яркие эмоциональные образы, связанные с чем-то родным: Родиной, родным городом и страной, родителями, друзьями, с детским садом, с русскими сказками, песнями и танцами. Направление нравственно-патриотического воспитания дошкольников очень тесно связано с выбором правильного репертуара - различных композиций и произведений. Сама по себе песня, хоть во время слушания, хоть во время исполнительской деятельности, вводит детей в духовную жизнь, придавая яркую, эмоциональную окраску их мыслям. Она учит доброте, дружбе, уважению старших, любви к маме, Родине, своему городу и детскому саду. Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить своё любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живёт, ребёнку помогает обстановка праздников и развлечений.
Своими основными задачами этой тематики на будущее я определяю следующие: продолжать знакомить дошкольников с эмоционально-выразительными народными образами и музыкальными средствами, с фольклором и народным искусством, развивать чувство ответственности и уважения к истории и культуре народной страны, края, города, воспитывать чувство гордости за своих предков, признательности за их подвиг, верность и преданность Родине.
Музыка легко и естественно соприкасается со всеми образовательными областями и моя задача как педагога, осуществляющего музыкальное воспитание детей, в тесном контакте с воспитателями, родителями и педагогами систематизировать и активизировать деятельность и способствовать рождению нравственного и духовного мира ребенка, его личного отношения к окружающему миру.