Получи документы

Консультация для воспитателей «Развитие речи дошкольников с учетом регионального компонента»

Татьяна Хомягина
Консультация для воспитателей «Развитие речи дошкольников с учетом регионального компонента»

Сегодня, одной из актуальных проблем в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста является то, что многие воспитанники испытывают затруднения при развёрнутых ответах, пересказах текстов, составлении рассказов. Это связано с недостаточным развитием связной речи у детей дошкольного возраста.

Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие речи дошкольников с учетом регионального компонента“» размещена в разделах

Главная цель в речевом развитии дошкольного возраста - научить ребёнка пользоваться родным языком до поступления в школу. Основные задачи, которые определены этой целью:

• формирование словаря,

• формирование грамматического строя речи,

воспитание звуковой культуры речи,

развитие связной речи,

• ознакомление детей с художественной литературой.

Осуществлять решение этих важных задач, в данной консультации, предлагаем через знакомство дошкольников с историей, культурой, географическими особенностями Республики Хакасия, с традициями и бытом Хакасов.

Хакасия в силу специфики своего исторического развития является уникальным регионом. Ведь судьба хакасов больше двух тысяч лет была связана с территорией Хакасии и Минусинского района, окружённой горами Саян, Кузнецкого Алатау и Алтая. Этот район, известный своим мягким климатом, с древних времён был заселён человеком.

По территории Хакасии протекает много рек, крупнейшая среди которых - Енисей с множеством притоков. Один из них - река Абакан. Много в нашем крае и озёр.

Известен наш край и богатством культуры различных племён, живших на этой земле. Об этом мы можем судить по каменным изваяниям, писаницам, а также по многочисленным легендам, поговоркам, сказам и рассказам.

Богатство духовного мира хакасов, представлено бесценными сокровищами памятников фольклора, дошедших до нас из глубины веков.

В устном народном творчестве нашего края ярко отражены быт, труд, обычаи наших земляков, народная мудрость и история Хакасии.

Неотъемлемой частью устно-поэтического творчества, являются пословицы, загадки, поговорки, потешки и чистоговорки. Заучивая с детьми этот устный фольклор, педагог способствует развитию и воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников. Кроме того параллельно ведётся работа над интонацией и дикцией речи детей.

При ознакомлении дошкольников с пословицами, сказками, загадками, песнями и играми Хакасов, педагог значительно обогащает и формирует словарь детей, с помощью новых и незнакомых для них слов. Эти слова называют предметы быта, орудия труда, их одежду.

Образ жизни древних хакасов, их уклад и занятия, их отношение к природе повлияли на формирование хакасского фольклора. Познавательная деятельность детей дошкольного возраста основана на интересе и любознательности, а сказка всегда представляет интерес для детей. Учитывая эту особенность, рекомендуем воспитателям использовать этот ценный вид устно-поэтического творчества в своей работе с детьми. Хакасские сказки раскрывают большие возможности для развития связной речи у детей. Одной из характерных особенностей хакасских сказок являются короткие сказки о животных - КИП – ЧОХИ. Есть и волшебные, сатирические, бытовые, исторические сказки, а есть большие богатырские сказания, в которых воспеваются подвиги могучих охотников в борьбе и битвах с враждебными ханами, при участии небесных сил и подземных чудовищ. Хакасы их называли АЛЫПТЫF - НЫМАХ, что означало "сказки с богатырями". Рассказывали их, складывая в рифмы, в сопровождении музыкального инструмента ЧАТХАНА или ХОМЫСА и журчащего, как ручей, горлового пения - ХАЯ. Поэтому, пересказывая хакасские народные сказки, дошкольники учатся грамотно и правильно строить предложения, а также связный текст. При обсуждении и анализе сказки у детей появляется возможность развивать свою связную диалогическую речь, учиться чётко, лаконично и грамотно выражать свои мысли.

Не сказочная проза, известная у хакасов под названием «кип-чоох», объединила в себе мифы, легенды и предания. Среди кип-чоохов выделяют легенды, объясняющие причину возникновения названий гор, рек и местностей Хакасии.

Игровому фольклору народов Хакасии свойственны ярко - выраженная трудовая направленность, в них показаны обычаи и традиции. Игры отличаются бытовым содержанием, юмором, находчивостью, добродушием и смекалкой.

Игра - это основной вид деятельности детей дошкольного возраста. В процессе игры ребёнок не только получает эмоциональное удовольствие, но и знакомится с историей своего народа, развивает свою речь, внимание, память, мышление, восприятие, а также в результате двигательной деятельности совершенствует физические качества: быстроту реакции, ловкость, меткость, скорость и координацию движений.

Осуществлять речевое развитие у детей дошкольного возраста, с учётом национально - регионального компонента, предлагаем через разработанную систему методов и приёмов, которая включает беседы с детьми на темы: «История возникновения Хакасии», «Традиции и быт хакасов», «Богатая природа нашего края», «Промышленность Хакасии». А так же использовать дидактические игры и упражнения, которые помогут детям самостоятельно делать умозаключения и развивать связную речь : «Что мы знаем о нашей малой Родине?», «Как называют наш край?», «Что означает символ?», «Что выращивают в нашей республике?», «Назови животных наших лесов».

Рекомендуем также, включить в работу рассматривание иллюстраций, слайдов с использованием ИКТ по темам: «Орудия труда народов Хакасии», «Символика Республики Хакасия», «Красивый город - Абакан», «Флора и фауна нашего края», «Сельскохозяйственный труд в родном крае». Читать дошкольникам литературу о Хакасии, о природе родного края. Заучивать с детьми стихотворения местных поэтов.

Публикации по теме:

Дидактическая игра с учетом регионального компонента часть первая старшая группаДидактическая игра с учетом регионального компонента часть первая старшая группа .

Дидактические игры с учетом регионального компонента часть вторая старшая группаДидактические игры с учетом регионального компонента часть вторая старшая группа Дидактическая игра «Найди и соедини пару» Цели: Совершенствовать знания о народных костюмах. Развивать у детей связную речь путем.

Карточки прогулок на сентябрь, с учетом регионального компонента для детей подготовительной к школе группы Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию картотеку прогулок с учетом регионального компонента на СЕНТЯБРЬ для детей подготовительной.

Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой»Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой» Развитие связной речи является одной из основополагающих задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Именно в связной речи реализуется.

Консультация для воспитателей «Развитие связной речи детей при ознакомлении с сезонными явлениями в природе» Природа окружает ребенка с ранних лет. Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он.

Консультация для воспитателей «Реализация регионального компонента в соответствии с ФГОС до» Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном образовании несомненна. Любовь к Родине начинается с родного края и играет.

Консультация «Влияние оригами на развитие речи дошкольников»Консультация «Влияние оригами на развитие речи дошкольников» Консультация "Влияние оригами на развитие речи дошкольников" Оригами для детей - отличный способ развить логическое и пространственное.

Отчет о выполнении плана по внедрению регионального компонента в образовательную деятельность с учетом ФГОС в младшей группе О выполнении плана по внедрению регионального компонента в образовательную деятельность с учетом ФГОС ДО в первой младшей группе. Идея воспитания.

Перспективное планирование по реализации регионального компонента в средней группеПерспективное планирование по реализации регионального компонента в средней группе Сентябрь 1 неделя Социально-коммуникативное Знакомство с народными игрушками 2 неделя Художественно-эстетическое Лепка мордовской народной.

План работы с родителями на летний период 2016 года с учетом регионального компонента ИюньКонсультации «Как одевать ребенка летом», «Профилактика пищевых отравлений кишечных заболеваний», «Безопасность детей летом», «Первая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Развитие речи дошкольников с учетом регионального компонента»
Опубликовано: 7 апреля 2020 в 08:24
+180Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 65.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД