Ирина Ковальчук
Консультация для воспитателей на тему «Гендерное воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей на тему : "Гендерное воспитание дошкольников"
1. Актуальность гендерного воспитания в современном обществе.
Публикация «Консультация для воспитателей на тему „Гендерное воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
В нынешнее время стираются границы между мужскими и женскими профессиями, многие женщины стали занимать лидирующие позиции среди мужчин. В браке происходит то же самое: мужчины из разряда "добытчиков" перекочевали в класс "потребителей", а вся деятельность по воспитанию детей ложится на женские плечи.
2. Проблемы современных детей.
Из-за этих изменений претерпевают свои изменения и психологические позиции у детей. Получается, что девочки становятся более агрессивными, а мальчики прибретают женские черты поведения. Наблюдения за девочками старших - подготовительных групп показывают, что они не имеют должного уровня скромности, терпения, нежности и оказываются не в состоянии мирно решать конфликты. А с мальчиками ситуация выглядит так: они не в сосоянии постоять за себя, лишены эмоциональной устойчивости,физически слабо развиты, не всегда владеют культурой поведения в отношении девочек.
3. Что можно порекомендовать педагогам?
В обучении девочек следует учитывать, что они более нуждаются в стимулах, которые основаны на слуховом восприятии. А для мальчиков характернее использовать методы, которые основаны на зрительном восприятии. На занятиях по изобразительному искусству важно дать шанс девочкам и мальчикам выражаться, говорить о том, что для них интересно и эмоционально значимо.
Следует также помнить, что кисть мальчика отстает на полтора года в развитии. Девочки очень чутко реагируют на форму оценки, на интонацию, с которой она была поставлена, а также на то,сколько других людей слышали эту оценку. Для них крайне важно, чтобы ими восхищались в присутстви родителей или других детей. Мальчики чутко реагируют на результат своей деятелности. Им важно добиться успеха в чем-то конкретном: научиться собирать конструктор, уметь завязывать шнурки, знать марки автомобилей. С каждым подобным приобретенным навыком мальчик испытывает все больше чувства гордости, стремится к новым успехам.
Никогда не стоит противопоставять детей. Например, "плохие мальчики" и "хорошие девочки" - этого делать нельзя.
Гендерное развитие детей в детском саду должно быть направлено на то, чтобы гендерная идентичность формировалась у ребенка вовремя и не было подобных несоответствий:
• Ребенок не должен все время предпочитать игрушки и игровые роли противоположного пола.
• Активность в выраженном желании изменить пол и имя должна насторожить взрослых.
• Ребенок в своих снах также в норме видит себя идентичным своему полу.
• Стремление одеваться и вести себя по типу противоположного пола тоже может свидетельствовать о проблемах с гендерной идентичностью.
Процесс гендерного самопознния начинается ближе к 4 годам. Начиная с 3,5 и до 5 лет атрибуты, относящиеся к полу ребенка играют очень большое значение. Читая, слушая сказку, дети начинают отождествлять себя с персонажами своего пола. Если сказка без подходящего полу персонажа, то ребенок 3,5 лет и до 5 лет откажется ее слушать или быстро потеряет к ней интерес.
4. Практические рекомендации.
1. Беседы, проблемные ситуации.
Например (вариант ситуаций) :
Девочка (мальчик) пришел (а) к родителю, воспитателю проконсультироваться - кем лучше стать, какую выбрать профессию?
Мальчик переживает, что он физически слаб и не может дать отпор более сильным сверстникам;
Девочка начала заниматься в спортивной секции (например,дзюдо, сверстники над ней смеются.
2. Чтение сказок.
Девочкам нужно читать сказки про хитрых лисичек и принцесс.
Мальчикам про смелых зайцев и сражения.
При этом нужно делать акцент на умение заботиться и поддерживать, а не только на храбрость и воинственность.
Сказкотерапия в гендерном воспитании.
o Девочка ревнует родителей к младшей сестренке (будущему ребенку). Она перестала быть едиственным ребенком в семье -> сказка "Гуси-лебеди".
o Мальчик боится темноты -> "Краденое солнце"
И мальчикам и девочкам полезно читать волшебные истории, они создают у ребенка ощущение, что всегда можно найти выход из самой трудной и безвыходной ситуации.
В структуру занятий можно включить следующие элементы:
Гендерное приветствие и прощание ("Доброе утро, девочки/мальчики"; "До свидания, маленькие принцессы"; "До свидания, маленькие рыцари")
Игровые упражнения и проблемные ситуации ("Мужской и женский этикет")
3. Игры.
"За что нам нравятся мальчики/девочки"(или "Волшебный цветок")
Цель: воспитывать культуру взаимоотношения между мальчиками и девочками. Формировать у детей понятия о положительных чертах характера у мальчиков и девочек.
Материал: цветок из разноцветного картона, со съемными лепестками.
Ход игры: можно проводить как индивидуально, так и с группой детей. Взрослый рассказывает о волшебной стране, в которой все дети дружили друг с другом. Но злая фея поссорила всех ребят. Детям предлагается собрать "Цветок дружбы", но для этого нужно каждому ребенку взять лепесток и назвать хорошее качество девочки или мальчика. Дети перечисляют положительные качества, а взрослые соединяют лепестки с серединкой. Когда цветок собран, дети апплодируют друг другу.
"Как я дома помогаю"
Цель: формировать представление о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.
Ход игры: дети по очереди отрывают лепестки от цветочка, называя обязанности, которые они выполняют в семье (поливают цветы, подметают пол, ухаживают за животными, "воспитывают" младших братьев и сестер, чинят игрушки и т. д.). Можно разнообразить игру. Пусть дети перечислят обязанности, которые выполняют в семье их мамы, а потом папы.
"Кто я в семье"
Цель: формирование представлений о родственых связях. Учить правильно употреблять слова: "сын", "внук", "брат", "дочь", "внучка", "сестра", "племенник", "племянница", "двоюродный брат" и т. д.
Ход игры: с помощью наводящих вопросов взрослого, дети должны дать ответ, кем они являются для своей мамы (папы, бабушки, тети и т. д.)
"Дом добрых дел"
Материал: конструктор.
Цель: формировать представление о домашних обязанностях мужчин и женщин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь в семье и другим людям.
Ход Игры: дети берут детали конструктора и строят большой дом, проговаривая при этом добрые поступки и дела, которые они совершают, помогая своим родным и близким. В конце рассматриваем, какой большой дом мы построили. Сколько добрых дел мы можем сделать?
Другие игры. (Их можно применять со втророй младшей группы)
"Давайте говорить друг другу комплименты"
Для игры нужен цветок (искусственный). Дети его передают и говорят комплимент.
"Пожелания"
Для игры нужна игрушка-сердечко (солнышко). Дети в кругу. Передавая игрушку говорят: "Я желаю тебе. "
"Вежливые слова"
Дети рассматривают сюжетные картины и озвучивают вежливыми словами. ( Проблемная ситуация: толкнули, один ребенок жалеет другого ребенка).
"Благородные поступки".
Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Кидаем мяч в руки ребенку, тот называет благородный поступок, кидает мяч следующему игроку по желанию.
Например:
Для мальчиков: называем девочку только по имени; при встрече с девочкой перым здороваемся; уступаем в транспорте место; не обижать, защищать; помогать переносить тяжелые вещи; при выходе из транспорта выйти первым и подать руку; помочь одеться, подать пальто и т. д.
Для девочек: называем мальчиков только по имени; при встрече здороваться; хвалить мальчиков за проявление внимания; не обижать и не обзывать, особенно в присутвствии других детей; благодарить мальчиков за добрые поступки и т. д.
"Ушки на макушке"
Найди лишнее имя: Сережа, Миша, Лена
Наташа, Даша, Саша
"Отгадай профессию"
Воспитатель перечисляет действия человека одной профессии, а дети ее отгадывают. Ответ - карточка с професией.
Например:
- Кто чаще работает врачом? Мужчина или женщина? Почему? Кто у вас в семье работает по данной специальности?
Сюжетно-ролевые игры
Девочки: "Салон красоты", "Магазин косметики", "Ателье", "парикмахерская", "Супермаркет" и. т. д.
Мальчики: "Авторемонтная мастерская"," Магазин автозапчастей", "Строительство", "Служба спасения", "ГИБДД" и т. д.