Вера
Консультация для воспитателей «Воспитание этнической толерантности у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Наша Россия – это многонациональная страна. Издавна на ее территории проживает множество народов, каждый из которых по–своему самобытен и имеет богатые традиции. Одно из годовых задач в нашем детском саду, является формирование духовно-нравственных ценностей через этнокультурное воспитание.
Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего и свободного развития личности. Поэтому в своей работе мы стремимся сформировать у детей нравственные ценности, которые являются важнейшими показателями целостности личности
Публикация «Консультация для воспитателей „Воспитание этнической толерантности у дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Этнокультурное воспитание – это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъект этноса и как гражданина многонационального Российского государства.
Цель этнокультурного воспитания в дошкольном возрасте является:
-Приобщение детей к культуре;
-Развитие национального самосознания;
-Воспитание доброжелательного отношения к представителям разных этнических групп;
-Развитие устойчивого интереса к познанию и принятию иных культурных национальных ценностей.
Эффективное формирование этнокультурных представлений зависит от форм, методов обучения и воспитания. Предпочтение при выборе форм организации данного процесса следует отдавать тем из них, которые имеют многофункциональный характер, способствуют развитию у детей познавательной активности и умения самореализации, органически вписываются в современный учебно-воспитательный процесс. К таким формам относятся:
Циклы занятий, включающие различные виды деятельности: познавательную, художественно-эстетическую, речевую, социально-коммуникативную и др.
Беседы. Представляется важным использовать беседы не только в качестве словесного метода обучения во время, но и самостоятельной формы работы с детьми. Содержание познавательных бесед может строится на основе: а) жизнедеятельности детей в семье; б) наблюдений (экскурсии, досуги); в) образовательной работы.
Видеопросмотры позволяют создать у детей динамические наглядные образы из жизни и деятельности разных народов, расширить кругозор- дети получают представления о тех событиях,явлениях, предметах, т. е об исторических фактах, о быте и архитектуре народов проживающих разных уголках Земли, о труде взрослых родного края и т. д.
Развлечения и праздники с этнокультурой и государственной тематикой. Они дают детям колоссальный эмоциональный заряд, а это обостряет наблюдательность и восприятие, обогащает чувствительный опыт, и, следовательно, формирует неподдельный интерес к этнокультурным явлениям.
Фольклорные концерты и театрализованные представления. Именно в концертно-театральной деятельности находят свое отражение быт, искусство и культура народов, их специфика.
Целевые прогулки, экскурсии. На прогулках воспитатель может предложить детям проверить народные предметы, отгадать загадки, найти подтверждение поговорке, заострить внимание на особенностях ландшафта, климата, природных явлений, присущих данному региону.
Для реализации годовой задачи на общем собрании педагогов, было решено разработать долгосрочный проект «Мы все разные, но мы вместе», направленный на формирование духовно-нравственных ценности, знакомство детей дошкольного возраста с народами России.
Для реализации данного проекта были проведены следующие этапы.
1 этап-организационный:
воспитатели групп выбрали различные народности, живущие на территории России.
2 Создали уголки в группах
Прошло знакомство в группах с народом России.
Разработали план работы по формированию толерантности; подготовили систему мероприятий для проведения недели толерантности; внедрение дидактических игр, игрушек, наглядно-демонстрационных материалов; создание картотеки подвижных игр народов России; оснащение предметно-развивающей среды в группах и ДОУ, отвечающей принципам культуросообразности, индивидуальности; вовлечение родителей в образовательный процесс, подготовку групповых мероприятий по теме толерантности.
2 этап –реализации:
Были проведены следующие мероприятия:
Экскурсии по другим группам. Где дети познакомились с другими культурами народов России
«День толерантности»- досуг в старшей группе.
Были проведены - «Игры народов России» Спортивное развлечение.
Презентация «Национальные костюмы разных народов».
Работа с родителями
Памятка-рекомендаций по теме: «Воспитания толерантного отношения».
Одним из важных педагогических условий формирования этнокультурных представлений дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность. Использование потенциала семьи осуществляется путём:
-Привлечение родителей к проведению занятий
- Участия родителей в выставках семейного творчества.
- Устройства презентаций национальных раритетов, семейных традиций.
- Представления родителей альбомов с фотографиями, предметов быта и искусства, хранящихся в семье или привезённых из путешествий, для демонстрации на тематических выставках в детских садах.
- Создания мин-музея семейных коллекций в групповой комнате.
- Проведение совместных прогулок и экскурсий.
-Введения вместе с детьми исследовательской деятельности с дальнейшим представлением её результатов в образовательной системе.
- Участия родителей во всех праздниках и развлечениях с этнокультурной тематикой.
Консультация для родителей: «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с культурой народов малой родины».
В своей группе мы на общем собрании, совместно с родителями решили, что наша группа будет представлена татарами. Родители принимали активное участие: в изготовление пошиве народного костюма, подборе информации и литературы о татарской республике.
совместно с родителями был изготовлен лепбук «Русская народная культура и быт».
3 этап: Презентация проекта
Заключительным этапом стал проект «Мы все разные, но мы вместе»
На котором были приглашены родители и дети. Воспитатели групп представили и рассказывали о традициях культуре, быте народов России.
В настоящее время работа по образовательному проекту завершена. После проведения проекта заметны ощутимые изменения в отношениях детей друг другу. Дети:
- охотно включаются в любую коллективную работу.
- стараются помогать своим сверстникам в различных ситуациях.
- делятся своими игрушками, вещами.
- более любознательны и приветливы.
-самостоятельно помогают родителям.
-осознают значимость толерантного отношения к представителям других наций их культуре, быту, традициям, религии, языку, одежде.
- отзываются доброжелательно об окружающих людях.
Я и мои воспитанники узнали много нового и интересного о национальностях нашей необъятной страны. В нашем саду есть дети разных национальностей: русские, татары, марийцы, даргинцы, буряты, мордва. Но все мы очень дружны и разности в наших национальностях.
Пусть мы такие разные У нас одна семья.
И дружба народов. Не просто слова.
Дружба народов На все времена.