Ольга Корольская
Гендерное воспитание дошкольников в процессе полоролевой социализации
▼ Скачать + Заказать документы
«Гендерное воспитание дошкольников в процессе полоролевой социализации»[/h3][/b]
Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества и российском образовании, актуализируют потребность в переосмыслении сущности процесса воспитания, поиске новых подходов к воспитанию дошкольников, способствующих наиболее полному развитию детей, в том числе и как представителей определенного пола.
Публикация «Гендерное воспитание дошкольников в процессе полоролевой социализации» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гендерное воспитание
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут быть выполнены без учета специфики пола ребенка. В условиях недифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек, полоролевая социализация осуществляется стихийно, без должного педагогического внимания, в результате чего воспитание полоролевого поведения затрудняется, в ряде случаев приобретает искаженный характер.
Современная система воспитания не отводит достаточного места гендерному воспитанию детей дошкольного возраста. А ведь психика, физиология, поведение и другие личностные характеристики мальчиков и девочек различны на разных этапах развития.
Мальчики больше склонны играть в подвижные игры, девочки в более спокойные сюжетно-ролевые игры. Мальчики в игре более общительны, отдают предпочтения большим компаниям.
У мальчиков, выше, чем у девочек математические способности, при этом мальчики более агрессивны, чем девочки. Мальчики часто задают взрослым вопросы для получения конкретной информации (А какое у нас следующее занятие? А что мы сейчас будем делать? Когда мы уберем игрушки, мы пойдем на прогулку). Мальчики нестандартно и интересно мыслят, но их внутренний мир часто скрыт от нас, т. к. они реже раскрывают его в словах. Девочки все прекрасно воспринимают во второй, пятый раз. Мальчику меньше подходит прием «повторения и закрепления материала». Его мозг не воспринимает повторов и автоматически «выключается». Для мальчика наиболее значимым, является то, что он добился результата.
В нашем детском саду мы работаем по трем основным направлениям гендерного воспитания дошкольников:
- Учет полоролевой принадлежности при осуществлении непосредственно образовательной деятельности.
- Организация предметно-развивающей среды.
- Работа с родителями.
Модель педагогического процесса осуществляет дифференцированный подход к воспитанию и обучению мальчиков и девочек в разных видах деятельности. При осуществлении совместной деятельности педагогами учитываются психологические особенности мальчиков и девочек: девочкам даются типовые шаблонные задания, мальчикам ориентированные на поисковую деятельность.
Цели образовательной деятельности формулируются с учетом половой принадлежности детей (на физкультурных занятиях планируется разная дозировка упражнений и разные основные виды движений; на музыкальных занятиях репертуар, танцевальные номера, атрибутика подбираются с учетом пола детей).
Познавательная деятельность направлена на обеспечение детей о представителях двух противоположных полов, профессиональной деятельности мужчин и женщин, семейно-бытовой нравственно-этической культуре, обычаях и традициях народного воспитания.
Необходимым условием успешной полоролевой социализации дошкольников является взаимодействие с семьей, так как только единство дошкольного образовательного учреждения и семьи позволит успешно решать задачи гендерного воспитания.
Основываясь на современных подходах к организации взаимодействия ДОУ с семьей можно выделить наиболее значимые направления и формы работы с дошкольниками:
- повышение уровня педагогической культуры родителей, их гендерной компетентности.
- вовлечение семьи в участие образовательного процесса в ДОУ.
Вовлечение семей в участие в образовательном процессе ДОУ является одним из наиболее приоритетных направлений взаимодействия с семьей.
Используются различные формы вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ. Участие родителей в создании предметно-развивающей среды, организация семейных конкурсов: «Неделя добрых дел в семье», «Быстрее, выше, сильнее», «День Матери» «Папа, мама, я - спортивная семья», «Лучший новогодний наряд для куклы», «Лучшая семейная поделка» и т. д.
Положительно зарекомендовали себя в педагогической практике такие формы:
составление родословной семьи, вовлечение в этот процесс бабушек, дедушек, родителей, детей;
создание фотоальбомов с семейными увлечениями.
изготовление различных поделок для поздравления близких;
создание семейных коллекций;
беседы;
консультации;
информационные стенды.
Совместная деятельность родителей и детей способствует сплочению семьи, побуждению у детей интереса к изучению истории своей семьи, ее норм и ценностей, помогает родителям лучше понять своих детей. Эффективное решение задач гендерного воспитания возможно только в тесном сотрудничестве семьи и детского сада.