Виктория Александровна Филиппова
Консультация «Гендерное воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Обращение к гендерному аспекту в образовании обосновывается существованием ряда проблем: снижение уровня здоровья мальчиков и девочек; притупление или потеря чувства гендерной принадлежности; повышение неадекватности форм поведения среди молодежи.
Наиболее благоприятным возрастным периодом для начала гендерного воспитания является младший дошкольный возраст. Период дошкольного детства -это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых сушеств, растерявших преимущества своего пола.
Публикация «Консультация „Гендерное воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Полоролевое или гендерное воспитание? Есть ли разница? Полоролевое воспитание детей в России осуцествлялось естественно. Девочки были большую часть времени с мамой, а мальчиков с трёх лет воспитывал папа.
Дети постоянно общались со своими родителями в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женцин. При многочисленных исследований учёные пришли к выводу, что в настоящее время ориентироваться только на биологический пол нельзя, и ввели использование междисциплинарного термина «гендер» (род, который обозначает социальный пол,пол как продукт культуры.
Актуальность гендерного воспитания в современном обществе огромна, современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку. Обществу хочется, чтобы мужчины демонстрировали не только несгибаемую волю и мускулы, но и проявляли заботу по отношению к людям, уважение к родным.
А женщины умели проявить себя, выстроить карьеру, но при этом не потерять свою женственность.
Целью такого подхода в педагогике является воспитание девочек и мальчиков, одинаково способных к самореализации.
Обращение к гендерному аспекту в образовании обосновывается существованием ряда проблем:
1. Снижение уровня здоровья мальчиков и девочек.
2. Притупление или потеря чувства гендерной принадлежности.
3. Повышение неадекватности форм поведения среди молодежи.
Что делать? Ученые считают: нужно качественно перестроить систему образования, сделать методы и технологии обучения развивающими в физическом и психологическом смысле, использовать дифференцированный подход к обучению девочек и мальчиков.
Наиболее благоприятным возрастным периодом для начала гендерного воспитания является младший дошкольный возраст. В результате анализа психологопедагогических исследований, проведенных в России и за рубежом, было установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей живущих в разных странах мира происходит принятие гендерной роли : к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствуюицим образом; в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость : детям становится понятно, что «гендер» не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки - женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний. Происходит мощное развитие интеллекта. В этот период очень важно воспитание вежливости, скромности. Дети должны знать не только свои права, но и обязанности.
Механизмом гендерного воспитания детей младшего возраста выступают личностно-ориентированные технологии:
Средства
• игры
• народные сказки
• пословицы
• колыбельные песни
Методы:
• игры
• познавательно-развивающие этические беседы
• проблемные ситуации
• схемы-действия
Форма
• игровая деятельность
• экспериментальная
• проблемно- поисковая
Для того, чтобы предоставить равные возможности в обучении используется
3 типа мотивации:
• игровая (стимулирует детей, если в содержание включены способы построения)
• личная заинтересованность детей к деятельности (предлагая сделать что-то в подарок или для игры)
• общение детей со взрослыми (будет стимулировать детей в том, случае, если воспитатель сумеет убедить девочку или мальчика, что без их помощи ей не обойтись).
В младшем дошкольном возрасте игра - основной вид деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребёнка. Для детей игра - радость (положительный эмоциональный фон). Увлеченность
(положительная мотивация, ощущение лёгкости задания - даёт всем без исключения возможность преодолеть стеснительность, активизирует речевое общение и действие.
Поэтому, игра-это не только оптимальный метод процесса обучения детей, но прежде всего, эффективный приём раскрепощения образного мышления, активизации воображения и творческой деятельности.
Какие педагогическими задачи являются главными? Это:
оказание детям помощи в приобретении игровых умений обогащение их игрового опыта;
расширение детских представлений о предметах, событиях и явлениях окружающего мира, которые потом могут быть отражены в игре;
поощрение инициативы детей при развертывании индивидуальных, парных и коллективных игр;
создание условий для проявления детьми игровой активности в течение дня.
Уже в младшем возрасте дети подражают взрослым, копируют их деятельность. Исследования в области гендерных взаимоотношений, формирую1цихся в процессе игры, рассматривается как один из важных факторов в формировании половых стереотипов. Именно в игровой деятельности особенно заметны различия девочек и мальчиков.
Девочкам достаточно маленького «уголка», так как они раскладывают свои
«богатства» перед собой играют в ограниченном пространств. Мальчикам наоборот необходимо более большее пространство, как правило,неограниченное и незамкнутое, они бегают, бросают предметы в цель; разбирают, собирают игрушки.
Шумные, игры наполненные движением вызывают у воспитателей раздражение, так как они, считают, что та кие игры бессмысленны и могут привести к травме. резко прерывают, лишая радости, которую они при этом испытывают.
Необходимо организовать игры, в процессе которых дети могут действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями.
Особенности: в игровых ситуациях: я старалась формировать умение описывать свой внешний вид (кто я, какой я); побуждать рассказывать о своих предпочтениях (что мне нравится и не нравится);развивать способности распознавать эмоциональные состояния свои и окружающих ( на примере основных эмоций: радости, страха, грусти, злости); ориентировать ребенка на определение внешних признаков различия и сходства себя со сверстниками. Это способствует снятию психического напряжения, усталости детей, обеспечивает формирование устойчивого интереса к самому себе. В играх реализуются желания детей, освобождаются от чувства одиночества, ребёнок познает радость близости и сотрудничества.
При обучении детей младшего возраста на основе игры возникает трудность, связанная с тем, что дети данного возраста не могут действовать в воображаемом плане, и им необходим реальный объект для осуществления игровых действий.
Поэтому в начале работы по гендерному воспитанию я предложила детям персонажей :кукла Аленка,Незнайка. С помощью персонажей я могла «удержать» детей при выполнении учебной задачи. Будь-то режимные моменты или организационная деятельность. Придумывала игровую мотивацию например:» У куклы Аленки день рождение, нам нужно сделать подарок «Это стимулировало детей к выполнению задания. В конце занятия или игры приходила всегда кукла Алена. Оценивала результат и давала детям направление дальнейшей игровой деятельности с учетом гендерных особенностей ( например: покатать на машине, покормить).
Воспитывая и формируя качества и черты характера, присущие определённому полу, мы не должны создавать жестокую примитивную модель сильного мальчика и слабой изящной девочки. Мальчики могут быть и защитниками и задумчивыми мечтателями, а девочки не только принцессами, но и девочка-воин, капитан космического корабля.
Период дошкольного детства - это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола.