Папки-передвижки

Консультация для родителей «Особенности развития речи детей 3–4 года жизни и причины задержки речевого развития»

Миляуша Хайруллина
Консультация для родителей «Особенности развития речи детей 3–4 года жизни и причины задержки речевого развития»
▼ Скачать + Заказать документы

Речь – одна из наиболее мощных факторов и стимуляторов развития ребенка в целом. Речь - основное средство общения людей, орудие мышления и одновременное его необходимая основа. Мыслительная операция (анализ, синтез, сравнение., обобщение, абстракция, припоминание, запоминание) развиваются и совершенствуются только в процессе овладеванию речью.

От уровня речевого развития зависит и общее интеллектуальное развитие. Речь является средством регуляции психического деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды и убеждения:

Публикация «Консультация для родителей „Особенности развития речи детей 3–4 года жизни и причины задержки речевого развития“» размещена в разделах

Психические процессы: Речь:

Восприятие память внимание мышление фонетика фонематика лексика

Воображение произвольное внимание грамматика связная речь

В первые 3 года жизни ребенка заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает основными грамматическими формами родного языка, накапливает большой словарный запас. Если же в первые три года жизни малыша взрослые не уделяли должного внимания его речи, то и в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут способствовать развитию нежелательных качеств характера (застенчивость, нерешительности, замкнутости, негативизма, вызывать нервозы и заикание.

Причины задержки развития речи.

Отсутствие речи в три года или значительная задержка в ее развитии должны насторожить родителей. В этом случае необходима консультация специалиста (психоневролога, логопеда). Причины задержки в развитии речи могут быть различными.

Органические причины возникают в связи с тяжелым течением беременности или трудными родами, родовыми травмами, гипоксией и асфиксией плода, перенесенными в первые годы жизни инфекционными заболеваниями, травмами головы. В этом случае наблюдается точечное или очаговое поражение коры головного мозга в области речевого и двигательных центров.

Механические причины вызываются дефектами костного и мышечного строения артикуляционного аппарата (недоразвитое мягкое нёбо, короткая подъязычная уздечка, «заячья губа», «волчья пасть», изменения формы и величины челюстей и т. д.) или приобретенными в результате травмы дефектами.

Функциональные причины вызваны невниманием родителей к детям, отсутствием полноценного общения либо гиперопекой над детьми, когда предвосхищается каждое их желание. Часто родители, общаясь с детьми, подражают детской речи («сюсюкаются»). На формирование правильной речи оказывает влияние и чрезмерная возбудимость ребенка, задержка психического развития

Особенности развития речи детей 3-4-го года жизни :

В 3 года ребенок пользуется словарем из 800-1000 слов. В течение года словарь возрастает до 1900-2000 слов. Это объясняется тем, что деятельность ребенка становится сложнее и разнообразнее : он знакомится с различными свойствами предметов, устанавливает простейшие связи между ними, обобщает предметы по общим признакам. В состав активного словаря, которым пользуется ребенок, входят практически все части речи : существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, числительные, наречия, служебные слова (предлоги, союзы, частицы).

У трехлетних детей наблюдается неправильное произношение ряда слов, особенно длинных и малознакомых:

-сокращения слов («сипед»- велосипед, «атабиль»- автомобиль»);

-перестановки слогов и звуков в слове («замукальные»- музыкальные, «певрый»-первый);

-пропуски звуков при их стечении («басой мальчик»-большой мальчик);

- в ряде случаев для облегчения произношения трудных слов между согласными звуками дети вставляют гласные («корабель»-корабль).

Произношение звуков трехлетними детьми характеризуются некоторыми особенностями :

-согласные произносятся смягченно («лёзетька» - ложечка)

-свистящие звуки С,З,Ц произносятся недостаточно четко, пропускаются или заменяются другими звуками («абака», «фабака», «табака» -собака; «вамок», «дамок» - замок; «тветок» - цветок);

- шипящие звуки Ш,Ж,Щ,Ч произносятся недостаточно четко, пропускаются или заменяются («апка», «фабака», «табака» - собака; «вамок», «дамок» - замок; «тветок»-цветок);

- звуки Л,Р пропускаются или заменяются звуками «ль», «й» («юка», «люка» - рука).

Грамматический строй речи. Трехлетние дети говорят короткими фразами из 3-4 слов. Фраза постепенно удлиняется и усложняется. Порядок слов и их согласования могут быть неправильными : «я хочу нет» - я не хочу; «один колесо», «много окнов».

В течение четвертого года жизни у детей сокращается количество перестановок, пропусков звуков, исчезает смягченное произношение слов, улучшается произношение свистящих и шипящих звуков, исчезает их замена на другие звуки, хотя может сохраняться нечеткое произношение шипящих, отсутствие звуков Л и Р.

Роль родителей в развитии речи ребенка огромна. Маленький ребенок стремится к общению с близкими ему людьми, подражает им во всем. Взрослые должны уделять общению с детьми достаточно времени, т. к. дефицит внимания негативно сказывается на их всестороннем развитии. Поскольку развитие речи малыша тесно связано с развитием движений и формированием основных психических процессов, у детей очень важно развивать общую и мелкую моторику, для чего дома полезно иметь спортивный уголок, конструкторы, мозаику, набор пуговиц или крупных бусин для нанизывания и другие настольные игры, развивающие мышление, внимание, память. Постоянно читайте детям качественную и богато иллюстрированию детскую литературу, беседуйте с ребенком о прочитанном, пересказывайте сказки и рассказы вместе с детьми словами, близкими к тексту – это пополнит его словарь.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей шестого года жизни» Беседа для родителей по теме: «Возрастные особенности детей шестого года жизни». Разработала: воспитатель Исакова В. В. Детский сад № 32.

Консультация для родителей «Особенности развития детей от 3–4 лет» Особенности развития детей от 3-4 летЭто очень важный период в жизни ребенка. Именно в 4 года закладываются основы будущей личности, формируются.

Консультация для родителей «Особенности развития связной речи детей среднего дошкольного возраста» Консультация для родителей «Особенности развития связной речи, детей среднего дошкольного возраста». Воспитатель : Клименко Ольга Александровна,.

Консультация для родителей по определению вероятности наличия у ребенка задержки психического развития Тестируемся сами! Любая задержка развития заметна не сразу, а по мере взросления малыша, когда требования к его маленьким достижениям все.

Особенности развития детей третьего года жизниОсобенности развития детей третьего года жизни Раннее детство — период интенсивного физического и психического развития. По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития.

Особенности развития мелкой моторики у детей раннего возраста с задержкой речевого развития В статье рассматриваются актуальные проблемы развития мелкой моторики у детей раннего возраста; описываются особенности развития детей раннего.

Консультация для воспитателей «Особенности развития речи детей шестого года жизни» Речь - инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Развивая речь ребенка, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта.

Консультация «Особенности развития творческого воображения мальчиков и девочек шестого года жизни» В жизни ребенка старшего дошкольного возраста воображение, фантазия и проявления творчества играют огромную роль: в этот период происходит.

Особенности сенсорного развития малыша третьего года жизни Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод.

Родительское собрание «Особенности развития детей 3–4 года жизни» Родительское собрание «Особенности развития детей 3-4 года жизни» 1. Особенности возрастного развития детей 3 – 4 лет. 2. Задачи обучения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Особенности развития речи детей 3–4 года жизни и причины задержки речевого развития»
Опубликовано: 19 января 2016 в 20:41
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Особенности развития речи детей 3–4 года жизни и причины задержки речевого развития»» (включая файлы) размещена пользователем Миляуша Хайруллина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД