Александра Морозова
Особенности сенсорного развития малыша третьего года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод и т. п.
Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной (чувствующей, а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание. Его основная задача – помочь ребенку накопить представления о цвете, форме, величине предметов и т. д.
Публикация «Особенности сенсорного развития малыша третьего года жизни» размещена в разделах
На третьем году жизни задачи сенсорного развития существенно усложняются, что связанно с общим психофизическим развитием, прежде всего началом формирования новых видов деятельности (игровой, элементарной продуктивной и др.). В связи с этим необходимо создавать условия для интенсивного накопления разнообразных представлений о цвете, форме, величине, фактуре, удалённости предметов и явлений как в процессе специально организованных игр-занятий, так и в повседневной жизни. При этом важно, чтобы представления о сенсорных свойствах и качествах предметов были не только широкими, но и систематизированными.
Дети первой половины третьего года жизни достигают довольно высокого уровня сенсорного развития. Для них предусмотрены задания, в процессе выполнения которых закрепляется умение группировать однородные предметы по величине, форме, цвету.
Выполнение заданий на соотнесение разнородных предметов одновременно по величине и форме вполне доступно детям третьего года жизни. При этом, допуская отдельные ошибки, они могут самостоятельно их исправить, если взрослый задаст вопрос «Что ты сделал неправильно?»
Начиная со второй половины третьего года жизни, детям становятся доступными более сложные игры – занятия, в основе которых лежит элементарная продуктивная деятельность.
Новый этап сенсорного развития наблюдается в рисовании: у детей появляются элементы самостоятельного выбора, основанных на уже накопленном сенсорном опыте. А выкладывая мозаику, ребенок не только учитывает различные сенсорные свойства предметов, но и осуществляет довольно тонкие движения пальцев рук.
Дети на третьем году жизни успешно выполняют задания на соотнесение и группировку по сенсорным признакам, строя гараж для машин или домик, накладывая кубики и кирпичики в грузовик, выбирая наряды и одевая кукол. Задача взрослого заключается в контроле над действиями малыша; необходимо чтобы дети учитывали, насколько ровно, плотно лежат кирпичики или кубики в грузовике, хорошо ли загружена машина, не рассыплются ли детали строительного материала, какого цвета лучше подобрать детали для домика, самолета…
И все же не следует требовать от малыша обязательного запоминания и самостоятельного употребления названий цветов, форм. Важно, что он активно выполнял задания, так как именно в практической работе происходит накопление представлений о свойствах предметов.