Елена Барсегова
Родительское собрание «Особенности развития детей 3–4 года жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
«Особенности развития детей 3-4 года жизни»
1. Особенности возрастного развития детей 3 – 4 лет.
2. Задачи обучения и воспитания на учебный год.
3 Организация пространственно-предметной среды в группе.
Публикация «Родительское собрание „Особенности развития детей 3–4 года жизни“» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей 3-4 лет
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
1. Особенности возрастного развития детей 3 – 4 лет.
Возраст 3-4 года очень важный период в жизни ребенка. Именно на этом этапе закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки нравственно - физического и умственного развития малыша.
В возрасте 3-х лет у ребенка появляется активное стремлением к самостоятельности, дальнейшем развитием наглядно – действенного мышления и проявлением элементарных суждений об окружающем, образованием новых форм взаимоотношений между детьми, постепенным переходом от одиночных игр и игр «рядом» к формам совместной деятельности.
Преднамеренность, произвольность поведения ребенка на четвертом году жизни только формируется. Поэтому его деятельность носит неустойчивый характер. Малышу трудно при неожиданных изменениях обстановки удержать в сознании цель деятельности.
Преднамеренность, произвольность деятельности предполагает наличие умения ее планировать. Но оно более характерно для среднего и старшего дошкольного возраста. В возрасте 3-4 лет умение планировать свою деятельность проявляется лишь в виде элементов: из игрового материала ребенок выбирает 2-3 предмета, нужных для начала игры, не заботясь об остальном; выбирает роль, которая ему нравится, не думая о взаимодействии с партнером.
Также необходимо подчеркнуть, что особое внимание при работе с детьми четвертого года следует обратить на развитие самостоятельности как черты характера.
Самостоятельность – одна из важнейших черт личности. С появлением тенденции действовать по принципу «я сам» при правильном воспитании заметно меняется отношение ребенка к людям; у него начинают устанавливаться с окружающими гуманные отношения, поскольку малыш способен уже выполнить поручение взрослого, помочь сверстнику.
Уровень развития самостоятельности у детей четвертого года жизни таков, что ребенок может выполнять задание, знакомое по прошлому опыту, действуя известным ему способом в знакомых (или несколько измененных) условиях.
Таким образом, самостоятельность младшего дошкольника важна не столько для усвоения нового, сколько как стимул для применения и совершенствования уже приобретенных умений. Поэтому самостоятельность будет проявляться в том случае, если ребенок владеет способом выполнения той или иной задачи. При этом необходимо опираться на эмоционально – волевой компонент самостоятельности и формировать желание сделать, выполнить.
Здесь очень важно не упустить момент. Когда ребенок начинает говорить «Я сам» необходимо не выполнять какие-то действия за него («Я это сделаю лучше», «У меня получится быстрее», а поддерживать, побуждать его к самостоятельной деятельности. Ребенок должен иметь возможность играть, принимать разных людей, действовать самостоятельно, познавать мир теми способами, которые для него наиболее приемлемы.
Чтобы реализовалось право, должны быть созданы надлежащие возможности. Если будут созданы надлежащие возможности и предоставлено право, то будут формироваться компетенции и компетентность. Только тогда ребенок сможет сам добывать знания из реальности, владеть приемами действий в нестандартных ситуациях, т. е. быть компетентным.
Возраст 3-4 года – это во первых : сенситивный период для развития восприятия (умение различать цвета, геометрические формы и величину, способность сравнивать предметы по размеру с помощью наложения друг на друга). Во–вторых, это время становления самостоятельности.
2. Задачи обучения и воспитания на учебный год.
1. Укреплять здоровье детей, содействовать полноценному физическому развитию детей с помощью физических упражнений, подвижных игр.
2. Создавать условия для всестороннего развития личности ребенка (занятия, игры, беседы).
3. Создавать атмосферу психологического комфорта.
4. Продолжать прививать навыки самообслуживания.
5. Продолжать развивать речь детей, обогащать словарь (занятия, игры, чтение художественной литературы, беседы).
3 Организация пространственно-предметной среды в группе.
Правильно организованная пространственно-предметная среда – это одно из важных условий воспитания ребенка, которая стимулирует развитие дошкольников в игровой деятельности.
Элементы пространственно-предметной среды:
1. «гостиная» - мини-среда светского этикета, где дети могут упражняться в выполнении правил хорошего тона (диванчик, кресло, стол и т. д.)
2. «уголок мальчиков» позволяет проигрывать специфичные для их пола роли (конструкторы, машинки, строительные каски, фуражки и т. д.)
3. «уголок девочек» позволяет проигрывать специфичные для их пола роли (куклы со всеми атрибутами и аксессуарами, игрушечная мебель, шкатулки с бусами и т. д.)
4. «живой уголок» - цветы.