Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Особенности развития речи детей шестого года жизни»

Резиля Хасаншина
Консультация для воспитателей «Особенности развития речи детей шестого года жизни»
▼ Скачать + Заказать документы

Речь - инструмент развития высших отделов психики дошкольника.

Развивая речь ребенка, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта.

Сила родного языка как фактора, развивающего интеллект и воспитывающего эмоции и волю, заключена в его природе - в свойстве служить средством связи между человеком и окружающим миром. Знаковая система языка - морфемы, слова, словосочетания, предложения - кодирует (шифрует) окружающую человека действительность.

Публикация «Консультация для воспитателей „Особенности развития речи детей шестого года жизни“» размещена в разделах

Темпы развития речи зависят от совершенства речевых навыков (особенно фонетических и грамматических). Каковы речевые навыки у детей 5-6 лет и что обусловливает их успешное формирование на этом возрастном этапе?

Как известно, период наивысшей речевой активности - пятый год жизни. По данным А. Гвоздева, к пяти годам дети овладевают сложной системой грамматики, включая синтаксические и морфологические закономерности, и на интуитивном уровне правильно употребляют слова, которые являются исключениями из правил.

Достаточно высок и уровень развития лексики. В речи детей появляются синонимы, антонимы, образные сравнения и противопоставления. Дошкольники без ошибок употребляют существительные с разными суффиксами (медведица - медвежонок - медвежоночек - медведушко). В их рассказах встречаются удивительно точные оценки объектов и явлений (притолстuлся, вертучий, сосульчатыЙ). Дети начинают использовать прилагательные в разных степенях сравнения (тяжелый - очень тяжелый - полегче - самый легкий, а также обозначения оттенков цветов (сиреневый, сиреневатый, малиновый, темно-серый и др.). Заметно возрастает число глаголов, причем дошкольники употребляют синонимы с разной эмоциональной окраской (идет - шагает - вышагивает - плетется - бредет). В высказываниях детей появляется множество слов, относящихся к разным частям речи и обозначающих деятельность людей, их взаимоотношения, поступки, поведение, переживания. По всей видимости, это связано с тем, что период с пяти до семи лет является возрастом оформления социально-стандартизированной речи (П. Блонский и др.).

В ситуациях, требующих что-то сопоставить, объяснить и доказать речь ребенка шестого года жизни становится сложнее. Появляются громоздкие и нерасчлененные на предложения высказывания («Потом принц хотел навсегда жить у Золушки, но у него дома была такая работа, он всегда трудился, не мог от этой работы отойти и ходил только к Золушке». - Алеша, 5 лет 8 месяцев).

к пяти годам не все дети овладевают правильным произношением звуков: у одних могут быть задержки в их усвоении, у других - неправильное их формирование (например, горловое и одноударное произнесение звука р и др.). Некоторые дети не дифференцируют на слух и в произношении свистящие и щипящие звуки, а иногда и звуки р и л. Это приводит к тому, что ребенок навсегда правильно произносит слова в предложении, содержащем несколько слов со звуками, которые для него звучат похоже (с с - ц, ч - щ и др.). Причиной неправильного произношения звуков, нечеткой речи могут быть дефекты в строении речевых органов недостаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата. Эти дети требуют особого внимания логопеда и воспитателей.

Мощные темпы овладения родным языком, характерные для пятого года жизни ребенка, на шестом году жизни замедляются. Исследователи детской речи считают, что после пяти лет речевые умения совершенствуются незначительно, а некоторые становятся даже хуже. Так, увеличиваете количество кратких просьб и распоряжений (Отойди! Поставь сюда) И сокращается число реплик доброжелательных, аргументированных, содержащих объяснения. (Не мешай мне, пожалуйста, - не видишь, я самолет завожу) По данным г. Ляминой, количество случаев объяснительной речи уменьшается вдвое. Теперь дети реже сопровождают речью свои действия. Однако если детям 5-6 лет предлагается задача. при решении которой он испытывает затруднения, у него возникает внешняя речь, хотя прямо и не обращенная к собеседнику (опыты Л. Выготского, описанные А. Лурией). Психологи объясняют это тем, что в старшем дошкольном возрасте формируется новая функция речи - интеллектуальная, то есть планирующая, регулирующая практические действия (речь «для себя», речевое овладение собственным поведением). Интеллектуальная функция речи имеет коммуникативное назначение, так как планирование своего поведения, решение мыслительных задач - это составляющие деятельности общения.

Публикации по теме:

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений у детей шестого года жизни с ОНРКонспект НОД по формированию элементарных математических представлений у детей шестого года жизни с ОНР тема «Путешествие в страну Математика"ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Упражнять составлять арифметические задачи. Совершенствовать умение ориентироваться.

НОД по ручному труду с природным материалом для детей шестого года жизни «Снегири на ветке» Цель: учить детей передавать явления природы с природным и бросовым материалом. Задачи: развивать эстетическое восприятие, художественный.

Конспект НОД учителя-логопеда по теме «Фрукты» с детьми шестого года жизни с ОНР и ОДАКонспект НОД учителя-логопеда по теме «Фрукты» с детьми шестого года жизни с ОНР и ОДА Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и графомоторных навыков у детей шестого года жизни.

Конспект занятия по развитию валеологической культуры у детей шестого года жизни. Задачи: * Расширять представление детей о внутренних органах своего тела: дать элементарные сведения о внешнем виде и функциональном назначении.

Консультация для воспитателей «Специфика формирования представлений о величинах у детей шестого года жизни» Старшая группа занимает особое место в детском саду. Задача воспитателя заключается, с одной стороны, в систематизации знаний, накопленных.

Критерии развития детей 3-го года жизни. Возраст 2 г. – 2 г. 6 м. Общая моторика. Хорошо бегает; удерживает равновесие при ходьбе по доске, лежащей на полу, учится спускаться по.

Особенности развития детей третьего года жизниОсобенности развития детей третьего года жизни Раннее детство — период интенсивного физического и психического развития. По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития.

Консультация для родителей «Особенности развития речи детей третьего года жизни» На 3-ем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием.

План по самообразованию «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук детей шестого года жизни с ЗПР» Цель работы: выявить влияние пластилинографии на развитие мелкой моторики у старших дошкольников с задержкой психического развития. Задачи.

Родительское собрание «Особенности развития детей 3–4 года жизни» Родительское собрание «Особенности развития детей 3-4 года жизни» 1. Особенности возрастного развития детей 3 – 4 лет. 2. Задачи обучения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Особенности развития речи детей шестого года жизни»
Опубликовано: 30 сентября 2015 в 19:50
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Особенности развития речи детей шестого года жизни»» (включая файлы) размещена пользователем Резиля Хасаншина (УИ 96949) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД