Резиля Хасаншина
Консультация для воспитателей «Особенности развития речи детей шестого года жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Речь - инструмент развития высших отделов психики дошкольника.
Развивая речь ребенка, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта.
Сила родного языка как фактора, развивающего интеллект и воспитывающего эмоции и волю, заключена в его природе - в свойстве служить средством связи между человеком и окружающим миром. Знаковая система языка - морфемы, слова, словосочетания, предложения - кодирует (шифрует) окружающую человека действительность.
Публикация «Консультация для воспитателей „Особенности развития речи детей шестого года жизни“» размещена в разделах
- Воспитатель года
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Темпы развития речи зависят от совершенства речевых навыков (особенно фонетических и грамматических). Каковы речевые навыки у детей 5-6 лет и что обусловливает их успешное формирование на этом возрастном этапе?
Как известно, период наивысшей речевой активности - пятый год жизни. По данным А. Гвоздева, к пяти годам дети овладевают сложной системой грамматики, включая синтаксические и морфологические закономерности, и на интуитивном уровне правильно употребляют слова, которые являются исключениями из правил.
Достаточно высок и уровень развития лексики. В речи детей появляются синонимы, антонимы, образные сравнения и противопоставления. Дошкольники без ошибок употребляют существительные с разными суффиксами (медведица - медвежонок - медвежоночек - медведушко). В их рассказах встречаются удивительно точные оценки объектов и явлений (притолстuлся, вертучий, сосульчатыЙ). Дети начинают использовать прилагательные в разных степенях сравнения (тяжелый - очень тяжелый - полегче - самый легкий, а также обозначения оттенков цветов (сиреневый, сиреневатый, малиновый, темно-серый и др.). Заметно возрастает число глаголов, причем дошкольники употребляют синонимы с разной эмоциональной окраской (идет - шагает - вышагивает - плетется - бредет). В высказываниях детей появляется множество слов, относящихся к разным частям речи и обозначающих деятельность людей, их взаимоотношения, поступки, поведение, переживания. По всей видимости, это связано с тем, что период с пяти до семи лет является возрастом оформления социально-стандартизированной речи (П. Блонский и др.).
В ситуациях, требующих что-то сопоставить, объяснить и доказать речь ребенка шестого года жизни становится сложнее. Появляются громоздкие и нерасчлененные на предложения высказывания («Потом принц хотел навсегда жить у Золушки, но у него дома была такая работа, он всегда трудился, не мог от этой работы отойти и ходил только к Золушке». - Алеша, 5 лет 8 месяцев).
к пяти годам не все дети овладевают правильным произношением звуков: у одних могут быть задержки в их усвоении, у других - неправильное их формирование (например, горловое и одноударное произнесение звука р и др.). Некоторые дети не дифференцируют на слух и в произношении свистящие и щипящие звуки, а иногда и звуки р и л. Это приводит к тому, что ребенок навсегда правильно произносит слова в предложении, содержащем несколько слов со звуками, которые для него звучат похоже (с с - ц, ч - щ и др.). Причиной неправильного произношения звуков, нечеткой речи могут быть дефекты в строении речевых органов недостаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата. Эти дети требуют особого внимания логопеда и воспитателей.
Мощные темпы овладения родным языком, характерные для пятого года жизни ребенка, на шестом году жизни замедляются. Исследователи детской речи считают, что после пяти лет речевые умения совершенствуются незначительно, а некоторые становятся даже хуже. Так, увеличиваете количество кратких просьб и распоряжений (Отойди! Поставь сюда) И сокращается число реплик доброжелательных, аргументированных, содержащих объяснения. (Не мешай мне, пожалуйста, - не видишь, я самолет завожу) По данным г. Ляминой, количество случаев объяснительной речи уменьшается вдвое. Теперь дети реже сопровождают речью свои действия. Однако если детям 5-6 лет предлагается задача. при решении которой он испытывает затруднения, у него возникает внешняя речь, хотя прямо и не обращенная к собеседнику (опыты Л. Выготского, описанные А. Лурией). Психологи объясняют это тем, что в старшем дошкольном возрасте формируется новая функция речи - интеллектуальная, то есть планирующая, регулирующая практические действия (речь «для себя», речевое овладение собственным поведением). Интеллектуальная функция речи имеет коммуникативное назначение, так как планирование своего поведения, решение мыслительных задач - это составляющие деятельности общения.