Приложение МААМ

Консультация для родителей «Нарушение фонематического слуха. Профилактика дисграфии»

Гульнара Асхатовна
Консультация для родителей «Нарушение фонематического слуха. Профилактика дисграфии»
▼ Скачать + Заказать документы

Нарушение фонематического слуха может повлечь за собой вторичное нарушение – дисграфию, стойкое нарушение процесса письма.

Симптомы, по которым можно распознать дисграфию, заключаются в специфических и повторяющихся ошибках на письме, не связанных с незнанием грамматических правил. Основная особенность этих ошибок заключается в следующем: они допускаются там, где написание слов, казалось бы, не вызывает никаких затруднений. (Например, ребенок пишет ЗУК вместо ЖУК, ЯШИК вместо ЯЩИК, ТОМ вместо ДОМ и т. п.) Не напрасно родители и педагоги общеобразовательных школ называют эти ошибки "странными”. Вот наиболее часто встречаются из таких ошибок:

Публикация «Консультация для родителей „Нарушение фонематического слуха, Профилактика дисграфии“» размещена в разделах

• замена букв (СЛЯПА вместо ШЛЯПА);

• пропуски букв (ЗОТИК вместо ЗОНТИК);

• вставка лишних букв (ЛАНМПА вместо ЛАМПА, МАРТКА вместо МАРКА);

• перестановка букв (КОНРИ вместо КОРНИ, ВСЕТ вместо СВЕТ);

• недописание слов (КРАСН вместо КРАСНЫЙ, ДОРОГ вместо ДОРОГА);

• слияние нескольких слов в одно (ДЕТИИГРАЛИ вместо ДЕТИ ИГРАЛИ);

• разделение одного слова на части (У ТЮГ, О КНО).

Письменная речь. Формируется только на основе устной, и между ними существует тесное взаимодействие. Основное назначение письменной речи состоит в том, чтобы как можно точнее передать устную речь.

Для обеспечения такой возможности в языке имеется целая система письменных знаков (букв, каждый из которых соответствует вполне определенному звуку устной речи. Поэтому в процессе письма мы должны каждый слышимый (или мысленно представляемый) звук речи обозначить нужной буквой, строго сохраняя к тому же последовательность. Только при этом условии записанное в виде буквенных знаков слово при чтении может быть вновь переведено в последовательность звуков и узнано. Если же по каким-либо причинам звуки будут обозначены не теми буквами и не в должном порядке, то при чтении мы уже не сможем воспроизвести и узнать записанное слово.

Для успешного овладения письмом (его техникой)у ребенка уже в дошкольном возрасте должны быть сформированы следующие не-обходимые предпосылки письма:

1. Различие на слух всех звуков речи, включая акустические и артикуляторно близкие (звонкие - глухие, мягкие - твердые, свистящие - шипящие);

2. Правильное произношение всех речевых звуков (в плане от-сутствия замен одних звуков другими, типа СЫСКА вместо ШИШКА);

3. Владение простейшими видами анализа, доступными детям дошкольного возраста, а именно:

а) выделение звука на фоне слова ( например: есть ли звук Р в слове РОЗА? А в словах ШАР, КАРТИНА);

б) определение места звука в слове (начало, середина, конец)

в) выделение ударного гласного звука из начала и конца слова ( например: какой первый звук в слове АИСТ; какой последний звук в слове ВЕСНА?")

4. Достаточный уровень сформированности зрительно-пространственных представлений (умение различать предметы и геометрические фигуры по форме, величине, расположению в пространстве).

В случае несформированности названных предпосылок письма к началу обучения грамоте ребенок неизбежно встретится с большими трудностями при усвоении начертаний букв, при соотнесении каждой буквы с соответствующим звуком и при определении порядка следования букв при записи слова. В дальнейшем к этому неизбежно добавятся и грамматические ошибки.

Также у ребенка к началу школьного обучения может быть не сформирована грамматическая система. Это выражается в неправильном согласовании слов в устной речи, в ошибках при употреблении предлогов и пр. Например, ребенок говорит НА СТУЛЬЕВ вместо НА СТУЛЬЯХ; ГОЛУБАЯ НЕБО вместо ГОЛУБОЕ НЕБО и т. д.

В зависимости от того, какие именно из перечисленных выше предпосылок письма оказались не сформированными, принято выделять разные виды дисграфии :

• - Акустическая дисграфия.

• - Артикуляторно-акустическая дисграфия.

• - Дисграфия на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока.

• - Оптическая дисграфия.

• - Аграмматическая дисграфия.

Остановимся подробно на акустической дисграфии, в основе которой лежат трудности слуховой дифференциации звуков речи.

Для преодоления этого вида дисграфии существует единственно надежный путь – воспитание четкой слуховой дифференциации не различаемых на слух звуков. Необходимо любыми способами довести до его сознания разницу в звучании звуков путем возможно более яркого ее подчеркивания. Для этой цели на первом этапе удобнее всего отождествить эти звуки со звуками окружающей природы (например, звук Ш – шум леса, а Ж – жужжание жука). Обращайте внимание и на то, что первый из этих звуков произносится шепотом, а второй с участием голоса. Ребенку предоставляется возможность многократного прослушивания этих звучаний до достижения их полного различия.

В дальнейшем ребенку предлагаются самые разнообразные упражнения. Например:

а) знакомство с буквами;

б) раскладывание под буквами Ш и Ж картинок, в названиях которых содержатся соответствующие звуки (ШАПКА, ЛАНДЫШ, ШАРФ, ЖИЛЕТ, ЖАКЕТ и т. д.);

в) название ребенком слов;

г) показ буквы Ш и Ж в ответ на произносимое взрослым слово;

д) название ребенком пропущенной в слове буквы Ш или Ж (КО…КА, КО…А, ЛО. ЕЧКА, ДУ., ПО. АР).

Должное внимание следует уделять и специальным упражнениям в фонетическом анализе слов, включая недифференцируемые ребенком звуки. Например, ему предлагается определить, перед каким звуком (или после какого звука) слышится в слове Ш или Ж; предлагается придумать слово.

Особое внимание надо обратить на воспитание слуховой дифференциации твердых - мягких и звонких - глухих согласных.

Вся проводимая работа по слуховой дифференциации звуков обязательно должна сопровождаться письменными упражнениями.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ОШИБОК ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА

1. На уровне буквы.

• различение правильного и зеркального изображения буквы.

анализ состава и структуры написания букв: «Буква сломалась», «Допиши букву»

• тренировка зрительного восприятия буквы

• лепка букв, составление буквы из палочки

• ощупывание букв (наждак, гречка)

• демонстрация букв разного шрифта, разного положения.

• зачеркивание нужной буквы в тексте.

2. На уровне слога.

• отхлопать, отстучать слоги.

• придумать слова на заданный слог в нужном месте,

• составление схем слогов,

• чтение слогов по кубикам Зайцева,

• называние гласных в слогах.

• запись слогов

• определение количества слогов с показом цифры,

• составление слов из слогов данных в беспорядке.

3. На уровне слова.

• длинные и короткие слова

• подбор нужного слова

• деление слов на слоги

• подбор к ритмическому рисунку

• ударение

• схемы слов

• слияние

• подбор родственных слов

• исключение лишних слов

• разделение слова на слоги, перестановка (СОС-НА, НА-СОС)

• замена звуков в слове

• составление слов из одного длинного

• из двух слов – одно (длинное ухо – длинноухий)

• синонимы, антонимы, рифмы.

• подготовка к усвоению словарных слов

• ИЗО граммы (ДОМ)

4. На уровне предложений

• по схеме

• по интонации

• перестановка слов

• исключение слов в предложении

• выделение границ предложений в тексте

• соединение разорванного предложения

• выделение слов и предложений в слитном тексте.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик»Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик» .

Дидактическая игра по развитию фонематического слуха «Построим пирамиду»Дидактическая игра по развитию фонематического слуха «Построим пирамиду» Задачи: -Развивать у детей фонематический слух. -Совершенствовать умение делить слова на слоги, определять их количество. -Чётко произносить.

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы»Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы» Предлагаю дидактическую игру для развития фонематического слуха. Известно, что фонематический слух формируется к 5 годам. В этом возрасте.

Игры на развитие фонематического слухаИгры на развитие фонематического слуха Умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава слова называется фонематическим слухом. Этот навык лежит в.

Игры для развития фонематического слуха Основным компонентом восприятия речи является фонематический слух. Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные.

Игры на развитие фонематического слуха Красный – белый Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух. Оборудование. По два кружка на каждого ребёнка (красный и зелёный).

Консультация для родителей «Нарушение сна у ребёнка» Сон- физиологический процесс, необходимый как для взрослых, так и для детей. Во время сна организм восполняет энергию, потраченную в течение.

Занятие по развитию фонематического слуха звука [Ш] в средней группеЗанятие по развитию фонематического слуха звука [Ш] в средней группе Цель: -Закрепить у детей правильное произношение звука [ Ш ]. -Развивать фонематический слух -Упражнять в образовании глаголов при помощи.

Занятие по развитию фонематического слуха «Звуки [А], [О], [У], [И]» в средней группеЗанятие по развитию фонематического слуха «Звуки [А], [О], [У], [И]» в средней группе Цель: - дифференциация гласных звуков в словах и фразах; - развивать фонематическое восприятие; Оборудование: Магнитная доска, предметные.

«Звуки [л]-[л’]». Конспект занятия по развитию фонематического слуха у детей 4–5 лет«Звуки [л]-[л’]». Конспект занятия по развитию фонематического слуха у детей 4–5 лет Цель: - Закрепить правильное произношение звуков л-ль в речи - Учить дифференцировать изучаемые звуки. Оборудование: картинки мальчик.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Нарушение фонематического слуха. Профилактика дисграфии»
Опубликовано: 6 апреля 2023 в 21:10
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Нарушение фонематического слуха. Профилактика дисграфии»» (включая файлы) размещена пользователем Гульнара Асхатовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД