Гульнара Асхатовна
Консультация для родителей «Нарушение фонематического слуха. Профилактика дисграфии»
▼ Скачать + Заказать документы
Нарушение фонематического слуха может повлечь за собой вторичное нарушение – дисграфию, стойкое нарушение процесса письма.
Симптомы, по которым можно распознать дисграфию, заключаются в специфических и повторяющихся ошибках на письме, не связанных с незнанием грамматических правил. Основная особенность этих ошибок заключается в следующем: они допускаются там, где написание слов, казалось бы, не вызывает никаких затруднений. (Например, ребенок пишет ЗУК вместо ЖУК, ЯШИК вместо ЯЩИК, ТОМ вместо ДОМ и т. п.) Не напрасно родители и педагоги общеобразовательных школ называют эти ошибки "странными”. Вот наиболее часто встречаются из таких ошибок:
Публикация «Консультация для родителей „Нарушение фонематического слуха, Профилактика дисграфии“» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Консультации для родителей
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
• замена букв (СЛЯПА вместо ШЛЯПА);
• пропуски букв (ЗОТИК вместо ЗОНТИК);
• вставка лишних букв (ЛАНМПА вместо ЛАМПА, МАРТКА вместо МАРКА);
• перестановка букв (КОНРИ вместо КОРНИ, ВСЕТ вместо СВЕТ);
• недописание слов (КРАСН вместо КРАСНЫЙ, ДОРОГ вместо ДОРОГА);
• слияние нескольких слов в одно (ДЕТИИГРАЛИ вместо ДЕТИ ИГРАЛИ);
• разделение одного слова на части (У ТЮГ, О КНО).
Письменная речь. Формируется только на основе устной, и между ними существует тесное взаимодействие. Основное назначение письменной речи состоит в том, чтобы как можно точнее передать устную речь.
Для обеспечения такой возможности в языке имеется целая система письменных знаков (букв, каждый из которых соответствует вполне определенному звуку устной речи. Поэтому в процессе письма мы должны каждый слышимый (или мысленно представляемый) звук речи обозначить нужной буквой, строго сохраняя к тому же последовательность. Только при этом условии записанное в виде буквенных знаков слово при чтении может быть вновь переведено в последовательность звуков и узнано. Если же по каким-либо причинам звуки будут обозначены не теми буквами и не в должном порядке, то при чтении мы уже не сможем воспроизвести и узнать записанное слово.
Для успешного овладения письмом (его техникой)’ у ребенка уже в дошкольном возрасте должны быть сформированы следующие не-обходимые предпосылки письма:
1. Различие на слух всех звуков речи, включая акустические и артикуляторно близкие (звонкие - глухие, мягкие - твердые, свистящие - шипящие);
2. Правильное произношение всех речевых звуков (в плане от-сутствия замен одних звуков другими, типа СЫСКА вместо ШИШКА);
3. Владение простейшими видами анализа, доступными детям дошкольного возраста, а именно:
а) выделение звука на фоне слова ( например: есть ли звук Р в слове РОЗА? А в словах ШАР, КАРТИНА);
б) определение места звука в слове (начало, середина, конец)
в) выделение ударного гласного звука из начала и конца слова ( например: какой первый звук в слове АИСТ; какой последний звук в слове ВЕСНА?")
4. Достаточный уровень сформированности зрительно-пространственных представлений (умение различать предметы и геометрические фигуры по форме, величине, расположению в пространстве).
В случае несформированности названных предпосылок письма к началу обучения грамоте ребенок неизбежно встретится с большими трудностями при усвоении начертаний букв, при соотнесении каждой буквы с соответствующим звуком и при определении порядка следования букв при записи слова. В дальнейшем к этому неизбежно добавятся и грамматические ошибки.
Также у ребенка к началу школьного обучения может быть не сформирована грамматическая система. Это выражается в неправильном согласовании слов в устной речи, в ошибках при употреблении предлогов и пр. Например, ребенок говорит НА СТУЛЬЕВ вместо НА СТУЛЬЯХ; ГОЛУБАЯ НЕБО вместо ГОЛУБОЕ НЕБО и т. д.
В зависимости от того, какие именно из перечисленных выше предпосылок письма оказались не сформированными, принято выделять разные виды дисграфии :
• - Акустическая дисграфия.
• - Артикуляторно-акустическая дисграфия.
• - Дисграфия на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока.
• - Оптическая дисграфия.
• - Аграмматическая дисграфия.
Остановимся подробно на акустической дисграфии, в основе которой лежат трудности слуховой дифференциации звуков речи.
Для преодоления этого вида дисграфии существует единственно надежный путь – воспитание четкой слуховой дифференциации не различаемых на слух звуков. Необходимо любыми способами довести до его сознания разницу в звучании звуков путем возможно более яркого ее подчеркивания. Для этой цели на первом этапе удобнее всего отождествить эти звуки со звуками окружающей природы (например, звук Ш – шум леса, а Ж – жужжание жука). Обращайте внимание и на то, что первый из этих звуков произносится шепотом, а второй с участием голоса. Ребенку предоставляется возможность многократного прослушивания этих звучаний до достижения их полного различия.
В дальнейшем ребенку предлагаются самые разнообразные упражнения. Например:
а) знакомство с буквами;
б) раскладывание под буквами Ш и Ж картинок, в названиях которых содержатся соответствующие звуки (ШАПКА, ЛАНДЫШ, ШАРФ, ЖИЛЕТ, ЖАКЕТ и т. д.);
в) название ребенком слов;
г) показ буквы Ш и Ж в ответ на произносимое взрослым слово;
д) название ребенком пропущенной в слове буквы Ш или Ж (КО…КА, КО…А, ЛО. ЕЧКА, ДУ., ПО. АР).
Должное внимание следует уделять и специальным упражнениям в фонетическом анализе слов, включая недифференцируемые ребенком звуки. Например, ему предлагается определить, перед каким звуком (или после какого звука) слышится в слове Ш или Ж; предлагается придумать слово.
Особое внимание надо обратить на воспитание слуховой дифференциации твердых - мягких и звонких - глухих согласных.
Вся проводимая работа по слуховой дифференциации звуков обязательно должна сопровождаться письменными упражнениями.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ОШИБОК ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА
1. На уровне буквы.
• различение правильного и зеркального изображения буквы.
• анализ состава и структуры написания букв: «Буква сломалась», «Допиши букву»
• тренировка зрительного восприятия буквы
• лепка букв, составление буквы из палочки
• ощупывание букв (наждак, гречка)
• демонстрация букв разного шрифта, разного положения.
• зачеркивание нужной буквы в тексте.
2. На уровне слога.
• отхлопать, отстучать слоги.
• придумать слова на заданный слог в нужном месте,
• составление схем слогов,
• чтение слогов по кубикам Зайцева,
• называние гласных в слогах.
• запись слогов
• определение количества слогов с показом цифры,
• составление слов из слогов данных в беспорядке.
3. На уровне слова.
• длинные и короткие слова
• подбор нужного слова
• деление слов на слоги
• подбор к ритмическому рисунку
• ударение
• схемы слов
• слияние
• подбор родственных слов
• исключение лишних слов
• разделение слова на слоги, перестановка (СОС-НА, НА-СОС)
• замена звуков в слове
• составление слов из одного длинного
• из двух слов – одно (длинное ухо – длинноухий)
• синонимы, антонимы, рифмы.
• подготовка к усвоению словарных слов
• ИЗО граммы (ДОМ)
4. На уровне предложений
• по схеме
• по интонации
• перестановка слов
• исключение слов в предложении
• выделение границ предложений в тексте
• соединение разорванного предложения
• выделение слов и предложений в слитном тексте.