Кузьмина Наталья
Конспект НОД по познавательному развитию «Моя семья» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию на тему «Моя семья»
в подготовительной группе
Тема: «Моя семья» для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: обобщать и систематизировать представления детей о семье (люди, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге).
Задачи:
- формировать представление о значении семьи в жизни ребенка;
- закреплять представления о родственных отношениях и взаимосвязях;
- знать понятия «отчество», «род»;
- воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи;
- побуждать детей называть имя, отчество, фамилию членов семьи, рассказывать о
членах семьи, о том, что они любят делать.
Словарная работа: семья, фамилия, отчество.
Предварительная работа:
Беседы «Моя семья», «Мои братья и сёстры» (с использованием фотографий, «Мне хорошо, когда…», «О том, как нужно вести себя с мамой, с папой, с остальными членами своей семьи». Составление рассказов «Наши семейные традиции».
Оборудование: Ребус «СЕМЬ Я», фотография семьи. доска, шляпа, мяч, картинки «тучки» и «солнышка», карточки - подсказки для дидактической игры «Семейные обязанности».
Ход НОД:
1. Вводно - организационный момент.
Дети стоят в кругу
«Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся».
Ребята, с помощью рукопожатия я передаю вам всю свою доброту, положительные эмоции, хорошее настроение, дружбу и это все идет от меня к вам и по кругу возвращается ко мне. Я чувствую, что каждый из вас добавил частичку своей доброты, дружбы. Пусть же она греет вас и не покидает на протяжении всего дня!
2. Мотивация на деятельность.
Проблемная ситуация. Ребус «7Я»
- Ребята, внимание на доску. Ребус «7 – Я». Здесь зашифровано слово, разгадав которое, мы узнаем тему нашей беседы. Кто готов прочитать, какое слово здесь зашифровано? (СЕМЬЯ)
3. Сообщение темы. Беседа с детьми по теме.
- Правильно. Сегодня мы будем говорить о семье. (Показ фотографии семьи)
- Как вы думаете, что же такое семья? Кто для вас самый близкий, самый заботливый, самый родной? (Ответы детей)
Семья – это самые близкие и дорогие люди, родственники, которые любят друг друга и заботятся друг о друге.
- Я предлагаю вам подумать и ответить на вопрос:
«Что есть у всех людей, но у каждого человека своё?»
Дети: Имя.
Воспитатель: Правильно имя, когда человек родился, он имеет право на имя.
И нарушать это право нельзя, и подтверждается оно вот таким документом
«Свидетельство о рождении» (показ картинки). У вас у всех есть такой документ. Здесь прописаны все данные о человеке, когда он родился и где, как его имя, кто его родители.
- Ребята, а чем отличаются люди из разных семей?
Дети: Фамилией.
Воспитатель: У меня есть вот такая шляпа, вы будете примерять эту шляпу и называть свою фамилию и имя.
Дети: Меня зовут, моя фамилия….
Воспитатель: Ребята, ответьте мне, пожалуйста, как называют людей, живущих в одном доме, квартире?
Дети: Семья
Воспитатель: Совершенно верно, каждый человек имеет право, как на имя, так и на семью, а каких родственников объединяет семья?
Дети (ответы)
Воспитатель: Семья объединяет родных - родителей, детей, дедушек, бабушек, братьев, сестёр. Это наши родственники, родня.
А какие же они, родные и дорогие нам люди?
Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке.
Игра с мячом, «Какой, какая»
Мама (какая) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная:
Папа - строгий, умный, сильный:
Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая:
Дедушка - старый, мудрый, седой:
Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая:
Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный.
4. Физкультминутка:
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать; (указательным пальцем пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья! (загибают поочередно пальцы на руке)
Воспитатель: Семейные обязанности. У каждой семьи, как у отдельного человека, есть свои потребности. Если эти потребности не удовлетворять, жизнь станет невозможной. Ну, например, долго ли вы сможете обходиться без еды? Но ведь еда сама не появляется у вас в тарелке, да и тарелки сами не моются. И, тем не менее, вы живете спокойно. Это значит, что кто-то о вас заботится. И эти «кто-то» - ваша семья. Сейчас об этом мы с вами и поговорим. Я буду называть по порядку обязанности, а вы подумайте, кто выполняет их в вашей семье (ответы детей). Эти обязанности пока выполняют старшие члены вашей семьи. Но когда вы подрастете, вы научитесь все это делать самостоятельно.
Дидактическая игра «Семейные обязанности».
Сейчас мы с вами будем распределять обязанности. На доске картинки с изображением членов семьи. На столе карточки схемы с изображением семейных обязанностей. По очереди вы будете подходить, и размещать под изображением свою карточку с обязанностями.
Вот видите, у каждого члена семьи есть свои обязанности. Мамы и папы ходят на работу, чтобы заработать деньги, покупают одежду, продукты, создают уют в доме.
Воспитатель: Все семьи одинаковые или разные?
Воспитатель: Правильно, все семьи разные : есть семьи большие, есть маленькие.
И не важно, какая семья, большая или маленькая, главное, чтобы в семье были всегда мир, уважение.
Предлагаю поиграть в интересную игру "Солнышко и тучка". Я называю ситуации, которые могут произойти в каждой семье; если она вызывает положительные эмоции, радость, то вы показываете солнышко, а если плохое поведение, разочарование, то тучку. Договорились?
Д/и «Радость и печаль»
- Нарисовали красивую картину;
- Подрались с другом;
- Съели манную кашу;
- Убрали игрушки на место;
- Порвали книгу;
- На прогулке замарали куртку;
- Разбили чашку;
- Уступили место в автобусе бабушке;
- Помогли маме с уборкой
- Отыскали потерянные бабушкой очки;
- Сломали стул.
5. Практическая работа. Раскрашивание сердечек.
Воспитатель: Молодцы, вы умеете радовать своих родителей, знаете, как себя вести и я хочу, чтоб вы их сегодня вечером еще порадовали и подарили им сердечки. Но они не закончены, давайте мы их с вами раскрасим.
(дети раскрашивают свои сердечки)
6. Итог занятия.
Воспитатель: Теперь я предлагаю вам взяться за руки и образовать круг. Представим, что мы с вами тоже большая дружная семья. Пока в семье дружба, все держатся друг за друга, получается круг, внутри которого царит любовь, уважение, доброта. Но вдруг, в семье возникает ссора, кто-то обиделся на другого члена семьи, и уже круг дружной семьи разъединился. И все добро, уважение и любовь стали вытекать через это отверстие. Давайте мы с вами с уважением будем относиться к членам своей семьи, уважать старших, помогать младшим.
Давайте вместе повторим такие слова:
Семья-это важно. Семья-это сложно. Но счастливо жить одному невозможно!
- Воспитатель: Как хорошо ребята, что у вас всех есть семьи! Вы – самые счастливые дети на свете, потому, что в ваших семьях любят друг друга, дружно живут вместе.
Семья – это труд, друг о друге забота.
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья,
Какая хорошая ваша семья!
- Ребята, давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня? (дети встают в круг, воспитатель берет мяч.) Ребята, я задам вопрос и брошу одному из вас мяч, вы поймаете его и ответьте на мой вопрос, когда закончите, вернете мяч.
- Что такое семья? Кто такие родственники? Как другими словами можно назвать папу и маму? Как люди должны жить в семье?