евгения калинина
Консультация для педагогов по ТРИЗ «Метод маленьких человечков» в работе с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов «Использование ММЧ (метод маленьких человечков) в работе с детьми.
Подготовила и провела Калинина Евгения Анатольевна
Публикация «Консультация для педагогов по ТРИЗ „Метод маленьких человечков“ в работе с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Метод МЧ помогает реализовать задачи для раскрытия творческого потенциала дошкольников. На первый взгляд, может показаться сложным, но если разобраться, уверяю – это очень увлекательно, интересно, результативно. Как для детей, так и для педагога. В работе со старшими дошкольниками я применяю метод «Моделирование маленькими человечками» позволяющий наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия предметов и их элементов
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально - практическим путем. Каждый дошкольник-маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающим для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности, надо способствовать его дальнейшему развитию. Поэтому важным считаю применение методов и приёмов ТРИЗ, для развития фантазии, речи, научить их мыслить системно, понимать происходящие процессы в природе.
Перед собой я поставила следующие задачи:
-Познакомить с ММЧ
-Побудить к использованию метода «Моделирование маленькими человечками» в совместной деятельности педагога с детьми;
- Активизировать и поддерживать творческий потенциал педагогов, развивать профессиональную компетентность.
Сегодня мы опробуем метод ММЧ
Это метод помогает формированию диалектических представлений о различных объектах и процессах живой и неживой природы, развивает мышление ребенка, стимулирует его любознательность. В играх и упражнениях с МЧ развиваются воображение и фантазия, следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой творческой личности.
1 этап
При знакомстве с Маленькими человечками помогает волшебник Физикус, который рассказывает детям сказку:
.
„Сказка про маленьких человечков"
(чтение сказки сопровождается показом схем)
Жили-были маленькие человечки, и отправились они гулять по белу свету. Они были такие маленькие, что их никто не замечал. Им так стало обидно, что они стали топать ногами и кричать, но их все равно никто не видел. Тогда один из них предложил: „ Давайте возьмемся крепко за руки и пойдем из этой страны, где нас никто не замечает. " Так они и сделали. ()
Но тут вот что случилось. Только они взялись крепко за руки, как все их увидели. Посмотрите, какая большая гора, какой твердый камень, какое прочное стекло, железо и дерево",- говорили все вокруг. Что это с нами случилось,- удивились человечки, мы стали деревом, металлом, стеклом и камнем". Им стало так хорошо и весело, что они захлопали в ладоши. Но как только они перестали держаться за руки, с гор побежала вода.
Значит, если мы будем крепко держаться за руки, то будем твердыми веществами, а если будем просто стоять рядом, то будем жидкостями",- сказали человечки.
А самые непослушные человечки не хотели держаться за руки и рядом стоять не хотели. Они стали бегать, прыгать, кувыркаться и превратились они в воздух, дым над костром и в запах маминых духов.
Так теперь и живут маленькие человечки.
В твердых веществах они крепко держатся за руки, и чтобы их разъединить, нужно приложить усилие.
В жидкостях они стоят рядом друг с другом. Эта связь непрочная, их можно разъединить (например, перелить воду)
В газообразных веществах они бегают и прыгают. Они могут жить в различных запахах, пузырьках.
Педагог : С чего предлагается начать работу для знакомства с человечками. Работа начинается с предварительной беседы, я рассказываю, что все предметы состоят из частей, и предлагаю назвать, из каких частей состоит, например, кирпич, бумага, мыло, проволока, камень и так далее. Обычно дети дают такие ответы: «Кирпич состоит из маленьких кусочков кирпича», «Мыло состоит из маленьких кусочков мыла»…
Обобщая ответы детей, я указываю, что эти маленькие частицы, из которых состоят вещества, называются «молекулы». Можно сказать, что кирпич состоит из молекул кирпича, вода - из молекул воды, бумага - из молекул бумаги…
-О молекулах вы подробно узнаете, когда будете учиться в школе. А пока вы маленькие, вместо слова «молекулы» мы будем говорить «маленькие человечки».
Сейчас мы отправимся с вами в страну маленьких человечков.
город «Твёрдых человечков»
Игра «Назови твёрдое»
(игра с мячом)
Задача участников: назвать различные твёрдые предметы. Кто ошибся или повторил - тот выходит из игры. Только важно помнить, что твердое-то то, что не жидкое.
-Ну что, мы побывали в городе твёрдых человечков, теперь оправляемся дальше.
Вот мы с вами прибыли в город «Жидких человечков»
Давайте дорогие друзья поближе познакомимся с жидкими человечками. Кто же они такие?
В этом городе человечки ведут себя по разному, в разные времена года. Зимой они превращаются в лёд «человечки крепко держатся за руки. Когда наступает весна, становится тепло, они опускают руки, перестают держаться, и превращаются в жидкость. Это «жидкие человечки», которые легко могут перемещаться.
-Что бывает жидким? (вода, сок, компот, кефир.)
-Что же умеют делать жидкие человечки? (течь, капать, переливаться, разливаться,)
Педагог : Давайте немного разогреемся и поиграем.
Игра «Замри»
Правила: дети свободно перемещаются по группе. Когда воспитатель подает сигнал (бубном или колокольчиком, они превращаются в «ледяных», т. е. должны замереть – «замерзнуть», повторный сигнал –«растаяли».
Педагог : Давайте теперь оправимся в город «Газообразных человечков»
Газообразных человечков можно почувствовать, если подуть на ладошку. Эти «человечки» очень подвижны, они могут бегать в воздухе в разные стороны, кто куда захочет. Воздух состоит их «человечков газа».
Некоторых «газовых человечков» можно увидеть, когда кипит вода, она превращается в пар, который хорошо виден.
Педагог : Жители того города очень любят двигаться, давайте и мы с вами поиграем.
Подвижная игра «Маленькие человечки»
Педагоги-дети выступают в роли маленьких человечков и показывают, в каком веществе какие человечки живут. Воспитатель говорит:
камень - дети берутся за руки,
сок - дети становятся рядом друг с другом, соприкасаясь локтями,
воздух - дети отбегают друг от друга, болтая при этом руками и ногами и т. д.
2 этап
Педагог : Работа с карточками «Маленьких человечков»
Педагог подготавливает набор карточек, где символически изображены маленькие человечки :
Педагог предлагает рассмотреть модели и предлагает ответить, что это такое может быть.
Примеры карточек Объяснение карточки Варианты ответов
Что-то жидкое на чем-то твердом Лужа на асфальте, роса на ветке, слеза на щеке и так далее.
Что-то жидкое в чем-то твёрдом
Что – то твердое на твердом Чай в стакане, бутылка молока, чернила в стакане, вода в бассейне и др.
Камень на земле, конфета на столе, и др.
Скажите, что можно изменить во второй схеме, чтобы это была не бутылка молока, а бутылка лимонада? (добавить «газообразных человечков»)
3 этап
Дети превращаются в маленьких человечков и изображают, например дерево (обсуждается, из каких частей состоит дерево, распределяются роли, сначала с помощью воспитателя, а затем, самостоятельно)
- Сначала надо построить ствол - выбираются дети, которые после обсуждения, выяснив, что ствол твердый, берутся крепко за руки, затем, выясняется, что еще есть в дереве – сок, выбирают детей, которые встают в середину, и ставят руки на пояс.
Аналогично, строят модель бутылки с соком, с лимонадом, пружины и резинки.
4 этап
Работа с карточками МЧ
1. Показываю карточку, дети придумывают предметы. (что может быть например круглым и твердым, квадратным и твердым…
2. Игровые задания.
-Белочка хочет поставить цветы в вазу, помогите ей выбрать нужную. Объясните, почему выбрали эту.
-Слоник хочет поиграть в кубики, помогите выбрать нужный мешочек.
-Мышонок хочет запустить воздушного змея, Что ему может помочь?
3. Карточки-превращения
*Было твердым, стало жидким, что это может быть?
Найти нужную карточку, и выставить на доске.
*Было жидким, стало твердым.
*Было жидким, стало газообразным.
4. Подбор карточек к изображениям – аквариум с камнем в воде, и аквариум с камнем без воды,
5. В свободное время игры с карточками, моделирование каких либо объектов.
6. Рисование с помощью маленьких человечков, загадки друг другу.
5 этап
На последнем этапе, вводим знаки плюс и минус.
Провести с детьми опыт :
Два стакана с водой, в один стакан опускаем кубик, что будет с кубиком? ОН не растворится, рисую на доске схему.
Во второй стакан с водой бросаю кубик сахара, как думаете, что произойдет? Показываю схему, объясняю знаки плюс и минус.