Папки-передвижки

Консультация для педагогов по ТРИЗ «Метод маленьких человечков» в работе с детьми старшего дошкольного возраста

евгения калинина
Консультация для педагогов по ТРИЗ «Метод маленьких человечков» в работе с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для педагогов «Использование ММЧ (метод маленьких человечков) в работе с детьми.

Подготовила и провела Калинина Евгения Анатольевна

Публикация «Консультация для педагогов по ТРИЗ „Метод маленьких человечков“ в работе с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Метод МЧ помогает реализовать задачи для раскрытия творческого потенциала дошкольников. На первый взгляд, может показаться сложным, но если разобраться, уверяю – это очень увлекательно, интересно, результативно. Как для детей, так и для педагога. В работе со старшими дошкольниками я применяю метод «Моделирование маленькими человечками» позволяющий наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия предметов и их элементов

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально - практическим путем. Каждый дошкольник-маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающим для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности, надо способствовать его дальнейшему развитию. Поэтому важным считаю применение методов и приёмов ТРИЗ, для развития фантазии, речи, научить их мыслить системно, понимать происходящие процессы в природе.

Перед собой я поставила следующие задачи:

-Познакомить с ММЧ

-Побудить к использованию метода «Моделирование маленькими человечками» в совместной деятельности педагога с детьми;

- Активизировать и поддерживать творческий потенциал педагогов, развивать профессиональную компетентность.

Сегодня мы опробуем метод ММЧ

Это метод помогает формированию диалектических представлений о различных объектах и процессах живой и неживой природы, развивает мышление ребенка, стимулирует его любознательность. В играх и упражнениях с МЧ развиваются воображение и фантазия, следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой творческой личности.

1 этап

При знакомстве с Маленькими человечками помогает волшебник Физикус, который рассказывает детям сказку:

.

„Сказка про маленьких человечков"

(чтение сказки сопровождается показом схем)

Жили-были маленькие человечки, и отправились они гулять по белу свету. Они были такие маленькие, что их никто не замечал. Им так стало обидно, что они стали топать ногами и кричать, но их все равно никто не видел. Тогда один из них предложил: „ Давайте возьмемся крепко за руки и пойдем из этой страны, где нас никто не замечает. " Так они и сделали. ()

Но тут вот что случилось. Только они взялись крепко за руки, как все их увидели. Посмотрите, какая большая гора, какой твердый камень, какое прочное стекло, железо и дерево",- говорили все вокруг. Что это с нами случилось,- удивились человечки, мы стали деревом, металлом, стеклом и камнем". Им стало так хорошо и весело, что они захлопали в ладоши. Но как только они перестали держаться за руки, с гор побежала вода.

Значит, если мы будем крепко держаться за руки, то будем твердыми веществами, а если будем просто стоять рядом, то будем жидкостями",- сказали человечки.

А самые непослушные человечки не хотели держаться за руки и рядом стоять не хотели. Они стали бегать, прыгать, кувыркаться и превратились они в воздух, дым над костром и в запах маминых духов.

Так теперь и живут маленькие человечки.

В твердых веществах они крепко держатся за руки, и чтобы их разъединить, нужно приложить усилие.

В жидкостях они стоят рядом друг с другом. Эта связь непрочная, их можно разъединить (например, перелить воду)

В газообразных веществах они бегают и прыгают. Они могут жить в различных запахах, пузырьках.

Педагог : С чего предлагается начать работу для знакомства с человечками. Работа начинается с предварительной беседы, я рассказываю, что все предметы состоят из частей, и предлагаю назвать, из каких частей состоит, например, кирпич, бумага, мыло, проволока, камень и так далее. Обычно дети дают такие ответы: «Кирпич состоит из маленьких кусочков кирпича», «Мыло состоит из маленьких кусочков мыла»

Обобщая ответы детей, я указываю, что эти маленькие частицы, из которых состоят вещества, называются «молекулы». Можно сказать, что кирпич состоит из молекул кирпича, вода - из молекул воды, бумага - из молекул бумаги…

-О молекулах вы подробно узнаете, когда будете учиться в школе. А пока вы маленькие, вместо слова «молекулы» мы будем говорить «маленькие человечки».

Сейчас мы отправимся с вами в страну маленьких человечков.

город «Твёрдых человечков»

Игра «Назови твёрдое»

(игра с мячом)

Задача участников: назвать различные твёрдые предметы. Кто ошибся или повторил - тот выходит из игры. Только важно помнить, что твердое-то то, что не жидкое.

-Ну что, мы побывали в городе твёрдых человечков, теперь оправляемся дальше.

Вот мы с вами прибыли в город «Жидких человечков»

Давайте дорогие друзья поближе познакомимся с жидкими человечками. Кто же они такие?

В этом городе человечки ведут себя по разному, в разные времена года. Зимой они превращаются в лёд «человечки крепко держатся за руки. Когда наступает весна, становится тепло, они опускают руки, перестают держаться, и превращаются в жидкость. Это «жидкие человечки», которые легко могут перемещаться.

-Что бывает жидким? (вода, сок, компот, кефир.)

-Что же умеют делать жидкие человечки? (течь, капать, переливаться, разливаться,)

Педагог : Давайте немного разогреемся и поиграем.

Игра «Замри»

Правила: дети свободно перемещаются по группе. Когда воспитатель подает сигнал (бубном или колокольчиком, они превращаются в «ледяных», т. е. должны замереть – «замерзнуть», повторный сигнал –«растаяли».

Педагог : Давайте теперь оправимся в город «Газообразных человечков»

Газообразных человечков можно почувствовать, если подуть на ладошку. Эти «человечки» очень подвижны, они могут бегать в воздухе в разные стороны, кто куда захочет. Воздух состоит их «человечков газа».

Некоторых «газовых человечков» можно увидеть, когда кипит вода, она превращается в пар, который хорошо виден.

Педагог : Жители того города очень любят двигаться, давайте и мы с вами поиграем.

Подвижная игра «Маленькие человечки»

Педагоги-дети выступают в роли маленьких человечков и показывают, в каком веществе какие человечки живут. Воспитатель говорит:

камень - дети берутся за руки,

сок - дети становятся рядом друг с другом, соприкасаясь локтями,

воздух - дети отбегают друг от друга, болтая при этом руками и ногами и т. д.

2 этап

Педагог : Работа с карточками «Маленьких человечков»

Педагог подготавливает набор карточек, где символически изображены маленькие человечки :

Педагог предлагает рассмотреть модели и предлагает ответить, что это такое может быть.

Примеры карточек Объяснение карточки Варианты ответов

Что-то жидкое на чем-то твердом Лужа на асфальте, роса на ветке, слеза на щеке и так далее.

Что-то жидкое в чем-то твёрдом

Что – то твердое на твердом Чай в стакане, бутылка молока, чернила в стакане, вода в бассейне и др.

Камень на земле, конфета на столе, и др.

Скажите, что можно изменить во второй схеме, чтобы это была не бутылка молока, а бутылка лимонада? (добавить «газообразных человечков»)

3 этап

Дети превращаются в маленьких человечков и изображают, например дерево (обсуждается, из каких частей состоит дерево, распределяются роли, сначала с помощью воспитателя, а затем, самостоятельно)

- Сначала надо построить ствол - выбираются дети, которые после обсуждения, выяснив, что ствол твердый, берутся крепко за руки, затем, выясняется, что еще есть в дереве – сок, выбирают детей, которые встают в середину, и ставят руки на пояс.

Аналогично, строят модель бутылки с соком, с лимонадом, пружины и резинки.

4 этап

Работа с карточками МЧ

1. Показываю карточку, дети придумывают предметы. (что может быть например круглым и твердым, квадратным и твердым…

2. Игровые задания.

-Белочка хочет поставить цветы в вазу, помогите ей выбрать нужную. Объясните, почему выбрали эту.

-Слоник хочет поиграть в кубики, помогите выбрать нужный мешочек.

-Мышонок хочет запустить воздушного змея, Что ему может помочь?

3. Карточки-превращения

*Было твердым, стало жидким, что это может быть?

Найти нужную карточку, и выставить на доске.

*Было жидким, стало твердым.

*Было жидким, стало газообразным.

4. Подбор карточек к изображениям – аквариум с камнем в воде, и аквариум с камнем без воды,

5. В свободное время игры с карточками, моделирование каких либо объектов.

6. Рисование с помощью маленьких человечков, загадки друг другу.

5 этап

На последнем этапе, вводим знаки плюс и минус.

Провести с детьми опыт :

Два стакана с водой, в один стакан опускаем кубик, что будет с кубиком? ОН не растворится, рисую на доске схему.

Во второй стакан с водой бросаю кубик сахара, как думаете, что произойдет? Показываю схему, объясняю знаки плюс и минус.

Публикации по теме:

«Аукцион педагогических идей». Семинар для педагогов по использованию технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста«Аукцион педагогических идей». Семинар для педагогов по использованию технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста «Аукцион педагогических идей» (территориальный практико-ориентированный семинар в формате аукциона педагогических идей «Возможности применения.

Использование метода «Маленьких человечков» в работе с детьми В игре у детей у детей складывается символическая (знаковая функция сознания, состоящая в использовании вместо реальных предметов их заместителей.

Использование приёмов ТРИЗ — технологии в работе с детьми дошкольного возраста 2 слайд Идея создания программы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) принадлежит Генриху Сауловичу Альтшуллеру, изобретателю, писателю.

Консультация для воспитателей «Гимнастика пробуждения в работе с детьми дошкольного возраста» Гимнастика пробуждения в работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО. Воспитатель: Попова Н. О. МАДОУ «Детский сад Колобок».

Консультация «Словесные игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи» Опыт показывает, что рассказы детей с ТНР бедны выразительными средствами, в них часто отсутствуют простые распространенные и сложные предложения.

Мастер-класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ в работе с детьми дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ в работе с детьми дошкольного возраста» Мастер-класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Цель: Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих.

Метод маленьких человечков для создания представлений о внутренней структуре тел живой и неживой природы  ММЧ – дает представление об окружающем мире на микроуровне. ММЧ разработан ГС. Альтшуллером для решения изобретательных задач. ММЧ - это.

Отчет по самообразованию «Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста» Тема по самообразованию «Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста». Считаю, что выбранная технология является.

Применение ТРИЗ технологии «метода каталога» в работе с детьми дошкольного возраста Применение ТРИЗ технологии «метода каталога» в работе с детьми дошкольного возраста. Слайд № 1 «ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий.

Мастер-класс для педагогов «Использование технологии детского проектирования в работе с детьми дошкольного возраста» Тема мастер-класса «Использование технологии детского проектирования в работе с детьми дошкольного возраста» Цель: повышение профессиональной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов по ТРИЗ «Метод маленьких человечков» в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 15 октября 2018 в 15:19
+28Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов по ТРИЗ «Метод маленьких человечков» в работе с детьми старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем евгения калинина (УИ 1653616) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД