Людмила Полюхова
Применение ТРИЗ технологии «метода каталога» в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Применение ТРИЗ технологии «метода каталога»
в работе с детьми дошкольного возраста.
Слайд № 1 «ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной, так и в играх и режимных моментах). Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка дошкольника.
Темочки:
Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению.
Слайд № 2 Теория Решения Изобретательских Задач, подкреплённая научными исследованиями появилась в 50-х годах 20-ого века. Автор Генрих Саулович Альтшуллер – отечественный изобретатель, писатель, фантаст.
В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста.
Слайд № 3 Методы ТРИЗ :
1. Метод мозгового штурма
2. Метод каталога
3. Метод фокальных объектов
4. Метод системный анализ
5. Метод морфологического анализа
6. Метод золотой рыбки
7. Моделирование маленькими человечками
8. Метод противоречий
9. Мышление по аналогии
10. Типовые приемы фантазирования
Слайд № 4 Уважаемые коллеги, я хочу вас познакомить с «методом каталога». Метод каталога был разработан в 20-х годах XX века профессором Берлинского университета Иоганн Эмиль Кунце. Этот метод успешно адаптирован к работе с дошкольниками.
Метод каталога позволяет в большой степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию. Не секрет, что творческое рассказывание даётся дошкольникам с трудом в силу небольшого опыта монологической речи и бедности активного словаря.
Слайд № 5 Методические рекомендации
Данный метод можно использовать уже в работе с трехлетними детьми. Объекты могут быть спрятаны в «Чудесном мешочке» (игрушки или картинки). Примерная цепочка вопросов для детей 3-х лет:
- Жил-был. Кто?
- С кем он дружил?
- Пришел злой. Кто?
- Кто помог друзьям спастись?
Слайд № 6 При составлении вопросов следует учитывать некоторые общие особенности построения структуры сказок:
• наличие положительного и отрицательного героев;
• зло, причинённое отрицательным героем;
• борьба положительного героя со злом;
• присутствие друзей и помощников и у положительного, и у отрицательного героев, присутствие волшебства.
Слайд № 7 Начиная с пяти лет объекты можно выбирать в книгах. Книги должны быть незнакомы детям. Постепенно цепочка вопросов увеличивается, и шестилетним детям задаются примерно следующие вопросы :
- Жил-был. Кто? Какой он был? (Какое добро умел делать)
- Пошел гулять (путешествовать, смотреть.). Куда?
- Встретил кого злого? Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?
- Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был? Как он мог помочь главному герою? Что стало со злым героем?
- Где наши друзья стали жить?
- Что стали делать?
(Вопросы составлены на основе адаптированного алгоритма сказок В. Я. Проппа).
Слайд № 8 Правила поиска ответа на вопрос:
Задается вопрос детям. Например : «Жил-был кто?»
Ведущий открывает книгу на любой странице и предлагает ребенку указать пальчиком на любое слово (например : «Жил-был. карандаш!») Значит, история будет про карандаш, который попал в беду.
Следующий «ответ» на вопрос ищется на любой другой странице.
Если по сюжету должно быть имя существительное или глагол, а ребенок указал на другую часть речи, педагогу необходимо переделать слово в нужную часть речи, либо найти другое на этой же строчке.
Во время работы с книгой дети могут терять интерес к сочинительству. Для снятия этого эффекта необходимо: «Собирать» сюжет в быстром темпе.
Эмоционально реагировать на каждый «найденный» ответ (удивление, радость, ужас и т. д.).
Использовать приемы драматизации.
Прекратить искать «ответы» в книге, а придумывать вместе с детьми окончание истории, используя элементы «мозгового штурма».
По мере использования данного метода следует стремиться к тому, чтобы дети самостоятельно делали связки наугад выбранных "ответов" и восстанавливали последовательность вопросов.
Иногда роль ведущего берет на себя ребенок. Сам ставит вопросы и «читает» на них ответ. Воспитатель осуществляет функцию контролера.
Время от времени рекомендуется вспоминать составленные истории и рассказывать их так, как делают это артисты-сказочники. Сначала это делает воспитатель, а затем и сами дети.
Детям предлагается оформить свою сказку (проиллюстрировать, чтобы с ней познакомились другие ребята.
Слайд № 9 Мастер-класс.
А сейчас я предлагаю вам сочинить сказку.
Последовательность вопросов может быть следующей:
• О ком сочиняем сказку?
• Он добрый или злой герой?
• Какое добро (зло) он делал?
• С кем он дружил?
• Кто им мешал? Каким образом?
• Как добрый герой боролся со злом?
• Чем всё закончилось?
Предполагаемый ход действия сказки:
1. Жил-был…
2. И был он какой?
3. Умел делать что?
4. Делал он это, потому что…
5. Но в это время жила-была…
6. Она была…
7. Однажды между ними случилось…
8. Им помогла…
9. Сделала она это, чтобы… и т. д.
Данный метод эффективен в работе с небольшим количеством детей (от двух до пяти).
Метод каталога применяют на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и в математическом развитии.
Формируя элементарные математические представления у воспитанников подготовительной группы это метод позволяет придать занятиям комплексный характер (у детей не только формируются математические представления, но и развивается речь, формируются способности к изобразительной деятельности, происходит и познавательное развитие ребёнка).
Можно использовать в работе спички или счетные палочки. Изготовить несколько схем для образца и предложить детям их скопировать (различные деревья, флажки, звёздочки, кораблики и т. д.). Мы используем такую игру. Дети легко справлялись с этими заданиями, им понравилась такая занимательная игра. Сейчас нам хочется её усложнить. Предложить выложить знакомую им сказку с помощью геометрических фигур и спичек (например, сказка «Заюшкина избушка»). Дети учатся фантазировать, воображать. Далее можно предложить детям придумать свою сказку, изобразить её схемой и рассказать, используя эту схему.
Ознакомление с методами ТРИЗ развивает интеллектуальные, познавательные и творческие способности дошкольников в разных видах деятельности: развитие речи, математике, изобразительной, театральной, игровой деятельностях, экологическом воспитании.
Вот какой интересный метод каталога. Я надеюсь, коллеги вы будете использовать этот метод в своей работе с детьми.
Слайд № 10 А своё выступление я хотела бы закончить словами Я. Каменского
«Взрослые могут научить ребенка всему, что они умеют делать сами: творчески научить может только творческий человек». Спасибо за внимание.