галина калицкая
Метод маленьких человечков для создания представлений о внутренней структуре тел живой и неживой природы
▼ Скачать + Заказать документы
ММЧ – дает представление об окружающем мире на микроуровне. ММЧ разработан ГС. Альтшуллером для решения изобретательных задач.
ММЧ - это прием позволяющий объяснить и смоделировать внутреннее строение объектов и взаимодействие между ними. Он позволяет наглядно описать агрегатное состояние вещества. При этом свойства твердых тел, жидкостей и газов моделируют сами дети.
Публикация «Метод маленьких человечков для создания представлений о внутренней структуре тел живой и неживой природы » размещена в разделах
- Неживая природа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Метод маленьких человечков для создания представлений внутренней структуре тел живой и неживой природы, предметов. Объяснить строение тел и их свойства можно так: «Тела, окружающие нас состоят из человечков, но они очень малы и мы их не можем увидеть. Маленькие человечки – это молекулы из которых состоят вещества. Они постоянно движутся. В твердых веществах их очень много и они стоят близко друг к другу и держатся за руки, в жидких человечки стоят не так близко и между ними могут пройти другие человечки руки у них на поясе, а в газах расстояние между человечками очень большое они постоянно в движении вечно бегут куда - то,.»
Суть метода в том, что дети представляют себе маленьких человечков, которые живут и действуют в окружающих предметах и явлениях. Игра в маленьких человечков позволяет представить фазовые переходы вещества, моделировать процессы, происходящие в них, способствуют развитию логического мышления, внимания, наблюдательности. Замена элементов, находящихся в зоне возникновения задачи, живыми существами, раскрепощает мышление и дает возможность совершать самые фантастические действия.
Задача: научить детей анализировать агрегатное состояние вещества и помочь им понять причины такого состояния. Человечки могут думать, производить какие – то действия, вести себя по-разному. У них разные характеры и привычки, они подчиняются определенным действиям. При моделировании можно представить себя на их месте, лучше почувствовать и понять через действия и ощущения строение и взаимодействие веществ.
Работа с детьми проходила в несколько этапов. Сначала мы вместе с детьми выяснили, что все объекты бывают твердые, жидкие и газообразные. Мы обозначали, например камень, воду, пар и т. д. Затем моделировали объекты и явления, состоящие из сочетания разнообразных человечков, например молоко в чашке и т. д. Все это было механическим освоением ММЧ.
На следующем этапе мы с детьми рассматривали объекты в движении. Например, вода льющаяся из крана.
Затем мы с детьми вышли на новый уровень – схематизацию.
Схема помогает показать многосложность взаимодействия окружающего мира и отдельно взятого человечка, представляющего твердое, жидкое или газообразное состояние. С помощью определенных математических символов «=» и «=», т. о. отпадает необходимость рисовать много этих человечков. Эти знаки я использую когда мы отнимаем или прибавляем какой – то элемент, например, рассматриваем магнитик для доски (пластмасса и магнит).
Конспект образовательной деятельности по экологии с применением метода ММЧ
«Волшебные камешки»
Цель: создание представлений о внутренней структуре тел неживой природы.
Задачи:
Продолжать учить детей моделировать внутреннее строение объектов (камня, пластилина).
Учить самостоятельно рисовать схемы твердых веществ.
Развивать внимательность и логическое мышление
Формировать интерес к объектам и явлениям окружающего мира.
Предварительная деятельность : во время прогулки рассматривание камешков, собрать с детьми коллекцию из камней.
Оборудование: камни, подносы с пластилином, схемы твердого, жидкого веществ, карандаши, бумага.
Воспит. : Представьте себе, что мы попали с вами в необычную страну. Эта страна состоит вся из разных камней. И сегодня мы должны как можно больше узнать об том, что же интересное здесь происходит. А помогать нам сегодня будут маленькие человечки.
Воспит. Как вы думаете, откуда берутся камни?
Какие камни бывают?
Подойдите к столу возьмите каждый по камню и выберите схему камня (на столе лежат для каждого схема твердого и жидкого вещества).
Воспит. В этой стране есть и другие твердые вещества. Вот эти камушки. (пластилин) Какие они?
Возьмите карандаши и бумагу и нарисуйте с помощью человечков кусок пластилина. (дети рисуют схему) Как вы думаете, человечки какого вещества крепче держатся за руки? Почему? (каменные, потому что камень тверже, чем пластилин) Мы нарисовали пластилиновых человечков и каменных одинковыми почему? (это твердые вещества)
Воспит. В нашей необычной стране протекает большая река и она попадает на камни. Давайте подумаем, что тогда происходит. (ответы детей) Давайте разделимся на две команды и покажем как это происходит. Одна команда – это камень, другая – человечки воды. (Дети строятся в два круга. Внутренний круг - дети близко стоят друг к другу и крепко держатся за руки. Второй - дети не так близко стоят друг к другу.
Воспит: В этой стране есть камешки, которые встречаются и у нас. Вот они (показать уголь) Какие это камни, кто знает? (ответы детей) Если у нас будет незнакомая дорога, то как нам может уголь помочь? (можно нарисовать дорогу) А как с помощью человечков мы можем показать что уголь рисует на бумаге? (ответы детей) Давайте составим схему как уголь рисует на бумаге.
Воспит. : Наше путешествие подошло к концу. Какие человечки нам сегодня помогали? Что у нас получилось лучше всего? Чем бы вы хотели с помощью человечков еще рассмотреть?