РОГОВА АЛЕКСАНДРА
Мастер-класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ в работе с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
Цель: Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
• раскрыть значение здоровьесберегающих технологий;
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Здоровьесберегающие технологии в ДОУ в работе с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
• познакомить с методикой их проведения;
• поделиться личным опытом работы по сохранению здоровья дошкольников;
• распространить педагогический опыт по применению здоровьесберегающих технологий;
• познакомить педагогов с элементами здоровьесберегающих технологий с целью повышения их профессиональной компетентности.
Ход мастер – класса :
Здравствуйте Уважаемые коллеги, жюри, гости! Я представляю свой мастер класс на тему : «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ». И хочу начать свой мастер-класс с научной загадки.
-Подумайте, о какой человеческой ценности говорил известный русский врач и писатель Викентий Викентьевич Вересаев: «С ним не страшны никакие испытания, его потерять – значит потерять все; без него нет ни свободы, нет независимости; человек становится рабом окружающих людей и обстановки; оно высшее и необходимое благо, а между тем удержать его так трудно» (здоровье). Конечно же о здоровье.
Здоровые дети - в здоровой семье,
Здоровые семьи - в здоровой стране,
Здоровые страны - планета здорова,
Здоровье - какое прекрасное слово!
Так пусть на здоровой планете
Растут здоровые дети!
Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. (Всемирная Организация Здравоохранения)
Забота о здоровье - это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. (Василий Александрович Сухомлинский)
Пришло время новых технологий, назначение которых - объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление здоровья. Эти технологии получили название «здоровьесберегающие». Что же такое «здоровьесберегающие технологии»?
Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и медицинского работника.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий : обеспечить дошкольнику возможность не только сохранения здоровья, но и его укрепления.
Давайте вместе с вами вспомним Формы организации здоровьесберегающей работы :
1. Утренняя гимнастика
2. Пальчиковая гимнастика
3. Физкультурные занятия
4. Артикуляционная гимнастика
5. Гимнастика для глаз.
6. Физкультминутки
7. Бодрящая гимнастика
8. Коррегирующая гимнастика
9. Физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами.
10. Физкультурные прогулки.
11. Динамические паузы
12. Релаксация.
13. Массаж ладоней и пальцев рук:
14. Технология музыкального воздействия
15. Сказкотерапия
(Работа со зрителями)А теперь мы с вами немного поиграем и проведем всем известную пальчиковую гимнастику «Семья»
Этот пальчик-дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик-папочка,
Этот пальчик- мамочка,
Этот пальчик- я,
Вот и вся моя семья!
(все были хорошими помощниками, но вас я попрошу также активно поучаствовать в моем мк-4 чел)
Первая форма здоровьесберегающих технологий, которую я часто использую в своей работе- это :
1. Массаж ладоней и пальцев рук: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». (В. Сухомлинский)
Такой массаж мы выполняем например с прищепками. Ребенок на каждое слово кусает ногтевые фаланги от мизинца к большому пальцу и обратно, проговаривая слова. Давайте и мы с вами проведем такой массаж под названием «Котенок»
Кусается сильно котёнок-глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
—Но я же играю с тобою, малыш!
—А будешь кусаться — скажу тебе «кыш!».
Когда дети впервые выполняют этот массаж, они сначала немного боятся, но в процессе выполнения им очень нравится, они увлекаются, повторяют снова и снова, даже иногда сами придумывают различные сюжеты. Такой массаж можно делать не только с прищепками, но и с различными предметами (грецкий орех, карандаш, шарик, шишки).
2. Следующая форма здоровьесберегающих технологий - Массаж по методу Су – Джок терапии. (кто-нибудь знаком с этим словом)
Су - Джок терапия – это последнее достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Цель такого массажа: воздействовать на биологически активные точки, стимулируя речевые зоны коры головного мозга. Данный массаж выполняется специальным массажным шариком. Сейчас мы с вами выполним такой массаж, я буду проговаривать текст, и показывать движения, а вы повторяйте за мной.
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Дети с огромным удовольствием выполняют такой игровой массаж рук, лица.
3. Ещё одна из технологий называется кинезиология- наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения. Основателями кинезиологии являются американские педагоги, доктора наук Пол и Гейл Деннисоны.
Давайте попробуем поиграть, сначала я даю условные обозначения (зайчик-колечко-цепочка, а сейчас буду называть эти слова, а вы их показывать, сначала выполняем одной рукой медленно, потом двумя - быстрее. Поэтому принципу мы играем в такие игры как: кулак-ребро-ладонь, камень-ножницы-бумага и др.
4. Еще одна из форм здоровьесберегающих технологий, которую я использую в своей работе это игровой самомассаж - нетрадиционный вид упражнений, помогающий естественно развиваться организму ребенка, функционально совершенствоваться его отдельным органам и системам. И для этого мы используем обычные пластиковые ложки.
Массаж ложками изобрёл доктор Рене Кох. Он разработал уникальную методику массажа с помощью обычных ложек. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.
применение такого массажа дает еще и развитие мелкой моторики у ребенка, ребенок, делая массаж, легко усваивает названия частей лица,
давайте и мы с вами сделаем такой игровой массаж лица, проговаривая слова, повторяем движения.
«ЛОБ ПОГЛАДИЛИ МЫ НЕЖНО
И РАССЛАБИЛИ ПРИЛЕЖНО»
(поглаживание горками ложек вокруг лобных бугров)
«КАК ПОГЛАДИТЬ ЩЕКИ НАМ,
НЕ СДВИГАЯ КОЖУ ТАМ?»
(круговое поглаживание горками ложек по щекам)
«НАДО РАСТЕРЕТЬ ВИСОЧКИ
НАДАВИВ В ПОСЛЕДНЕЙ ТОЧКЕ»
(круговые движения горками ложек у виска с легким нажатием в конце движения)
«ПОКРУЖИМ МЕЖДУ БРОВЕЙ,
ЧТОБЫ СТАЛО ВЕСЕЛЕЙ»
(спиральное растирание пространства между бровями)
«ПОВЕРНЕМ БОКАМИ ЛОЖКИ,
УБЕРЕМ СО ЩЕЧЕК КРОШКИ»
(движение снизу вверх по щекам боковой поверхностью черпака)
«ПОСКРЕБЕМ ПО ГУБКАМ ТОЖЕ,
ЗАБЫВАТЬ О НИХ НЕГОЖЕ»
(скребущее движение по верхней губе кончиками ложек)
«И НАЖМЕМ КОНЦАМИ ЛОЖЕК,
КАК НАЖАТЬ ИХ МОГ БЫ ЕЖИК»
(неглубокие, но частые нажатия кончиками ложек по всей длине губ)
«РАЗОМНЕМ ПОЛУЧШЕ ЩЕКИ,
КРУГ РИСУЯ ТАМ ГЛУБОКИЙ»
(круговое разминание горками ложек щек)
«ЩЕКИ МОЖНО ПОСДВИГАТЬ
ВВЕРХ И ВНИЗ, И ВВЕРХ ОПЯТЬ»
(зигзагообразное разминание горками ложек от углов рта к козелкам)
«ГУБЫ В СКЛАДКУ СОБИРАЕМ,
ВВЕРХ И ВНИЗ ИХ ПОСДВИГАЕМ»
(кончики ложек смотрят на носогубные складки, собрать верхнюю губу в горку и перетирать ее вверх, вниз)
«ПРИЖИМАЕМ НАШИ ГУБЫ,
РАЗМИНАЕМ ИХ НЕГРУБО»
(прижимание сначала верхней, а затем нижней губы к зубам и дёснам внешней стороной кончиков ложек)
«МЫ ПОШЛЁПАЕМ ПО ЩЕЧКАМ,
СЛОВНО КАПЕЛЬКИ ПО КОЧКАМ»
Я благодарю участников мастер класса и хотела бы вам задать такой вопрос: «Как Вы считаете, могли бы Вы в своей работе использовать данные приемы и где?»
Уважаемые коллеги, я поделилась с вами вариативностью использования в своей работе разнообразных методов и приёмов для сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Я могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на здоровье моих воспитанников во всех смыслах этого слова, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса, они всегда в хорошем настроении, а это для меня самое главное.
И в завершении мастер – класса я предлагаю вам немного расслабиться (проводится под спокойную музыку).
Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит: А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца. А мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание и за работу. Я готова ответить на ваши вопросы.