Елена Попова
Консультация для педагогов «Основные методы развития у дошкольников ценностного отношения к родному краю»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Огонёк» муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области
Тема: «Основные методы развития у дошкольников ценностного отношения к родному краю»
Подготовила: Попова Елена Евгеньевна,
воспитатель
п. Космынино
Публикация «Консультация для педагогов „Основные методы развития у дошкольников ценностного отношения к родному краю“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Консультации
- Темочки
2018г
Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место и место его детей в окружающем мире. Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо всегда. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой край, нам нужно показать их с привлекательной стороны.
Патриотизм надо прививать с раннего детства. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования патриотических чувств. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Воспитатель должен пробудить, у детей, любовь к родному краю, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. Каждый вид деятельности создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания: на занятиях необходимо решать задачи, связанные с умственным развитием ребенка, в игре – формировать навыки коллективизма, в процессе трудовой деятельности – уважение к людям труда, трудолюбие и бережливость, организованность и чувство ответственности и долга. Все это, в конечном счете, будет содействовать патриотическому воспитанию ребенка.
Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерна наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений.
Использование фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и др.). В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих «золотых» рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.
Надо помочь дошкольнику сформировать первые чувства патриотизма: любовь к родному краю, уважение к традициям и гордость за свою Родину. Полученные на тематических утренниках и других досуговых мероприятиях знания позволят подвести ребенка к пониманию неповторимости культуры своего народа и своего родного города.
Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома, в детском саду.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы.
Важно донести до детей мысль: спустя много – много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших нашу Родину.
Особую значимость приобретает знакомство детей дошкольного возраста с жизнью страны, ее героями, полководцами, героическими событиями, которые происходили в родном городе.
Так из любви к родному краю развивается у детей чувство любви к Родине.
В детском саду, как отмечают многие авторы, необходимо проводить занятия особого вида, главной задачей которых является воспитание у детей патриотических начал. Обязательное условие воспитания начал патриотизма – забота воспитателя о том, чтобы обучение на занятиях было связано с детской деятельностью и практическими делами. Чтобы увидеть результат своей работы, необходимо превратить детей из зрителей, наблюдателей и слушателей, в активных, эмоциональных участников.
Дошкольное детство – пора открытий. Задача взрослых – помочь ребенку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию нравственных чувств. Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место и место его детей в окружающем мире. Чтобы быть уверенными, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому детей. А это возможно только тогда, когда освоена родная культура, включающая много различных аспектов: традиции и обычаи народа, историю его развития, духовное наследие и тд. Если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушатся связи между поколениями, может оказаться под угрозой государственность.
Чтобы избежать этого, необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные и этические качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны.
Дети – дошкольники очень любознательны, обладают хорошей памятью, впечатлительны. Это позволяет формировать у них живой интерес к своему краю. Поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Формирование личности ребенка осуществляется в ходе освоения им общественно – исторического опыта.
Задача педагогов и родителей :
пробудить в растущем человеке любовь к родной земле,
с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества;
воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, деревне, поселку, городу;
чувство гордости за достижения страны,
любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов;
развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
С младшими дошкольниками надо начинать знакомство с поселком с наблюдения близлежащих улиц (улицы длинны, на них много домов, у каждого дома номер). Воспитатель должен объяснить детям, что они тоже – маленькие Космынинцы, поэтому должны делать все, чтобы наш поселок был чистым и нарядным: бросать фантики от конфет и мороженого в контейнер для мусора, не ломать веточки и не рвать цветы. Обязательно надо рассказывать о родном поселке, чтобы дети смогли увидеть большие и маленькие дома, постройки разных конструкций, различных стилей архитектуры.
Со средней группы воспитатель может проводить занятия по ознакомлению с главными достопримечательностями поселка, основная цель которых : вызвать у детей чувство восхищения; подчеркнуть, что все вокруг сделано руками человека очень давно, но народ помнит имена тех мастеров, кто созидал, ваял, творил. С этого возраста возможно начинать чтение художественной литературы об исторических событиях, о народном героизме.
Большое значение имеют беседы с детьми: что знают о поселке. Важно показать детям родной поселок как поселок – красавец (красивые дома, живописная природа тд.).
В старшей группе становится актуальной задача знакомства детей с историей родного поселка. Необходимо закреплять знания детей о родном районе, познакомить с профессиями и предприятиями, на которых работают жители поселка и района. В этом возрасте необходимо использовать такие формы работы, как беседы об увиденном, наблюдаемом; рассматривании иллюстраций о городах, где побывали с родителями; совместный труд по благоустройству поселка; закрепление в играх и изобразительной деятельности полученной информации; консультативная работа с родителями детей.
В подготовительной группе важно поддерживать интерес детей к жизни наших предков, обогащать их новыми знаниями об исторических событиях и конкретных личностях; знакомить с символикой. Приобщить детей к произведениям русской литературы.
Эта весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно, во всех группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному краю, к своей стране.
Все эти методы и приемы, помогут вызвать у детей интерес и желание узнавать свой родной край, продолжать знакомиться ближе и увидеть все своими глазами.
Прививая детям любовь к родному поселку необходимо использовать разные методы :
экскурсии,
целевые прогулки,
рассказ воспитателя,
занятия – путешествия,
вечера досуга,
тематические выставки…
Экскурсии – удивительная форма взаимодействия с детьми. Именно «взаимодействие», а не работа. Экскурсии обогащают детей новыми знаниями о родном поселке, способствуют воспитанию у них чувства гордости за свой поселок.
Целевые прогулки. С малышами целесообразно прогуляться в магазин (там покупают сладости, на почту (мама оплачивает квартиру, с детьми по – старше – в больницу, пожарную часть, школу, клуб.
Праздники – это всегда радость! Надо суметь превратить подготовку к празднику в игру: выполненные руками детей рисунки, аппликации и приготовления театрализованных атрибутов; выученные стихотворения и песни, предвкушение встречи с неожиданными гостями поднимает настроение.
При рассматривании картин великих мастеров (Коровин К. А., Саврасов А. К., Васнецов В. М. и других, воспитатель воспитывает в ребенке любовь к своей семье, к природе, к своему краю, к своей Родине.
В группе собираются альбомы, которые создаются родителями вместе с детьми: «Мой поселок», «Где мы были», «Памятники» и др.
Естественно, некоторые методы и приемы, требуют доработки и корректировки, но главное, чтобы не потерялись в будущей взрослой жизни детские таланты, доброта, щедрость сердца, состояние радости и открытий, чтобы детство было ярким началом жизненного пути.