Ирина Пупышева
Формирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровью
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровью
Ирина Пупышева
Осознанное отношение к своему здоровью необходимо формировать у детей уже в дошкольном возрасте.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования одной из задач образовательной области «Физическое развитие» является «становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами».
Публикация «Формирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровью» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
Поэтому мне, как педагогу, важно не только научить своих воспитанников плавать, а в первую очередь способствовать их общему физическому развитию, в том числе формированию начальных представлений о здоровом образе жизни.
В условиях обновления содержания дошкольного образования, при проектировании здоровьесберегающей среды в плавательном бассейне оборудован «Центр Здоровья».
Хочу показать один из его уголков и представить дидактическое пособие «Человечек и след Большого Йога".
Идея создания пособия возникла после приобретения массажных резиновых ковриков для бассейна. Дети с удовольствием ходили по этим ярким, упругим «островкам». Но, как известно, все новое когда-то надоедает. И мой эмоциональный рассказ о том, как полезно «босохождение» по массажным дорожкам, детей уже не впечатлял. Убеждения «у вас будут здоровые ножки, вы сможете ходить в дальние походы, станете выдающимися спортсменами, девочки смогут выбирать себе самые красивые туфельки на высоких каблучках» к сожалению уже не вдохновляли. Это и понятно - общие фразы, которые всегда на слуху. Да и какая связь между детсадовскими дорожками и рекордами на марафонских дистанциях!
Но мои воспитанники народ ответственный, и ножки мы продолжали массажировать, «надо, значит надо», хотя дети явно скучали.
На помощь пришел маленький смышленый Человечек.
Он поведал детям о том, что внутри каждого из нас есть замечательные органы – помощники. Они помогают человеку расти и развиваться.
Благодаря им мы живем, дышим, думаем. Но и помощники иногда устают, и даже болеют. Поэтому люди должны заботиться о них, помогать.
Человечек подсказал любопытный способ, которому уже более 5000 лет. А его первооткрывателями являются Китай и Индия, ставшие родоначальниками точечной терапии. Они утверждали, что через нажатие на ступню можно достичь улучшения состояния всех органов тела.
Оказывается, вся поверхность тела человека является рефлекторной зоной. Так взрослые называют волшебные целебные точки. Особенно уникальны в этом отношении подошвы стоп, на поверхности которых расположено большое количество активных точек, связанных с внутренними органами человека.
Каждая точка соответствуют определенному органу, и отвечает за его бесперебойную работу и хорошее самочувствие. А точки на большом пальце ступни отвечают за зрение, слух, обоняние и даже за работу мозга.
А если воздействовать на кожу всей подошвы с помощью массажа, то это улучшает энергетический баланс, бодрит или успокаивает нашу нервную систему (в зависимости от способа воздействия, улучшает кровоснабжение, уменьшает боль, снижает напряжение.
На наших ступнях эти точки никак не обозначены, но их можно найти, изучив след Большого Йога.
Дети с интересом рассматривали странные знаки на большой ступне, сравнивали их с органами на Человечке. Пытались найти волшебные точки на своих ступнях. Задавали много вопросов, всем было интересно.
Так состоялась первая встреча с Человечком.
А на следующий день знаки со следа Большого Йога исчезли.
Но ребята знают, что при следующей встрече на нем обязательно появится какой-нибудь знак. И они с нетерпением ждут очередной рассказ об органе - помощнике и его волшебной точке.
Я объясняю детям, как точка располагается по отношению к пятке, пальчикам, внешнему или внутреннему краю стопы, к маленьким и большим бугоркам. Мы вместе наклеиваем знак на след Большого Йога, а ребята отмечают точку на маленьких бумажных следах, а потом находят на своей подошве и массажируют.
Массаж ребята проводят пальчиками, иногда ставят ножку на перевернутую крышку от «непроливайки» и осторожно надавливают.
Иногда пользуемся цветными брусочками. Дети катают их, зажимают пальцами ног (профилактика плоскостопия) и приподнимают, или легонько наступают на них.
И только тогда, когда все ребята научатся находить и называть орган на Человечке, запомнят, чем он важен для жизнедеятельности человека, когда самостоятельно смогут находить соответствующую точку у себя на ступне, переходим к новому.
Теперь мои воспитанники больше не скучают, массажируя ножки. Они знают, что о здоровье нужно заботиться и беречь его с детства.
Из ярких крышек, нанизанных на леску, я смастерила массажеры - тренажеры «Веселые колесики». Они хорошо разогревают ножки перед массажем, благоприятно воздействуют на рефлекторные точки, укрепляют свод стопы, и поднимают настроение. Чем быстрее крутятся колесики, тем громче и веселее звучат.
Дети с удовольствием играют с Человечком.
Дидактическая игра «Что у меня внутри?»
Задачи:
1. Формировать представления о значении внутренних органов для нормальной жизнедеятельности человека.
2. Развивать умение различать и называть органы.
Задание:
1. Отгадать загадку или подсказку.
2. Найти заданный орган, установить на макете.
3. Показать на себе, где он находится внутри человека.
4. Рассказать о его функции.
Дидактическая игра «Как помочь помощникам?»
Задачи:
1. Развивать умение находить рефлекторные точки на ступне.
2. Формировать умение использовать специальные упражнения для укрепления различных органов и систем организма.
Задание:
1. Найти заданный орган-помощник на макете Человечка.
2. Найти соответствующую ему рефлекторную точку на ступне Большого Йога.
3. На бумажном следке (заранее заготовить по количеству детей) отметить точку, отвечающую за работу этого органа.
4. Найти точку на своей ступне.
А еще ребятам нравятся увлекательные «походы за здоровьем» в лес, к морю, которые бывают, полны неожиданных сюрпризов и даже «опасностей».
Дети гуляют по «цветочной полянке» (коврики с пуговицами).
Проходят по «берегам красивого озера» (обруч, наступая на края пяточками. Идут боком или вперед лицом, ставя ступни «елочкой».
А здесь среди цветов извилистая тропинка (крышки, нанизанные на длинную леску).
А возле ручья свернулась калачиком змея. Эта змея сказочная и она не опасна. Ей можно помассировать спинку (осторожно наступая ножками).
Есть разные варианты использования пособия.
Медуза.
Медуза качается на морских волнах.
Большой кальмар играет с волнами.
Заканчивая массаж, катаем поролоновые палочки. Дети представляют, что это «ледяные сосульки», они так приятно охлаждают и успокаивают кожу.
Дидактическое пособие
«Человечек и след Большого Йога»
Пособие предназначено для формирования у дошкольников общего представления о строении человеческого организма, его целостности и особенностях функционирования, и не претендует на изучение метода, используемого современной медициной для лечебного воздействия на организм человека – рефлексотерапию.
В сочетании с нестандартным физкультурно-игровым оборудованием имеет положительное профилактическое воздействие на детский организм, формирует у дошкольников осознанное отношение к своему здоровью, способствует желанию заботиться о нем,
Описание
«Человечек»
Пособие выполнено из толстого гофрокартона и представляет собой маленького человечка, образ которого взят из детской энциклопедии «Мое тело».
В центре силуэта, «на груди и животике», верхний слой картона снят. В образовавшуюся нишу вставляются пазлы (органы) из более тонкого картона.
Дополнительно предусмотрена съемная «рубашка».
«След Большого Йога»
За основу взята карта меридианов рефлекторных точек человеческой ступни (в аннотации к массажным коврикам она очень простая и доступная).
Пособие выполнено из гофрокартона и представляет собой большой человеческий след, на который по мере освоения и запоминания детьми поочередно наклеиваются точки (мини-органы) отвечающие за работу внутренних органов.
Рекомендации по изготовлению
Изображения органов на силуэте и ступне по цвету и очертаниям должны совпадать.
Пособие и все детали к нему желательно покрыть яркой самоклеящейся пленкой – дольше прослужит, гигиенично и легко в обработке.
Выбирайте пленку с матовым покрытием. Мое пособие обернуто глянцевой пленкой и дает блики, поэтому с группами компенсирующей направленности (дети с нарушением зрения) работаю только при определенном освещении, что не очень удобно.
Рекомендации по проведению
Подготовьте детей, прежде чем снять рубашку с Человечка. Первое впечатление не всегда приятное и может напугать.
Не рассказывайте обо всех органах сразу. Создавайте интригу.
Рассказ о значении внутренних органов для жизнедеятельности человека должен быть кратким, но емким. Длительные объяснения утомляют детей и не способствуют усвоению материала.
Хорошо воспринимаются объяснения в стихах.
Рекомендую использовать стихи Н. Кнушевицкой.
Сердце
В груди у каждого из нас
И день, и ночь, и всякий час
Мотор стучит чудесный.
Конечно, вам известный.
Любой его назвать бы смог:
Лишь только жизни огонек
Однажды разгорится —
Начнет тут сердце биться.
Оно, как маленький насос,
Совсем не в шутку, а всерьёз
Качает кровь, качает
И устали не знает.
И если кто из нас сидит,
Читает или пишет,
Оно тихонечко стучит,
Его мы и не слышим.
Но если быстро побежать
Иль сказку стоит услыхать
Про злого Бармалея —
Забьется посильнее.
Моторчик наш, он непростой,
Он не железный, а живой.
Он тосковать умеет,
И любит, и жалеет!
Лёгкие
Ходим мы, играем, пишем,
И все время дышим, дышим.
Ведь для этого недаром
Есть у всех нас легких пара.
И они, подумать только,
Все разделены на дольки,
Невесомы и воздушны.
Наши легкие послушно
Выдох делают за вздохом.
Нам без них пришлось бы плохо!
Желудок
Все сказу про Красную шапочку знают,
Но только вот здесь заковырка какая:
Бабушка в волчьем сидела желудке!
Скажу вам, что это лишь милая шутка.
Желудок размером не очень велик,
И бабушек прятать он не привык,
У человека и зверя любого
Служит желудок совсем для другого.
Соком желудочным пищу польёт,
Побудет чуть-чуть она здесь — и вперёд.
Конфета, ватрушка или печенье
Дальше отправятся без промедленья!
Почки
Хоть они зовутся «почки» —
Не растут из них листочки.
Две близняшки, две сестрички
Соль и лишнюю водичку
Аккуратно собирают —
Их обязанность такая.
Нас избавят почки дружно
От того, что нам не нужно!
Почки очищают кровь. Это парный орган, у человека их две.
Селезёнка
А здесь левее, чуть в сторонке.
Расположилась селезёнка.
Но селезня с ней нету рядом.
И удивляться тут не надо.
Нам селезень внутри не нужен,
Ну, разве только что на ужин.
А вот без скромной селезёнки
Лишимся сразу мы силёнки.
Она ведь днём и даже ночью
Над кровью нашей всё хлопочет.
Напомнить любит о себе
При беге быстром и ходьбе!
Печень
Ну, а теперь расскажу вам про печень.
Знайте, что надо её поберечь нам.
Печень устроилась, как королева,
Конечно же, справа, а вовсе не слева.
Зачем она нам? Я отвечу, к примеру,
Является печень защитным барьером.
Первый удар на себя принимает.
Если попалась отрава какая.
Ну а ещё, словно тайный заводик,
Желчь постоянно она производит.
С этой работой своею незримой
Печень нам просто необходима!
Желчный пузырь
Всегда на кого-то он зол и сердит,
Желчью своей до краев он налит —
Жидкостью горькой такою особой,
Она нам нужна, переваривать чтобы
Суп и котлету, и винегрет.
Словом, всё то, что съедим на обед!
Мозг
Главнее его нам с тобой не найти,
Заставит он сесть и заставит идти.
Запомнит стишок и задачку решит,
И шуткою новой всех рассмешит.
Придумал он радио и телефон,
Машины, ракеты - это всё он.
И книги на полках библиотек.
И трудится мозг пока жив человек!